Задачи:
- ознакомить с событиями октября 1917 г., действующими лицами и их ролью в происходившем;
- активизировать навыки самостоятельной работы на уроках;
- дать возможность сформировать собственную точку зрения по проблеме.
Цель урока для учащихся:
1. изучив материал, понять: события октября 1917 г.-переворот или революция?;
2. доказать тезис: историки считают, что события октября 1917 г. свернули начатые в феврале 1917 г. демократические преобразования.
Предварительная работа: распределить темы докладов (2 ученика), назначить и дать задание хронологу и архивариусу; подготовить комплекты рабочих листов для работы групп на уроке, включающие цель урока, словарные слова, текст с попущенными словами, тест; разделить класс на группы, подготовить необходимое количество хрестоматий.
1 этап Повторение Учитель Хронолог (1 ученик) 2 минуты Учитель? Архивариус (2 ученик) 5 минут Учитель Вывод 2 этап Предпосылки событий октября 1917г. Учитель 3 минуты ? 3 этап Октябрь 1917г.: кульминация. Докладчик 1 (3 ученик) 3 минуты Учитель 4 минуты Обратить внимание! 4 этап Последствия Докладчик 2 (4 ученик) 3 минуты Обратить внимание! Учитель 3 минуты Выставление оценок за урок. Д/З |
Оргмомент Тема урока: События октября 1917 г. На уроке с ней знакомимся, анализируем, делаем выводы. Мы должны дать оценку и выяснить значение событий октября 1917 г. (озвучивается 1 цель, дается ориентировка по работе на урок: работаем и в группах и индивидуально). Прежде чем перенестись в октябрьские дни1917 г., вспомним, что им предшествовало. Остановимся на 2-х моментах: хронологии и терминах. Соотнести даты и события. Индивидуальная работа. Почему считается, что Февральская революция 1917 г. свершилась? Какие вопросы должна была решить? Индивидуальная работа. Работа со словарем 1. “Лишнее слово” А) какая партия лишняя по отношению к события февраля 1917 г.? Б) ведущая сила Февральской революции по апрель? В) ведущая сила Февральской революции с апреля? Почему? 2. Вставить в текст слова Работа в группах Докажите, что Февральская революция – пик развития демократии. Индивидуальная работа. Пик всегда предполагает дальнейший спад. Нам уже известно, что к осени в стране разразился общенациональный политический кризис. Перечислите признаки кризиса, используя материал документов (документы на столах). О складывании какой ситуации можно говорить? Докажите (по формуле) Индивидуальная работа. Штурм Зимнего дворца. II съезд (подготовлено в качестве индивидуального опережающего задания) Сделаем вывод по первой цели, стоящей перед нами на уроке. Итак, события октября 1917 г.: переворот или революция? Работа в группах +озвучивание результатов Есть мнение, что это переворот, приведший к революции. Попробуем доказать это на основе определений “переворот” и “революция”. Индивидуальная работа. Разгон Учредительного собрания (подготовлено в качестве индивидуального опережающего задания). Методы большевиков – дать характеристику. Индивидуальная работа. Сделаем вывод (по 2-й цели : к тезису) Индивидуальная работа. Сегодня мы еще раз вернулись к событию, поворотному в судьбе нашей страны. Как его оценивать – личное дело каждого, но знать, как все происходило, кто участвовал, в этих событиях необходимо. Контрольный тест по теме из ЕГЭ |
Рабочий лист к уроку: События октября 1917 г.
Цель:
1.изучив материал, понять: события октября 1917г.-переворот или революция?;
2. доказать тезис: историки считают, что события октября 1917г. свернули начатые в феврале 1917г. демократические преобразования.
Словарь:
революция | кадеты |
реформа | эсеры |
демократия | Учредительное собрание |
республика | Временное правительство |
черносотенцы | Петросовет |
октябристы | большевики |
меньшевики |
Текст: Февральская … ознаменовала собой поворот России к новому политическому строю, к …. Но столь желаемая частью народа форма правления - … - была провозглашена лишь 1 сентября 1917г. Вопрос о форме правления и дальнейшем пути развития российского государства возлагался на … …, созыв которого должно было … … и ….
Вставить пропущенные слова, используя словарь к уроку.
Д/З: тест.
Прочтите отрывок и укажите председателя Государственной Думы, о котором в нем говорится.
“Получив телеграмму о том, что государь отрекся от престола, в Ставке стало ясно, что этим дело не кончится….. Председатель Думы прислал телеграмму, что надо задержать приказ…..чтобы не произошло путаницы”.
А) Милюков
Б) Львов
В) Родзянко
Г) Гучков
Укажите термин, обозначающий основное требование программы эсеров, положенное в основу Декрета о мире 1917 г.
А) социализация земли | В) приватизация земли |
Б) национализация земли | Г) муниципализация земли |
Прочтите отрывок и укажите год, к которому относятся описываемые события:
“Армия стала разваливаться. Петросовет выпустил и разослал по телеграфу приказ, который в корне подрывал дисциплину, лишая офицеров….какой-либо власти над солдатами”.
А) 1915г. | В) 1917г. |
Б) 1918г. | Г) 1921г. |
Декрет о мире содержал призыв к отказу от возмещения побежденными государствами материального ущерба, то есть к отказу от:
А) аннексий | В) репараций |
Б) контрибуций | Г) концессий |
К апрелю 1917г. относится:
А) отречение Николая II
Б) роспуск Учредительного собрания
В) “нота Милюкова”
Г) II Всероссийский съезд Советов
Прочтите отрывок и укажите пропущенную фамилию государственного деятеля.
“…Временный комитет Государственной Думы министрами первого общественного кабинета следующих лиц….Министр военный и морской - “…..”.
А) Милюков
Б) Львов
В) Керенский
Г) Гучков
К решениям II Всероссийского съезда Советов относится:
А) ратификация Брестского мира с Германией
Б) принятие Декрета о мире
В) утверждение Конституции РСФСР
Г) создание Совета труда и обороны
Лидерами партии кадетов были:
А) Чернов, Савинков
Б) Ленин, Мартов
В) Милюков, Набоков
Г) Пуришкевич, Дубровин
Прочтите отрывок и укажите пропущенную фамилию государственного деятеля.
“ Покушение Корнилова на свержение “…” форменно провалилось даже без особых усилий со стороны последнего…….Но “…” этот эпизод вскружил голову и заставил еще пренебрежительней относится…. К его истинным врагам – большевикам, такою легкою жертвой коих он скоро сам пал”
А) Милюков
Б) Львов
В) Керенский
Г) Николай II