Цели:
- вызвать интерес к чтению;
- учить анализировать текст.
Задачи:
- познакомить с произведением И. Дика "Красные яблоки"
- определить главную мысль рассказа
- понять с какой целью писатель написал этот рассказ
- учить письменно излагать свои мысли.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Чтение текста детьми.
Вопросы на понимание прочитанного текста.
- Какую цель преследует автор, сочиняя такой рассказ?
- Какие чувства хочет вызвать у читателя?
- Чему научить?
II. Первичное чтение текста детьми И. Дика "Красные яблоки".
- Как вы считаете, о чем будет рассказ?
Первая часть. (прием вопросы Блума)
1, 2 абзац
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Как вы думаете, что Севка и Валерка наблюдали из окна?
Продолжение чтения 3,4,5 абзацев.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Как по-вашему поступили ребята?
Чтение 6 абзаца.
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Какую игру придумали Валерка и Севка?
Чтение 7, 8 абзацев.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Что загадал каждый из мальчиков про старушку?
- Как вы считаете, кто победит?
Чтение 9,10 абзацев.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Как вы поняли слова Валерки о мужчине с портфелем - "сейчас поцелуется"?
- Как по-вашему, "поцелуется" мужчина или нет?
Чтение 11,12 абзацев.
- Подтвердилась ли ваше предположение?
- Почему встрепенулся Валерка?
- Как вы думаете, упадет женщина или нет?
Чтение II части текста.
1,2,3 абзацы.
- Что случилось с женщиной, подтвердилось ли ваше предположение?
- Почему Валерке захотелось увидеть ее лицо?
- Как по- вашему, что сделал Валерка?
4,5 абзацы.
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Как вы думаете, была ли это Валеркина мама?
6-9 абзацы.
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Почему Валерке стало страшно?
- О чем он пожалел во время отсутствия мамы?
III. Вторичное восприятие текста.
Выборочное чтение.
Найдите и отметьте те отрывки, в которых рассказывается о том, как вели себя прохожие, оказавшись на застывшей луже?
Какое настроение эта картина вызывала у ребят?
А как вы думаете, как чувствовали себя прохожие? Весело ли им было? –
Перечитайте конец рассказа.
- Почему Валерка, когда пришла мама "стал помогать снимать пальто"?
- А почему рассказ называется "Красные яблоки?”. (Красные яблоки на снегу – сигнал опасности).
- Как вы понимаете, кто такой приятель, а кто – друг?
Работа со словарем. Выясняется лексическое значение слов друг и приятель.
Работа в тетрадях. Составить синквейн в тетрадях.
Приятель | Друг |
Знакомый близкий | верный преданный |
Поздороваться пройдет не выручит | поможет выручит не бросит |
Старый приятель | верный друг |
Добрый мой приятель | нашел друга - береги |
Дети читают и находят разницу между понятиями.
- Как вы думаете, друзья или приятели были Севка и Валерка?
- Какие слова свидетельствуют о бездушии, о грубости по отношению к приятелю?
- Докажите, что Севка так и не понял своей неправоты?
- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?
- Какая фраза Валерки позволяет надеяться, что произошедшее изменило его характер?
IV. Работа в тетрадях.
- Чему научил вас этот рассказ? Что мы должны делать, чтобы наши близкие были счастливы?
Ответы запишите в тетрадях.
Зачитывают свои ответы.
Выразительное чтение текста.