Задачи:
- воспитательная: воспитывать средствами художественного произведения духовно-нравственную личность, готовую к самосовершенствованию;
- художественно-творческая: научить интерпретировать художественное произведение в его духовно-нравственном контексте, анализировать произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия;
- образовательная: познакомить с творчеством К.С.Петрова-Водкина как мастера символизма, продолжателя традиций “серебряного века”.
Задание: составить в рабочих тетрадях краткий план- конспект по теме.
Зрительный ряд: слайд-шоу “Художник К.С.Петров-Водкин”.
Литературный ряд: стихи А. Блока, А. Ахматовой.
Музыкальный ряд: С. Рахманинов “Колокола” 4 ч. Lento.
Жизнь – без начала и конца,
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник, твёрдой веруй
В начала и концы! Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай. (А.Блок)
На высоком правом берегу Волги лежит окружённый лесистыми взгорьями с белыми меловыми выходами, утопающий в яблоневых садах городок Хвалынск. Здесь в семье сапожника родился мальчик, наречённый Кузьмой. Детство, сквозь которое прошли на Руси миллионы…. Но было в этом мальчике нечто, что выделяло его из среды сверстников - особая внимательность к окружающей жизни, особая восприимчивость к природе, морям, событиям, цепкая зрительная память. Сверкающая в лучах солнца Волга под бледно-голубым, словно выцветшим небом, привольно раскинувшийся на холмах городов, зелень садов - всё это заложило основы художественного мировосприятия Петрова-Водкина ещё в детские годы и в большей мере определила особенности цветового и пространственного построения его живописи. Здесь произошла встреча с иконами новгородского письма, с мудрыми народными сказками и песнями.
Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев Кузьма смог получить художественное образование - в т.ч. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, до этого два года занимался в Петербургской Академии художеств, в студии А. Ажбе в Мюнхене, а также в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке.
Жизнь Петрова- Водкина наполнена до краёв: берёт уроки на скрипке, занимается писательством, посещает музеи, много работает. Приходит мастерство, уверенность, блеск рисунка. Испытывает влияние французского художника-символиста Пюви де Шаванна.
“Элегия”, “Берег” 1908 г.
Мотиву отдыха у моря художник сообщает значительность таинства, священнодействия. Картина производит странное впечатление, ибо в смысловой замутнённости группы первого плана заключена двойственность. Это ощущение покоя, гармонии и щемящая нота внутренней драмы, сидящих на камнях женщины и девушки. При всем этом содержание всей картины остаётся скрытым.
Надо остановиться на самобытной теории живописи, которую создает Петров-Водкин. Человек философского склада ума, искавший и самостоятельно формулировавший ответы на сложнейшие вопросы мироздания, Петров-Водкин пытался теоретически обосновать закономерности восприятия и передачи в живописи, в рисунке пространства, формы, цвета и т.п. Он разработал “науку видеть”. Суть идей - художник должен выразить сопричастность изображаемого огромному миру Вселенной. Заложена философская мысль о конечной связи и взаимозависимости видимого и чувственного воспринимаемого нами микромира с космическим макромиром. Способом приобщения изображаемого в картине к внешнему миру стало новое пространственное построение - “сферическая”, или “наклонная”, перспектива.
Линия горизонта бралась высоко и спадающей к боковым краям картины, что создавало впечатление взгляда с большой высоты на земную поверхность. Горизонтально лежащие плоскости (земли, пола, стола) вздыбливаются, развертываются от переднего плана и четко ограничиваются в глубине, вертикали стен домов, фигур людей превращаются в веерообразно расходящиеся наклонные. “Вертикали” втягивают зрителя в условное пространство картины. Этот сдвинутый с привычных координат мир картины лишен правдоподобия и кажется частицей нашей стремительно несущейся в космос планеты.
“Мальчики” (или “Играющие мальчики”) 1911.
Петров-Водкин говорил, что “Мальчики” “написаны как похоронный марш” на смерть А. В. Серова (его любимого преподавателя ) и М. А. Врубеля - эта картина торжества юности и жизни явилась откликом на недавнюю потерю русским искусством двух его самых крупных мастеров. Прерывая течение времени, художник в стоп-кадре фиксирует момент игры двух обнаженных мальчиков, игры, больше напоминающей ритуальный танец. Динамика картина определена стремительным ритмом, вздымающимися и падающими линиями фигур и звонким ультрамарином неба, изумрудной зеленью луга и охристо - оранжевыми тонами нагих тел.
К концу XIX в. переоценка ценностей возродила течение “чистого искусства” эстетствующих позиций, отрывающих искусство от социально-политических проблем. “Заветы символистов культивировали” поэзию как волшебство”, как многочисленные черты, завораживающие человека вне социальных бурь и катаклизмов.
