Современный детский писатель Э.Н. Успенский

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством детского писателя.

2. Формировать речь детей, используя элементы “критического мышления”.

3. Развивать творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитанных произведений.

4. Воспитывать уважение к окружающим, бережное отношение к своим друзьям.

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Выставка книг писателя.

3. Пёс, кот, Чебурашка - куклы классного кукольного театра.

4. Костюм почтальона Печкина, телеграмма.

5. Запись песен “Голубой вагон” и “Песни Чебурашки” на слова Э. Н.Успенского.

6. Кроссворд.

7. Рисунки и диафильмы, выполненные детьми.

8. “Дневник читателя” - у каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

Почтальон Печкин стучится в дверь: “Тук! Тук!”

Печкин: Здесь учатся дети 3-Б класса? Тогда вам телеграмма! Э-э-э, а доку-у-умент у вас есть?

Дети показывают свои документы - это дневники учащихся, в которых записан урок внеклассного чтения и тема домашнего задания: “Прочитать произведения Э.Успенского: “Про Веру и Анфису” (подготовить самодельный диафильм), “Крокодил Гена и его друзья” (иллюстрировать), “Дядя Фёдор, пёс и кот” (отзыв о произведении), познакомиться со стихами”.

Домашнее задание задано учителем дифференцированно, по “звёздочкам”.

Печкин: Ладно, забирайте свою телеграмму, только распишитесь вот здесь!

Телеграмма

Дети читают начало телеграммы:

“Дорогие ребята! Примите мой горячий привет и пожелания здоровья…”

(Подпись неразборчива).

Учитель: Дети, чтобы точно знать от кого это послание, предлагаю разгадать кроссворд.

Кроссворд

  1. Друг крокодила Гены (ЧебУрашка).
  2. Кот дяди Фёдора (МатроСкин).
  3. Почтальон (Печкин).
  4. Крокодил, сменщик Гены (ВалЕра).
  5. Обезьянка Веры (АНфиса).
  6. Крыса (АнфиСка).
  7. Вредная старушка (ШапоКляк).
  8. Собака дяди Фёдора (ШарИк).
  9. Почтальон дяди Фёдора (ХватаЙка).

Из выделенных букв получается слово: УСПЕНСКИЙ.

2. Вступительная часть “О писателе”

Учитель: Кто же это, Эдуард Успенский, который передаёт нам свой горячий привет?

Дети: Это детский писатель и поэт.

Учитель: А что могут рассказать о нём герои его собственных книг?

На ширме кукольного театра появляются две куклы: кот и пёс. Они здороваются с ребятами.

Кот: Во-первых, Э.Успенский по образованию инженер. Во-вторых, ему уже скоро 70 лет, а он озорной, как наш дядя Фёдор.

Пёс: Ну, а в-третьих?

Кот: А в-третьих, он написал много интереснейших детских книжек.

Пёс: А какие книги он написал?

Кот: Давай-ка, лучше спросим об этом у этих симпатичных ребятишек. Они, конечно же, читали его книжки.

Дети называют произведения писателя и выставляют подготовленные к уроку книги на полочке у доски. Получается выставка книг Э.Успенского: “Крокодил Гена и его друзья”, “Про Веру и Анфису”, “Колобок идёт по следу”, “Меховой интернат” и другие.

Пёс: Эге! Как много книг прочитали дети!

Учитель рассказывает:

- Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году. В 1961 году он окончил Московский авиационный институт. И всё время учится. В 40 лет стал осваивать работу на компьютере двумя пальцами. А сейчас уже всеми десятью печатает. В 50 лет принялся учить английский язык. И теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу “Год хорошего ребёнка”. А несколько лет назад начал учиться петь. До этого он не мог взять правильно ни одной ноты! Он прекрасно умеет разговаривать с животными. Пожалуй, лучше него никто не беседовал с героями телепередачи “Спокойной ночи, малыши!” Филей, Степашкой и особенно с Хрюшей. Рядом с ним постоянно живут две кошки, собака и попугай. Сейчас Э.Успенский изучает историю, написал книгу о Лжедмитрии. Чему он ещё будет учиться? Никто не знает. Эдуард Николаевич так много успевает. Может быть потому, что фамилия у него такая – Успенский!

3. Основная часть: “Детские повести”

Учитель: Ребята, а каких героев Успенского вы узнали в коте и псе? Из каких произведений они?

Дети: Это кот Матроскин и пёс Шарик из произведения “Дядя Фёдор, пёс и кот”.

а) Учитель предлагает 2-3 ученикам, познакомившимся с этой повестью при подготовке домашнего задания, зачитать свои отзывы по “Дневнику читателя”.

План отзыва:

  1. Тема произведения.
  2. Жанр произведения.
  3. Характер произведения.
  4. Главные герои.
  5. Понравилось ли вам произведение, чем?
  6. Чему научились у героев книги?

Учитель: Чему учит ребят повесть – сказка Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”?

Вывод: Эта весёлая и добрая книга о верности и об умении дружить. В ней развита тема преодоления одиночества.

б) Учитель берёт с выставки книгу “Про Веру и Анфису” и просит 2-3 учеников, прочитавших эту повесть, “прокрутить” свои “авторские диафильмы” и рассказать одноклассникам о понравившихся эпизодах.

Вывод: Хорошо иметь близкого друга.

в) Учитель указывает на книгу “Крокодил Гена и его друзья” и ребята третьей группы показывают свои иллюстрации и рассказывают одноклассникам о своих впечатлениях.

Учитель: Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - “Крокодил Гена и его друзья” - вышла в свет в 1966 году. Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.

Вывод: Друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества.

4. Физкультминутка

Дети выполняют серию физкультурных упражнений под руководством куклы – Чебурашки из классного кукольного театра под аудиозапись “Песни Чебурашки” на слова Э.Н.Успенского.

5. Продолжение основной части: “Стихи для детей”

Учитель: Кроме сказочных повестей, Э.Успенский любит сочинять для ребят весёлые стихи, в которых ненавязчиво учит, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях.

Ученик читает стихотворение “Песенка пожарных”, которое выучил дома.

Два ученика и одна ученица (папа, мама, сын) разыгрывают заранее подготовленный мини-спектакль “Птичий рынок”.

Учитель: Почему такая хорошая добрая мама не пускает домой папу и сына?

Дети: Слишком много разных зверей накупили они. Мама всегда прибирается дома и ей приходится ухаживать за всеми питомцами.

Учитель: Что же делать папе и сыну? Как выйти из этого трудного положения, ведь они уже привели животных к себе домой?

Дети: Можно животных подарить своим хорошим добрым друзьям или предложить надёжным людям.

Учитель: На стихи Э.Успенского написаны песни. Ребята, мы хорошо знаем слова песни “Голубой вагон” на музыку В.Шаинского. Давайте, исполним её дружно хором.

6. Физкультминутка

Исполнение песни “Голубой вагон” с несложными танцевальными движениями.

7. Домашнее задание

Учитель: Э. Успенский детский юморист. Поэтому среди его героев много детей, которые часто попадают в различные забавные ситуации. В телеграмме Эдуарда Успенского есть ещё приписка внизу: “Ребята, напишите сочинение на тему: “Ещё одна история, произошедшая с… (одним из героев писателя)” и опустите своё письмо-сочинение в “Классный почтовый ящик”. С нетерпением жду ваших писем!”

8. Итог урока

Кукла – пёс Шарик: Гав! Чем вас подкупают произведения писателя Успенского?

Дети: Книги Эдуарда Николаевича весёлые, понятные, о таких же ребятах как мы.

Кукла – кот Матроскин: М-р-р-р. За какие душевные качества вы полюбили героев произведений детского писателя Э.Успенского?

Кукла – Чебурашка: Я думаю, все основные выводы, которые можно сделать по книгам Э.Успенского, выражены в народных пословицах. Я произнесу начало пословицы, а вы их закончите:

Хочешь дружить – (сам будь другом).

Встречают по одёжке, а (провожают по уму).

Доброе братство лучше (богатства).

- А какие пословицы по теме урока вспомнили вы?

Учитель:

- Какая книга писателя вас особенно заинтересовала во время урока, и вы хотите прочитать в ближайшее время?