Тема урока: Решение задач и примеров. Закрепление.
Цель: создание условий для совершенствования знания таблицы сложения и вычитания, умения выделять составные части задачи.
Задачи:
- научить точно и чётко объяснять, что неизвестно, что следует из условия задачи;
- развивать навык быстрого счёта;
- воспитывать самостоятельность и инициативу, настойчивость в преодолении трудностей.
Оборудование: учебник “Математика” (М.И. Моро, М.А. Бантова, I класс 1 –4); карточки с числами; плакат – эскиз; индивидуальные полотна; мольберт, кисти, краски; папки, с алгоритмами; фишки с числами.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Сообщение темы и задач урока
III. Этап подготовки учащихся к закреплению
– Ребята, у меня 2 рисунка. На каком рисунке изброжен художник? Как вы догадались? (Стоит у мольберта, в руках краски и кисти.)
– Сегодня мы организуем художественную мастерскую. Там художники пишут картины, в которых выражают своё настроение. Сначала они выполняют эскиз, потом пишут картину маслом или акварелью. (Дети знакомы со значением слов эскиз и сюжет.) На чём пишут картины? (На холсте, ватмане.)
– Ребята, посмотрите, даже по эскизу понятно какое время года изобразил художник. (Зима.)
– А какой самый любимый детский праздник в это время года? Почему? (Новый год – это для всех подарки, елки, украшения, Дед Мороз, Снегурочка.)
– С чего начинает свою работу художник, если сюжет картины выбран? (С выбора, на чём и чем писать.)
IV. Этап закрепление знаний
1. Актуализация знаний о геометрических фигурах.
– Какую форму имеют картины?
– Какие ещё геометрические фигуры мы знаем?
– С помощью каких линий художник выполнил эскиз?
– На эскизе линия горизонта как обозначена?
(_______)
– Контур леса? (N)
– Дупло? (О)
– Ветка дерева? (N)
– Стог сена?
2. Закрепление знаний состава числа.
– Какими инструментами пользуется художник при написании картины? (Кистью)
– Кисти бывают под разными номерами. Для чего? (Чтобы выполнять тонкие и толстые линии, заливать фон.)
Представлен плакат в виде кисти. На материале, размещённом на плакате, отрабатывается состав числа 10 (8, 6, 4.)
3. Решение задач изученных видов.
– Ребята, обратимся снова к нашему эскизу. Перед нами дупло дерева. Кто может жить в нём? (Сова, белка.)
– Что заготовила белка на зиму? (Орехи, грибы.)
3.1 Белка приготовила на обед три больших ореха и четыре маленьких. Сколько всего грибов приготовила белка?
– Сможем ли мы ответить на поставленный вопрос? (Нет.)
– Почему?
– Как нужно изменить вопрос, чтобы мы могли решить задачу?
– На индивидуальных полотнах с помощью карточек с цифрами покажите решение задачи.
Идёт проверка решения.
3.2. На эскизе избражены две елки. Допустим, что одна ёлка высотой 1 м, а другая на 2 м выше. Какова высота второй ёлки? Покажите отрезками на чертеже, что значит на 2 метра выше.
Все дети выполняют чертёж в тетрадях.
– Какое арифметическое действие должно быть выполнено для получения ответа на вопрос задачи?
Запись решения задачи в тетрадь.
3.3. В нашем учебнике на странице 110 нарисована ёлка в цвете. Кто изображен около ёлки? (Дед Мороз и Снегурочка.)
Физминутка
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём.
Сядем в саночки –
Самокаточки.
Страница 110 задание 20.
На партах находятся индивидуальные папки с алгоритмами для читающих детей и условными обозначениями для начинающих читать.
1. Прочитай задачу самостоятельно. А
2. Расскажи задачу ?
3. Выдели части задачи. У. В.
4. Объясни, можешь ли сразу ответить на вопрос задачи. = ?
5. Выполни решение.
6. Ответь на вопрос задачи? ? =
С помощью алгоритма проводится разбор задачи и выполняется решение.
3.4. Страница 110, задание 21.
Решается самостоятельно.
4. Решение примеров на сложение и вычитание. Чтение разными способами.
– Одну из ёлок на эскизе художник украсил игрушками. Эта ёлка для животных, которые живут в лесу. А вот какие животные ждут праздника, и какие игрушки на ёлке мы узнаем, когда решим примеры на сложение и вычитание.
На эскизе расположены фишки с номерами, дети решают примеры, находят ответы на фишках и фишки переворачивают. На обратной стороне фишек животные и игрушки.
5 + 3 5 + 2 5 + 1 5 – 1 5 – 2 5 – 3 |
7 – 3 7 – 2 7 – 1 8 + 2 8 + 1 8 + 0 |
Чтение примеров разными способами.
5 плюс 3
5 да 2
5 и 1
5 без 1
5 минус 2
5 вычесть 3
– Посмотрите, как мы украсили нашу ёлку. Ведь животные, также как люди, радуются новогоднему празднику, и теперь у них есть такая ёлочка. Давайте её им подарим.
5. Работа в парах.
– На карточках написан ряд чисел. Найдите лишнее число и объясните, почему оно лишнее.
(Каждой группе даётся отдельное задание.)
- 2 4 5 6 8 (5 нечётное)
- 2 4 6 8 10 (10 двузначное)
- 1 3 5 7 8 9 (8 четное)
- 1 2 3 4 5 10 (10 двузначное)
IV. Итог
– Понравилось ли вам в художественной мастерской?
– Что больше?
– Кто лучше стал знать таблицу сложения?