Право на ошибку

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Работа с родителями


Однажды в книге Джона Холта “Причины детских неудач” я прочитала о том, что “даже в самых благожелательных школах дети боятся… боятся плохо ответить, боятся, что их оборвут, и боятся показаться глупыми… Многие испытывают страх большую часть времени, а некоторые постоянно. Трудно смириться с этим жизненным фактом. Что мы можем с этим поделать?” Эта проблема показалась мне актуальной. Ведь я тоже работаю с детьми, да ещё такого нежного возраста (4-6 лет), во Дворце творчества, в студии раннего творческого развития, “Гармония” Я думаю, что педагог должен стремиться к тому, чтобы его воспитанники чувствовали уверенность в своих силах, научились любить себя и положительно относиться к окружающему миру. На занятиях детям нужны радость, удивление и такая важная вещь как право на ошибку.

“Самый ужасный тормоз развития, тормоз жизни – боязнь ошибок. Страх– инструмент зла, орудие манипуляции, главный рычаг всех на свете тиранов. Цепи собственного производства, кнут, растущий из самого тебя, – твой же собственный хвост…” (Очень жаль, что не помню автора этих строк, которые я прочитала в каком-то журнале.) Нашим ребятишкам очень комфортно в студии “Гармония”. В первые месяцы занятий малышам четырех, пяти лет, которым страшно “оторваться” от мамы, разрешают ходить на занятия с родителями. Если ребенок ошибается, никто не будет над ним смеяться, воспитанник не вызовет раздражения педагога. Я люблю повторять: “Не получилось с первого раза, с двадцать первого точно все получится”.

Раньше, когда я только начинала работать, я боялась, когда мои ученики допускали ошибки. Значит, я во всем виновата, плохо научила. А потом я изменила к ошибкам свое отношение. Разве можно научиться ходить, не падая? Преодолевая препятствие, мы растем. Только бояться трудностей не нужно. Работа над ошибками стала для меня интересной, лёгкой, это своего рода игра. Вот как это происходит на занятиях.

Составляем при помощи фишек схему слова “луна”. Разбираем с детьми. Какой первый звук? [ л ] Хорошо. Какой второй? [ н ]. Молодцы. И слово “луна” превращается у нас в [лна]. Да? Ой, нет. Что-то потеряли. Слово “кит”. Какой первый звук? [ к ] Получается [кыт] ?

Играем с кубиками Зайцева. Все веселые, радостные. Каждый хочет принести большой кубик с буквой [ ы ] . Саша принес маленький. Просто говорю: “Это маленький, принеси большой.”

Играем с указками. У каждого в руке указка. “Кто знает, где написано ”ля”? Дети показывают ”ла”. Никакого раздражения с моей стороны, вместе ищем правильный ответ.

Как же прав Н.А.Зайцев, утверждая, что дети, которых заставляют много сидеть в позе “угнетения”, перестают соображать. Его кубики “работают” просто замечательно.

Физкультминутка. “Я показываю движения, ребята, а вы повторяйте за мной. Я люблю вас запутывать, а вы не попадайтесь в мои ловушки, хорошо? Даю команду “Руки вверх”, а сама опускаю их вниз. “Кто не попался?” Очень любят эту игру.

Игра “Четвертый лишний”. На доске фигуры: большой и маленький синие треугольники, маленький синий круг, красный маленький треугольник.

Ваня: “Эта фигура лишняя”.

Я: “Молодец”.

Ира: “Эта фигура лишняя”.

Я: “Молодец”.

Саша: “Эта фигура лишняя”.

Потом спрашиваю каждого, почему они сделали именно такой выбор? Спрашиваю Ваню: “Почему синий треугольник лишний?”

Ваня: “Потому что он синий”.

Я: “А все остальные красные, да?”

Ваня: “Ой, нет”.

Я: “Вот если бы все остальные фигуры были красными, я бы с тобой согласилась”. Мне очень нравится хвалить детей за любые, даже маленькие достижения.

Развитие речи. Надо составить рассказ по картине. Некоторых детей это задание пугает. Обращаюсь к ним: “Кто хочет?” “Кто смелый?” И если слышу ответ, всегда радуюсь: “Ну, какой же ты молодец! Непременно находятся молчуны, которым трудно повторить за мной даже два слова. Сначала ребёнок робко что-то произносит шёпотом. Говорю: “Я тебя не слышу. Еще раз, пожалуйста”. Пытается сказать чуть громче. Моя фраза: “Какой же у Владика красивый голос”! Искренне радуюсь за ребенка. Это так замечательно. В этом возрасте у ребятишек период словотворчества: “Какие у вас кружочные магнитики”. “Полосатовый тигренок”.

