Обоснование образовательного проекта
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Как показывает анализ, история культуры присутствует в традиционной и практике физического воспитания лишь номинально. Эталоном создателей традиционных методик физического воспитания был и остается спорт и нормативные способы организации двигательной активности.
Мы не хотим сказать, что сложившаяся практика физического воспитания в ДОУ, полностью воспроизводит дух спорта высоких достижений, по своему учитывая возрастные особенности дошкольников, однако традиционные методики избирают в качестве приоритетного направления работы “натаскивания” детей в сфере выполнения обыденных движений. Особое место в практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов движений бег, ходьба, прыжки. . . несмотря на то, что собственно в этом нет ничего плохого. Сомнение вызывает другое: то, как двигательные навыки оформляются в традиционном содержании, какой ценой достигается их прочное усвоение. Фактически развивающая педагогическая работа подменяется “тренерской”, которую осуществляет воспитатель по физической культуре. С учетом этого возникает необходимость фундаментального статуса физической культуры, имеющего значение в психофизическом развитии ребенка-дошкольника. Не снимая задачи формирования основных двигательных умений и навыков, мы включаем эту задачу в более широкий контекст детского развития.
Физическая культура - потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им (культурно не оформленного) двигательного опыта.
Сейчас у нас не мало дошкольных учреждений разного типа и различной специализации, которые работают по новым комплексным программам. К сожалению, в них не уделяется должного внимания физическому воспитанию, не продумана взаимосвязь и взаимозависимость обучения ребенка с его психофизическим состоянием.
Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни.
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Проанализировав все это, мы пришли к выводу, что общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:
- Не учитывают конкретных условий детских учреждений в разных регионах;
- Не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;
- Не реализуют потребности детей в движении и др.
Данная проблема определила
Цель нашей работы: выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания.
Образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
- воспитывать положительные черты характера.
Ожидаемый результат:
- Снижение уровня заболеваемости
- Повышение уровня физической готовности
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания,- составляющих триаду здоровья). Причем, чтобы обеспечить воспитания здорового ребенка, работа осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя семь взаимосвязанных блоков.
Блок I. Условия
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в дошкольном учреждении созданы определенные условия:
1. Оборудован спортивный зал для физкультурных занятий.
Стремясь повысить интерес детей к движениям, прежде всего мы пополняем набор оборудования , которое:
- Обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
- Способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной координации;
- Повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;
- Положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
Такой набор оборудования позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Особое внимание мы уделили размещению оборудования:
- Не загромождает полезную площадь помещения;
- Дети могут свободно пользоваться мелким оборудованием;
Было замечено, что гораздо большего эффекта можно достичь, если разнообразить имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса. Мы изготовили универсальное нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени:(дорожки разной ширины, шнуры для подлезания, круги для равновесия; дорожка - “следы”; бруски; мягкие мячи.
2. Для того, чтобы дети могли пользоваться физкультурным оборудованием не только в спортзале мы пересмотрели содержание центра двигательной активности в каждой группе. Разработали рекомендации по содержанию двигательных центров в соответствии возрастных и поло-ролевых особенностей детей, чтобы они стали основой для их самостоятельной двигательной деятельности
3. На участке детского сада оборудована физкультурная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, беговой дорожкой, длина которой 50 метров.
4. Удобное расположение детского сада позволило нам составить “Тропу здоровья”, которая имеет большое значение для организации физкультурно-оздоровительной работы
5. В ДОУ имеется физиотерапевтический кабинет со следующими аппаратами: УВЧ, тубусный и маячный кварц, ингаляторы.
Итак, условия созданные в ДОУ позволяет обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы
Блок II . Диагностика
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляет индивидуальная карта . Обработка данных позволила выделить три группы, для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.
I группа-основная (которую составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой
II группа-подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой.
III группа-риска с ограниченной психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни).
Группы эти непостоянны, т. к по результатам функциональных проб дети могут III группа-риска с ограниченной психической нагрузкой (эту группу быть переведены или в более сильную или в более слабую группу, т. е. в норме пульс детей младшего возраста в ответ на физическую нагрузку может учащаться на 25-20 % ,а АД 5-15 мм рт. ст. Частота дыхания увеличивается на 4-6 в минуту. Неудовлетворительные результаты определяют более слабую группу и наоборот, дети, выполняющие с легкостью - более сильную.
В соответствии с индивидуальными картами составляется “Журнал здоровья”, который позволяет иметь четкую картину состояния здоровья детей всего детского сада, определенной группы, каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Используя, результаты исследования Архангельского института, автор Макарова, свои наблюдения мы определили, что в работе с детьми необходимо соблюдать следующее:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.
2. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.
З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания (релаксацию, дыхательную гимнастику)
4. Проведение циклических движений для повышения выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба, степ-тест).
Именно эти сведения служат основанием для конкретных рекомендаций педагогам и родителям.
