Цели урока:
1. Познакомить учащихся с творчеством детского писателя.
2. Формировать речь детей, используя элементы “критического мышления”.
3. Развивать творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитанных произведений.
4. Воспитывать уважение к окружающим, бережное отношение к своим друзьям.
Оборудование:
1. Портрет писателя.
2. Выставка книг писателя.
3. Пёс, кот, Чебурашка - куклы классного кукольного театра.
4. Костюм почтальона Печкина, телеграмма.
5. Запись песен “Голубой вагон” и “Песни Чебурашки” на слова Э. Н.Успенского.
6. Кроссворд.
7. Рисунки и диафильмы, выполненные детьми.
8. “Дневник читателя” - у каждого ученика.
Ход урока
1. Организационный момент
Почтальон Печкин стучится в дверь: “Тук! Тук!”
Печкин: Здесь учатся дети 3-Б класса? Тогда вам телеграмма! Э-э-э, а доку-у-умент у вас есть?
Дети показывают свои документы - это дневники учащихся, в которых записан урок внеклассного чтения и тема домашнего задания: “Прочитать произведения Э.Успенского: “Про Веру и Анфису” (подготовить самодельный диафильм), “Крокодил Гена и его друзья” (иллюстрировать), “Дядя Фёдор, пёс и кот” (отзыв о произведении), познакомиться со стихами”.
Домашнее задание задано учителем дифференцированно, по “звёздочкам”.
Печкин: Ладно, забирайте свою телеграмму, только распишитесь вот здесь!
Телеграмма
Дети читают начало телеграммы:
“Дорогие ребята! Примите мой горячий привет и пожелания здоровья…”
(Подпись неразборчива).
Учитель: Дети, чтобы точно знать от кого это послание, предлагаю разгадать кроссворд.
Кроссворд
- Друг крокодила Гены (ЧебУрашка).
- Кот дяди Фёдора (МатроСкин).
- Почтальон (Печкин).
- Крокодил, сменщик Гены (ВалЕра).
- Обезьянка Веры (АНфиса).
- Крыса (АнфиСка).
- Вредная старушка (ШапоКляк).
- Собака дяди Фёдора (ШарИк).
- Почтальон дяди Фёдора (ХватаЙка).
Из выделенных букв получается слово: УСПЕНСКИЙ.
2. Вступительная часть “О писателе”
Учитель: Кто же это, Эдуард Успенский, который передаёт нам свой горячий привет?
Дети: Это детский писатель и поэт.
Учитель: А что могут рассказать о нём герои его собственных книг?
На ширме кукольного театра появляются две куклы: кот и пёс. Они здороваются с ребятами.
Кот: Во-первых, Э.Успенский по образованию инженер. Во-вторых, ему уже скоро 70 лет, а он озорной, как наш дядя Фёдор.
Пёс: Ну, а в-третьих?
Кот: А в-третьих, он написал много интереснейших детских книжек.
Пёс: А какие книги он написал?
Кот: Давай-ка, лучше спросим об этом у этих симпатичных ребятишек. Они, конечно же, читали его книжки.
Дети называют произведения писателя и выставляют подготовленные к уроку книги на полочке у доски. Получается выставка книг Э.Успенского: “Крокодил Гена и его друзья”, “Про Веру и Анфису”, “Колобок идёт по следу”, “Меховой интернат” и другие.
Пёс: Эге! Как много книг прочитали дети!
Учитель рассказывает:
- Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году. В 1961 году он окончил Московский авиационный институт. И всё время учится. В 40 лет стал осваивать работу на компьютере двумя пальцами. А сейчас уже всеми десятью печатает. В 50 лет принялся учить английский язык. И теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу “Год хорошего ребёнка”. А несколько лет назад начал учиться петь. До этого он не мог взять правильно ни одной ноты! Он прекрасно умеет разговаривать с животными. Пожалуй, лучше него никто не беседовал с героями телепередачи “Спокойной ночи, малыши!” Филей, Степашкой и особенно с Хрюшей. Рядом с ним постоянно живут две кошки, собака и попугай. Сейчас Э.Успенский изучает историю, написал книгу о Лжедмитрии. Чему он ещё будет учиться? Никто не знает. Эдуард Николаевич так много успевает. Может быть потому, что фамилия у него такая – Успенский!