Символизм- направление в европейском и русском искусстве 1870-1910 годов, где способ художественного выражения - символ. Возник во Франции как протест против буржуазной жизни, философии и культуры, с одной стороны, и против реализма и натурализма, с другой стороны. Автор “Манифеста символизма” Мареас утверждал, что прямое изображение реальности быта только скользит по поверхности жизни. Только при помощи символа – намека мы можем эмоционально и интуитивно постичь тайны мира.
“Купание красного коня” 1912
Творческий поиск, стремление воплотить в художественных образах еще не реализованные мощные потенции эпохи характерны для русской культуры, которая пыталась увидеть будущее страны через ее прошлое. С особой силой это было выражено А.Блоком.
Образ коня в русской культуре всегда воспринимался многозначительно. В цикле “На поле Куликовом” поэт отожествляет Россию, ее трагическую и динамическую судьбу с образом степной кобылицы:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль,
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
Тема ожидания, предчувствия. Именно на этом фоне создает Петров-Водкин своего “Красного коня”. От повествовательности художник идет к созданию обобщенного, как бы всевременного образа коня – символа, коня – олицетворения. Появляется всадник, которого не было в первом варианте картины. Для славянской мифологии характерна взаимосвязь коня и человека. Это конь – судьба, конь – провидец, конь – спаситель, каждый шаг которого что-то значил в человеческой жизни. Мощь коня, его сила, энергия контрастно сопряжены с хрупкостью обнаженного юношеского тела всадника, его отрешенностью, чтобы не было противоречия с конем. Воздействие оказала встреча художника с русскими иконами. Цвет коня – тот “красный”, что в народных песнях означает “красивый”, “сильный”, “славный”. Связь с Георгием Победоносцем – героем-победителем, заступником Руси – аллегория победы над злом и скверной. Эффект – красный конь замер, заняв собой почти всю поверхность картины; он ищет, но не уходит, он величав и праздничен, и не этому слабому юноше заставить его повиноваться.
“Полдень” 1917.
Страна под бременем обид,
Под игом наглого насилья –
Как ангел, опускает крылья,
Как женщина, теряет стыд.
Безмолвствует народный гений,
И голоса не подает,
Не в силах сбросить его лени
В полях затерянный народ. (А. Блок)
Это одна из самых поэтичных и философских картин художника, которой он в чуть наивной и вместе с тем глубоко продуманный форме дает панораму жизни русского крестьянства. Словно с вершины холма окидывает автор зеленые поля, излучину Волги, острова, дальний берег. На ближних плотах, не связанных между собой, без перспективного сокращения, размещены фигуры и группы, представляющие грани крестьянской жизни: труд, отдых в поле, любовь, материнство. Преходящее вечной этой жизни символизируют деревенские похороны. На первом плане изображены три желто-зеленых яблока. Это плод средней полосы России, который часто пишет Петров-Водкин, превращая его в символ. Яблоко – круг – вечность. А что могут символизировать эти три горящих желтых круга? Это прошлое, настоящее, будущее…Святая Троица… Вера, Надежда, Любовь…Луна, Земля, Солнце… Рождение, жизнь, смерть…. Не случайно центральной сценой в композиции автор пишет похороны. Это картина – реквием. Прощание художника с привычным, вечным укладом жизни русской деревни. Старый мир уходит.
“Автопортрет” 1918
Петров-Водкин был человеком образованным: станковый живописец, график, иллюстратор, выполнял монументальные росписи, знал и любил театрально-декорационное искусство; литератор, теоретик; педагог. Портрет передаёт духовную атмосферу тех лет, создаёт строгий, лаконичный образ творческой, волевой личности. Главное в жизни – её духовное начало. Синий фон в иконописи - это цвет печали и скорби, душевной боли.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём.
И попадают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём.
“1918 год в Петрограде”, 1920
С удивительной зоркостью художник улавливает и передаёт совершенно особое состояние жизни города – тревожного, полупустого, полуголодного. Его жители узнали, что такое свобода, но стоят в длинных очередях за хлебом:
Вечность бросила в город
Оловянный закат.
Край небесный распорот,
Переулки гудят.
Вечность бросила в город эту женщину – крестьянку. Символ русской деревни, всего дореволюционного уклада жизни. Женщину художник пишет с ликом Мадонны. Сама Русь несёт своё дитя в жертву великой стихии революции. Контраст между городским пейзажем и группой на первом плане звучит диссонансом. Дом с выбитыми стёклами превращается в ослеплённое чудовище, которое надвигается на хрупкую фигуру матери. Люди равнодушны, заняты только своей очередью. Они не верят в Мессию. Знает о будущем, которое уготовано её сыну, только это женщина. Во взгляде матери – надежда, что мир станет лучше, и всепрощение.
