Обменяемся яблоками - и у каждого из нас останется по яблоку;
обменяемся идеями - и у каждого из нас будет по две идеи.Т.А. Эдисон
Школьный учебный предмет "Информатика" характеризуется глубокой прикладной направленностью. Сегодня разработаны программные продукты, с помощью которых рядовой пользователь очень быстро решает прикладные задачи. Одной из таких программ, завоевавших репутацию надежного инструмента для повседневного аналитического труда, является процессор электронных таблиц Excel.
Так на уроках информатики в 10 классе по теме "Электронные таблицы" я предлагаю ситуационные задачи, имитирующие реальные жизненные ситуации: 1. Для покупки квартиры вам необходима сумма 1 200 000 р. У вас есть возможность взять ссуду на 30 лет со ставкой 12 % годовых. При этом нужно сделать 10 % взнос. Какую сумму нужно взять в банке, чтобы на руки получить требуемую сумму? 2. Вы вовремя не оплатили коммунальные услуги. Вычислите общую сумму за оплату коммунальных услуг с учетом пени (пеня составляет 3 % в сутки от начисленной суммы). 3. У вас есть определенная сумма денег и желание сделать в своей комнате ремонт. Просчитайте материальные затраты с учетом размеров комнаты и расходов обоев. 4. Начисление заработной платы работникам предприятия и т.д.
Задачи решаются по определенному алгоритму. Они представляют собой описание конкретной ситуации, типичной для определенного вида деятельности. Описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности на основе использования электронных таблиц.
Основным достоинством электронной таблицы Excel является наличие мощного аппарата формул. Можно складывать, умножать, делить, извлекать квадратные корни, вычислять синусы и косинусы и т.д. Особое место занимают диаграммы, которые служат наглядным представлением информации. Существует большое количество разнообразных задач: от совсем простых до весьма сложных, имеющих неожиданное оригинальное решение. Хорошо бы создать и пополнять фонд таких задач. По Excel можно проводить олимпиады для школьников и студентов.
Но мощь Excel проявляется при работе с большим количеством исходных данных, организованных в таблицы. Благодаря механизму "размножения" формул при их копировании удается проводить вычисления одновременно над многими величинами.
Предлагаю вашему вниманию урок по информатике, проведенный в 10-м классе.
Тема: "Относительная и абсолютная адресация в Excel"
Цели урока:
- обобщение основных понятий электронной таблицы Excel, использование различных видов адресации при расчетах;
- развитие умения обобщать полученные знания и последовательно применять их в процессе выполнения работы, развитие умения пользоваться различными видами адресации в ходе вычислений;
- воспитание аккуратности и точности при записи математических формул, четкой организации учебного процесса, информационной культуры, культуры общения.
ТСО: мультипроектор.
Программная поддержка: Microsoft Excel.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение.
Мозговой штурм.
- Что называется электронной таблицей?
- В каких сферах человеческой деятельности может оказаться необходимым создание ЭТ?
- Как определяется адрес ячейки?
- Какая информация может храниться в ячейках?
- В чем разница между режимом отображения формул и режимом отображения значений?
- Сформулируйте правила записи формул.
- Что происходит с формулой при копировании?
Актуализация знаний.
Ребята, посмотрите на экран <Приложение 1>, "Премия" – это электронная таблица, которую вы создавали на прошлом уроке.
- Сколько раз вам пришлось вводить формулу в столбце C?
- Давайте предположим, что на нашем предприятии премию необходимо начислить 250 сотрудникам. Сколько раз придется вводить формулу для начисления премии?
- Как упростить ввод формул? (В процессе обсуждения ребята приходят к выводу, что ссылку на адрес C1 в формуле надо "заморозить")
III. Изучение нового материала.
На прошлом уроке мы выяснили, что всякое изменение места расположения формулы введет к автоматическому изменению адресов ячеек в этих формулах. Таким образом реализован принцип относительной адресации. Но как выяснилось, в некоторых случаях необходим такой прием как замораживание адреса, (т.е., чтобы при копировании адрес ячейки не изменялся – принцип абсолютной адресации). Для этой цели в имени ячейки употребляется символ $ (этот символ можно ввести вручную или использовать функциональную клавишу F4).
Таким образом, в таблице "Премия" можно использовать абсолютную адресацию (ребята помогают определить новую формулу, удобную для копирования).
IV. Практическая работа <Приложение 2>.
...Из глубины разума невозможно извлечь ничего столь значительного и интересного, что можно извлечь из прикладных задач.
Л. С. Понтрягин
Задание 1.
В таблице Премия изменить формулу начислении премии, используя абсолютный адрес и прием копирования.
Задание 2.
Спроектировать на рабочем листе таблицу умножения чисел от 2 до 10.
Перед учениками проблема и они сами пытаются справиться с поставленной задачей, исследуют пути и способы ее решения. Заметим, что понятие смешанной адресации мы еще не разбирали, тем не менее, большинство из ребят строят гипотезы, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают и справляется с этой проблемой – самостоятельно выводят нужную формулу.