3. Основная часть: “Детские повести”
Учитель: Ребята, а каких героев Успенского вы узнали в коте и псе? Из каких произведений они?
Дети: Это кот Матроскин и пёс Шарик из произведения “Дядя Фёдор, пёс и кот”.
а) Учитель предлагает 2-3 ученикам, познакомившимся с этой повестью при подготовке домашнего задания, зачитать свои отзывы по “Дневнику читателя”.
План отзыва:
- Тема произведения.
- Жанр произведения.
- Характер произведения.
- Главные герои.
- Понравилось ли вам произведение, чем?
- Чему научились у героев книги?
Учитель: Чему учит ребят повесть – сказка Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”?
Вывод: Эта весёлая и добрая книга о верности и об умении дружить. В ней развита тема преодоления одиночества.
б) Учитель берёт с выставки книгу “Про Веру и Анфису” и просит 2-3 учеников, прочитавших эту повесть, “прокрутить” свои “авторские диафильмы” и рассказать одноклассникам о понравившихся эпизодах.
Вывод: Хорошо иметь близкого друга.
в) Учитель указывает на книгу “Крокодил Гена и его друзья” и ребята третьей группы показывают свои иллюстрации и рассказывают одноклассникам о своих впечатлениях.
Учитель: Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - “Крокодил Гена и его друзья” - вышла в свет в 1966 году. Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.
Вывод: Друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества.
4. Физкультминутка
Дети выполняют серию физкультурных упражнений под руководством куклы – Чебурашки из классного кукольного театра под аудиозапись “Песни Чебурашки” на слова Э.Н.Успенского.
5. Продолжение основной части: “Стихи для детей”
Учитель: Кроме сказочных повестей, Э.Успенский любит сочинять для ребят весёлые стихи, в которых ненавязчиво учит, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Ученик читает стихотворение “Песенка пожарных”, которое выучил дома.
Два ученика и одна ученица (папа, мама, сын) разыгрывают заранее подготовленный мини-спектакль “Птичий рынок”.
Учитель: Почему такая хорошая добрая мама не пускает домой папу и сына?
Дети: Слишком много разных зверей накупили они. Мама всегда прибирается дома и ей приходится ухаживать за всеми питомцами.
Учитель: Что же делать папе и сыну? Как выйти из этого трудного положения, ведь они уже привели животных к себе домой?
Дети: Можно животных подарить своим хорошим добрым друзьям или предложить надёжным людям.
Учитель: На стихи Э.Успенского написаны песни. Ребята, мы хорошо знаем слова песни “Голубой вагон” на музыку В.Шаинского. Давайте, исполним её дружно хором.
6. Физкультминутка
Исполнение песни “Голубой вагон” с несложными танцевальными движениями.
7. Домашнее задание
Учитель: Э. Успенский детский юморист. Поэтому среди его героев много детей, которые часто попадают в различные забавные ситуации. В телеграмме Эдуарда Успенского есть ещё приписка внизу: “Ребята, напишите сочинение на тему: “Ещё одна история, произошедшая с… (одним из героев писателя)” и опустите своё письмо-сочинение в “Классный почтовый ящик”. С нетерпением жду ваших писем!”
8. Итог урока
Кукла – пёс Шарик: Гав! Чем вас подкупают произведения писателя Успенского?
Дети: Книги Эдуарда Николаевича весёлые, понятные, о таких же ребятах как мы.
Кукла – кот Матроскин: М-р-р-р. За какие душевные качества вы полюбили героев произведений детского писателя Э.Успенского?
Кукла – Чебурашка: Я думаю, все основные выводы, которые можно сделать по книгам Э.Успенского, выражены в народных пословицах. Я произнесу начало пословицы, а вы их закончите:
Хочешь дружить – (сам будь другом).
Встречают по одёжке, а (провожают по уму).
Доброе братство лучше (богатства).
- А какие пословицы по теме урока вспомнили вы?
Учитель:
- Какая книга писателя вас особенно заинтересовала во время урока, и вы хотите прочитать в ближайшее время?