“Портрет А. Ахматовой”, 1922
Петров-Водкин создал образ Ахматовой много пережившей, но оставшейся верной своей привязанности к Родине. Сдержанная, строгая и решительная “Анна Ахматова” - вершина портретного искусства живописца. Прежде всего это образ человека творческого, интеллектуального, личность , которую создало время на рубеже двух исторических эпох. В её печали раскрыта духовная красота. Проступает из фона черты юной девы, потупившей глаза и как бы прислущиваюшейся к голосу поэтессы - её музы, олицетворяющей скорбь. Когда художник работал над её портретом, Ахматова написала выстраданные строки:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Им грубой мести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как большой.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
“Распятие”, 1923
Работы Петрова-Водкина близки русской иконе, но обычно традиции иконописи – лаконизм и выразительность пластического языка, ясность композиции, символика цветового решения использовались художником для создания своего собственного мира. “Распятие” же проникнуто подлинно религиозным чувством. Христос кажется парящим в небе. Вершины гор, переданные в сферической перспективе, остаются у подножия креста, а сам крест и фигура Христа на нём – устремлены на небо и принадлежат Вселенной. В одной работе заключены одновременно три религиозных сюжета: Распятие, Вознесение, Преображение. “ Смертию смерть поправ”, - пишет художник на перекладине креста слово пасхального песнопения.
“Смерть комиссара” 1928 год
Приближенные к зрителю фигуры сраженного пулей комиссара и поддерживающего его бойца- ординарца прежде всего приковывают к себе внимание. От них взгляд , следуя повороту головы комиссара, (реальный прототип –поэт Сергей Спасский) уходит вправо в глубину – к бегущим в атаку бойцам , затем левее, где открывается далекий с облачками снарядных разрывов пейзаж. У художников солдаты и командиры маршировали в ногу стройными шеренгами. Петров-Водкин пишет смерть комиссара, смерть символическую. Атака - это жизнь. Солдаты уходят за горизонт в бой. Несколько горизонтов - это бесконечность пути. Космический масштаб. И эта часть бытия соединяется с единым великим целым. Это снятие с креста революции. Это гибель за идею. Драматическое событие трактуется художником в светлой гамме :эпическое спокойствие, просветление, ясность. И это успокоение читается в руках (не только во взгляде комиссара): одна еще сжимает винтовку, другая же касается земли, прося у неё прощения. Очищающий пейзаж: холмы – Родина, волна за волной омывает тело по православному обряду. Родина, как мать, любящая, близкая, родная, прощает ему все, даже братоубийство. Перед смертно нужно прощение. Вечное отношение человека к Родине: сын-мать. Россия-мать, тужащая над сыном, а над избушками “за кругом плавный круг” чертит коршун, и так из века в век бедой кружит над матерью-Россией его черная тень.
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней, -
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
“1919 год. Тревога”, 1934 год
Ходики неумолчно отсчитывают минуту за минутой. В напряженной тишине стук часов раздается гулко и тревожно. Это тревога ожидания. Со стереоскопической четкостью воссоздан интерьер комнаты. Детали интерьера говорят со зрителем. Они повествуют о днях 1919-го и о днях 1934-го (год написания картины можно включить в её название). И мы ощущаем тревогу 1934-го года. Большая гражданская смелость художника - сказать правду о своём времени. Это год убийства С.М. Кирова, год сталинских репрессий. Политические события не проходили мимо художника, а как человек думающий, он понимал их истинные причины.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных “марусь”. (А. Ахматова “Реквием”)
Ободранные розовые обои (временное жилище, люди его не обустраивают, здесь неуютно) - это следы пуль, которые прерывали жизнь в 1919-м, могли прервать её и в 1934-м. Погибнуть как враг народа, пропасть без вести всей семье. Художник кладет на табурет октябрьский ( за 1919 г.) номер петроградской “Красной газеты” со знаменитым призывом “Враг у ворот” (защитить город от армии Юденича). Кукла в руках ребенка - люди такие же игрушки в руках судьбы. Фигура отца – это не взгляд в окно, это поза человека, которого одолевают тяжелые мысли. Отец смотрит в ночь (там нет домов и улиц), как безбрежное пространство, космос.
Через несколько лет младенец, который спит в колыбели, займёт место отца у ночного окна. Встанет у порога бесконечности. Отец жил в тревоге, с надеждой и верой, что сын будет жить счастливее. Но тревога осталась. Она будет жить и в сыне. Современный сюжет. Это может быть тревога 2006 года?
Петров-Водкин говорил о современном мире образами – метафорами, в невероятном открывая перспективы его перемен, а в обычном- силу тех традиций, которым должен этот мир подчиниться в своём движении . Он словно предсказывал и сулил, мечтал и надеялся, возвращая человечество к исконным людским качествам и истинному разуму. Он мечтал об очищении человечества и страстно лелеял идею его обновления. Все эти помыслы вели его искусству содержательному, наполненному.
Своё прочтение картины Петрова-Водкина я никому не навязывала. И, прежде всего своим ученикам. Творчество талантливого художника всегда современно, нужно только внимательно всмотреться в его работы. Подлинное искусство всегда находит дорогу к зрителю. И сегодня мы открываем для себя художника Петрова-Водкина.