“Горохоный суп”, “улыбистый человек”, “гавчонок” (щенок), “свекленый суп”, “грушновый сок”, “некруглятая фигура”, “окношечко”, “гусики” (гусята), вьюга “пометела”. “Из чего был сделан оловянный солдатик?” “Из дерева”. Кошка “мукает”. Самоважный человек”. Карандаш кончился”. “Убольшевиченный знак”. Ошибки сразу не исправляю, удивляюсь: “Какое интересное слово вы придумали, но точнее сказать так…”

Играем с мячом в кругу. Вова испуган и раздражен: “ Не могу придумать слово!” Успокаиваю мальчика: “Ты знаешь, а ведь и я не всегда нахожу нужное слово”. Напряжение спадает.

Другой пример. Математика. У всех получился одинаковый ответ, а Никита не согласен. Я говорю: “Ребята, подождите, может, это мы ошиблись. Давайте послушаем, что Никита скажет”. А Никита, опустив голову, и, закрыв лоб рукой, начинает говорить. Ему страшно, ведь он думает иначе. Говорю: “Смелее, Никита, объясни, почему ты считаешь так? Не всегда большинство право”. Продолжаем разговор. Говорю: “А теперь, ты согласен?” “Да”. Хвалю мальчика за самостоятельность.

Очень люблю задания, где несколько вариантов ответов. Например, игра “Четвертый лишний”.

Нужно ребенку дать время, чтобы он смог ответить на вопрос и ни в коем случае не начинать говорить за него. “Необходимо исключить всякое давление, принуждение, оценку, осуждение! Предоставьте детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, будьте терпеливы, внимательны и доброжелательны и успех вам обеспечен”. (Из книги “Развитие социальной уверенности у дошкольников”. М., “Владос”, 2002).

Математика. На доске фигуры: в верхнем ряду – 5 треугольников, в нижнем ряду – 2 круга.

– На сколько треугольников больше?

Слышу ответы: “На 5, на 3, на 4”. Говорю: “Да, интересно. Совсем вы меня запутали. Ведь только один ответ правильный. Ну, давайте разберемся”. Каждый отвечает, и каждому я говорю: “Молодец”. Мне важно, чтобы дети не молчали, чтобы высказали свое мнение. А если кто-то начнет смеяться, я прошу не задумываясь, быстро ответить, например, сколько будет 19 умножить на 8. В ответ – долгая пауза.

Очень люблю театральные игры. Дети превращаются в зверей, насекомых, растения. Эти задания раскрепощают дошкольников, а игра является для них ведущим видом деятельности. Ребята очень любят превращаться в “кактусы”, выставляют свои колючки, а я дотрагиваюсь до каждого и показываю, как сильно “уколола” свои ладони.

Когда-то у Амонашвили я прочитала о том, что японцы используют при проверке тетрадей учеников не только красные, но и зеленые чернила. Зелеными учитель подчеркивает то, что у ребенка получилось хорошо. Мы используем прописи для дошкольников, в которых дети пишут только карандашом. Это очень важно: если не получилось, всегда можно стереть и снова написать. Прохожу по рядам и говорю: А вот этот элемент у тебя лучше всего получился. Давай его подчеркнем”.

И неважно, что шесть элементов не получились, главное, что один уже получился. Один успех рождает другой, главное, чтобы ребенок не боялся делать ошибки. Также дошкольников нельзя перегружать письмом. Н.В Дурова учила нас: “На одном дыхании дошкольник способен написать только четыре элемента”. Здесь очень важен принцип “не навреди”.

У нас в студии бывает много праздников. Дети поют, танцуют, читают стихи. Сережа Ш. на сцене. Даю ему микрофон. Мальчик молчит. Читаю за него сама. Снова даю микрофон. Опять молчание. Дочитываю сама, а про себя радуюсь: “Какой ты молодец, главное, сумел выйти на сцену, а это уже достижение”. Когда Сережа только появился в студии, на занятиях он ходил только с мамой и отказывался что-либо делать. Как мы за него радовались, когда в конце года он со всеми детьми лихо отплясывал на сцене.

Очень люблю обращаться к опыту детей. Готовим пересказ “Жадная собака”.

. “Собака увидела в воде свое отражение” Задаю вопрос: “Кто хоть раз в жизни видел свое отражение? Где это было? Как?” Искренне восхищаюсь ответами каждого. И совсем по-другому дети слушают продолжение рассказа.

А если дети расшалятся? Знаете, какое самое страшное наказание? Обездвиживание, сидение за партой. Но недолго. Разве захочется сидеть в стороне, когда все играют с кубиками, указками, двигаются, радуются. А еще не люблю, когда они начинают ябедничать и воспитывать друг друга. Говорю: “Надо за кем смотреть? За собой, любимым, а не за соседом”.

Так я стараюсь работать над ошибками. Мне нравится, что наши воспитанники с удовольствием приходят на занятия в нашу студию, они чувствуют себя раскованно, естественно, в результате отсутствие стрессов благотворно влияет на их здоровье, состояние которого, к сожалению, не вызывает оптимизма.

P.S. Когда одного из самых преуспевающих японских бизнесменов Казуо Инамори спросили, почему его компания Kyokera достигла таких успехов, он сказал: “Вероятно, потому, что мы никогда не наказываем работников за неудачу. Право на неудачу дает человеку смелость бросить следующий вызов и работать еще упорнее”.