В процессе работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль. (Приложение 1)
Блок III. Развитие движений
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. На одном из педсоветов мы разработали рекомендации по организации двигательной активности в течение дня с детьми каждой из возрастных групп Таким образом, организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов, из них 30 - 40 минут - коррекционная работа.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причем, в каждой возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;
- в среднем возрасте развить физические качества (выносливость, силу);
- в старших группах - оформить потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
Чтобы физкультурные занятия были эффективны, при их построении мы придерживаемся следующих условий:
- построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
- использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;
- распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
- использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.
Однако, занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, реализацию его склонностей. Интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей.
В соответствии с этим занятия строятся на двух основаниях: *планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и *своеобразной педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.
Естественно, что сочетание этих подходов возможно только при тесном взаимодействии физорга с воспитателями Часть занятий, проводимых воспитателем, являются подготовительными к освоению нового двигательного материала, который дает физорг. А двигательный опыт, который дети накопили с физоргом, затем используется воспитателем в различных физкультурных мероприятиях. (Приложение 2)
Блок IV. Лечебно-профилактическая работа
Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики . лечебн -профилактическая работа в нашем детском саду строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности.
Эта работа имеет три этапа: подготовительный, интенсивной профилактики, восстановительный. На каждом из них используются свои специфические физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры.
Первый период готовит детей к самому неблагоприятному времени в сезоне.
Поэтому используется ультрофиолетовое облучение, массаж, курс приема элеутерококка.
Во втором периоде есть необходимость использовать систему мер для предупреждения ОРВИ, ангин. Дети полощут рот и горло лечебными растворами, им закладывают оксалиновую мазь в нос.
В восстановительный период желательно укрепить защитные силы детей, вернувшихся после заболевания. Им предлагается травяной чай, оздоровительные напитки. У этих детей несколько иной режим дня, снижаются физические нагрузки в двигательной деятельности, закаливающие процедуры строго индивидуализируются
Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляется медицинскими работниками. (Приложение 3)
Блок V. Закаливание
Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется закалять детей ввиду того, что адаптация к температурным перепадам идет сложно, дети часто болеют простудными заболеваниями.
Поэтому особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия – в течение года. Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач, отмечая их в групповом журнале “Журнал здоровья”. Однако мы всегда помним, что превышение интенсивности закаливающих процедур может привести к срывам адаптации, проявляющимся в ухудшении здоровья и самочувствия ребенка. Поэтому в каждой группе имеется памятка , основные принципы закаливания. В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим воспитатели используют два правила:
- обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку. Исключить шумные игры за 30 минут до сна:
- проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия. Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий - с наблюдения, спокойных игр и т. д.
Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии результатами и имеющимися условиями.
Блок V. Здоровый образ жизни.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по нескольким направлениям. Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. В системе физкультурно-оздоровительной работы, сводя воедино те привычки и потребности, которые мы пытаемся привить детям в детском саду, получили программу минимум по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни: (полоскать рот после приема пищи; ежедневно мыть лицо, шею, руки до локтя; ежедневно бегать в медленном темпе, длительное время, разминаться после пробуждения, уметь расслабляться, уметь избегать опасности, мыть руки перед едой и после посещения туалета.
Вся серия мероприятий, направленных на реализацию программы минимум, носят название “Программа здоровья”. На первом месте в ней стоят занятия, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние.
Такие занятия проводятся по "такой формуле: “помоги осознать ребенку, зачем ему это нужно — научи в увлекательной форме — приучай выполнять эти действия ежедневно” (Приложение 4)
Блок VII. Взаимодействие с родителями.
Формирование физической культуры личности можно обеспечить только благодаря сбалансированной системе педагогических воздействий на ее интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность как со стороны педагогов, так и под влиянием родителей.
Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями, на основе родительского договора. Рекомендованы следующие формы работы: семейные клубы; диспуты, парная гимнастика, совместные турпоходы, программа “Суббота” (организация активного отдыха детей), передвижные библиотеки.
В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутри семейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия. В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает;
- ознакомление родителей с результатами диагностики; целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания и т. д.
- формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы,
- обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, фитотерапии и т. д. )в этих целях, кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают совместные занятия детей и родителей типа “Зарница”, “Самая спортивная мама”, которые организуются в детском саду. А так же открытые дни для родителей, где родители могут принять участие в занятии, что предоставляет детям большую свободу двигательной деятельности, которая достигается за счет дополнительной страховки. (Приложение 5)
Литература
- Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. // “Дошкольное воспитание” - 1993. № 9
- О. Гипса. Забота о здоровье детей. // “Дошкольное воспитание”-1990. №1.
- Коростелев И. Б. ”Воспитание здорового дошкольника” - М. :Просвещение, 1986.
- Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. : “Аркти”,2002
- Кудрявцев В. . Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития// “Дошкольное воспитание”-1999. №1,№3.
- Кудрявцев В. Т. , Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. -М. 1990.
- Развитие движений ребенка — дошкольника. Из опыта работы. Под редакцией М. И. Фонарева. М. : Просвещение, 1975.