Решение.
При разборе задачи, учащиеся все действия выполняют на компьютере – активно участвуя в поиске решения.
Конечно, можно "вручную" набрать числа, составляющие таблицу умножения, но лучше автоматизировать этот процесс, добиваясь как можно меньшего количества нажатий клавиш. В ячейку В3 нужно ввести формулу, которой потом можно будет заполнить весь диапазон В3:J11.
Введем в В3 формулу = В2*А3. Она даст правильный ответ: 4. Что получится, если этой формулой заполнить диапазон В3:В11? Вместо ожидаемой последовательности 4, 6, 8… 20 появились какие-то огромные числа. Опять произошла путаница с адресацией! Какая, например, формула получилась в ячейке В11? Нетрудно убедиться, что =B10*A11. А хотелось бы получить =B2*A11. Как же этого достичь?
У ребят уже готов ответ на этот вопрос, они предлагают заморозить не весь адрес, а только его часть.
Вспомним, что ранее, чтобы сделать ссыпку абсолютной, мы ставили знак доллара ($) перед именем столбца и номером строки. А что если оставить знак доллара только перед одним из компонентов адреса? Тогда формула в ячейке В3 примет вид =B$2*$A3. Скопируйте ее в остальные ячейки диапазона В3:J11. и вы получите таблицу умножения.
Делаем выводы:
- для замораживания всего адреса значок $ ставится дважды - $B$2;
- можно заморозит только столбец - $A3, тогда при копировании формулы будет изменяться только номер строки;
- можно заморозит только строку - B$2, тогда при копировании формулы будет изменяться только буква столбца.
Пример может показаться надуманным. Зачем нам нужна и таблица умножения на рабочем листе Excel, когда мы прекрасно помним ее наизусть еще с начальной школы? На самом деле мы научились табулировать функцию двух переменных.
Задание 3.
Вычислить таблицу значений функции f(x,y) = х2 – у2, где х меняется от -2 до 3 с шагом 0.25, а у — от 0 до 2 с шагом 0.1. Результаты отображать с тремя знаками после точки. Построить график поверхности. <Приложение 3>.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали на уроке?
Для осознания собственной деятельности предлагаю вам придумать синквейн.
Синквейн – (в переводе с франц. обозначает "пять") – это стихотворение из пяти строк, требующее синтеза информации в кратких выражениях.
Правила написания синквейнов:
- Первая строка состоит из одного слова – существительного, идентифицирующего тему.
- Вторая строка состоит из двух слов – прилагательных, уточняющих и поясняющих тему.
- Третья строка образована тремя словами – глаголами или причастиями, которые описывают действия в рамках выбранной темы.
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора синквейна к теме.
- Последняя строка – это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы.
Примеры синквейнов, написанные детьми.
Ссылка. Абсолютная, относительная. Упрощает, помогает, улучшает. Ум в порядок приводит. Доллар. |
Работа. Интересная, познавательная. Копировать, перемещать, создавать. Для меня это новое. Формула. |
VI. Домашнее задание.
Придумать формулу для построения таблицы значений периметра прямоугольника при изменении длин его сторон от 1 см до 10 см с шагом в 1см (Ответ. 2*(B$2+$A3)).
Подобрать задачу для Excel, описывающую жизненную ситуацию.
Подготовиться к самостоятельной работе.
Контроль знаний по теме (тесты).
1. Табличные процессоры – это…
- прикладное программы, предназначенные для работы с электронными таблицами
- прикладное программы, предназначенные для работы с базами данными
- прикладное программы, предназначенные для работы с текстом
- таблицы в Word
2. Фрагмент или блок таблицы – это…
- часть строки
- часть столбца
- любая ее прямоугольная часть
- ячейка
3. В электронной таблице выделили группу из 4 ячеек. Это могут быть ячейки…
- A1:B4
- A1:C2
- A1:B2
- A2:C4
4. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?
- (С3+C5)/D6
- (С3+C5)/E6
- (D4+D6)/E7
- (С4+C6)/D7
5. Дана электронная таблица:
A B C D 1 5 2 4 2 10 1 6
В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1)
Какое значение появится в ячейке D2?
- 6
- 14
- 16
- 24
6. Следствием принципа абсолютной адресации является правило:
- при перемещении формулы в другую ячейку адреса ячеек не изменяются
- при перемещении формулы в другую ячейку изменяется только номер строки в адресах ячеек
- при перемещении формулы в другую ячейку изменяются адреса ячеек (номер строки и буква столбца)
- при перемещении формулы в другую ячейку изменяется только имя столбца (буква) в адресах ячеек
7. В ячейке B1 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C2?
- =2*$B1
- =2*$A2
- =3*$A2
- =3*$B2
8. Дана электронная таблица:
A B C D 1 5 3 4 2 6 1 5 3 8 3 -4
В ячейку D2 введена формула: (A1+*$B$2*C$1) и перемещена в ячейку D3
Какое значение появится в ячейке D3?
- 9
- 21
- 10
- 20
Список литературы: