Урок математики (групповая работа) "Математическая регата"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Привить интерес к предмету.
  2. Организовать обмен опыта между учениками.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Научить учащихся самоконтролировать и самооценивать.

Ход урока

На доске: плакат озеро Байкал, высказывание: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. М. В. Ломоносов.

Учащиеся поделены на равные группы. На столах у каждой группы девизы: “После дела за советом не ходят”. “Сядем рядком да поработаем ладком”. “Где хотенье, там и уменье”. “Кто в математике горазд, тому не пропасть”. “Знания никому не в тягость”.

1. Дата.

Какое сегодня число? 4 декабря. Что вы можете сказать об этом числе?

Магия числа: каждому числу издревле приписывали определённые свойства. Наука о числах - нумерология. Итак, ещё древние считали 4 символом устойчивости и прочности, добросовестности, достижение цели. Рисовали квадрат. Четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии - Огонь, Землю, Воздух и Воду.

Наше счастливое число сегодня на уроке будет сопутствовать, чтобы достигнуть поставленную цель.

2. История математики.

Математика одна из самых древних и важных наук. Слово математика пришло из древнегреческого языка “мантенеин”, что означает в переводе: учиться, приобретать знания.

3. Рассказ о немецком учёном Карле Гауссе.

Немецкого учёного Карла Гаусса называли королём математиков. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трёхлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчёты своего отца с каменщиками. Однажды в школе (Гауссу в то время было 10 лет) учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у Гаусса уже был готов ответ. На его грифельной доске было написано:101*50=5050

Ученикам предлагается задача на логическое мышление.

Попробуйте догадаться, как Карл Гаусс складывал числа от 1 до 100.

На доске запись 1+2+3…+…98+99+100=.

Решение:

1+100=101, 2+99=101, 3+98=101, …закономерность.

101*50(ПАР)

На уроках математики не только нужно правильно решать, а увидеть записанное, логически мыслить, выявить закономерность.

Вы тоже очень умные, способные ученики и домашнее задание у нас будет творческое: придумать загадки, пословицы, поговорки и стихи о математике.

4. Урок математики, который мы назовём “Математическая регата”.

Регата (итальянское regata, от riga – ряд, линия; стартовая линия) крупное, обычно традиционное, соревнование по парусному судов разных классов. Иногда регатой называют соревнования по водно-моторному спорту.

Одной из первых регат была состоявшаяся в 1740 Венецианская регата гондольеров.

С середины XIX века регата по парусному и гребному спорту стали проводиться в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Бельгии. Регатой называют также соревнование по парусному

5. Ребус.

А начнутся наши соревнования с ребуса (восток)

В наших соревнованиях участвуют 5 команд.

6. Решение примеров.

Итак, дан старт. У учащихся на столах карточки с одинаковыми примерами на деление:

1) 3360:48=70

2) 98294:98=1003

3) 4140:12=345

4) 21624:8=2703

5) 6936:34=204

Один учащийся из каждой группы выходит к доске и рассматривает по одному примеру на разные случаи деления с пояснением.

7. Кроссворд.

Кроссворд на доске поясняют учащиеся (заполнение маркером).

По горизонтали: 2. Знак математического действия. 4. Запись из одной или нескольких цифр. 5. Часть прямой, соединяющая две точки. 7. Мноугольник. 8. Математическое действие. 9. Старинная мера длины.

По вертикали: 1. Часть прямой. 2. Геометрическая фигура. 3. Математическое действие. 6. Упражнения, выполняемые с помощью рассуждений и вычислений. 7. Число разрядов в классе.

8. Групповая работа.

Тест. Площадь, (объяснение у доски).

Тест № 13. Площадь.

А 1. Найдите площадь прямоугольника.

1) 8 см2 а=5 см
2) 15см2 в=3 см
3) 16 см2
4) 14 см2

А 2. Найдите длину прямоугольника, ширина которого 3 см, а площадь равна 21 см2.

1) 24 см

2) 7 см

3) 63 см

4) 18 см

А 3. Найдите площадь квадрата со стороной 6 см.

1) 6 см2

2) 12 см2

3) 36 см2

4) 24 см2

9. Примеры на нахождение компонентов, (с окошками).

Карточки у каждой группы (проверка у доски).

Записать верные равенства, вставив пропущенные цифры.

7147:7=1_ _1 54135:3=1 _ _ 45
6186:6=1 _ _ 1
812:4=_ _ 3 824:8= _ _ 3
9018:9= _ _ _ 2

10. Задачи.

1. Крупнейшее пресноводное озеро в Африке - озеро Виктория. Его глубина- 81 метр. А самое глубокое пресноводное озеро в мире - озеро Байкал. Его глубина - 1620метров. Какую часть составляет озеро Виктория от озера Байкала?

2. Население города Иркутска в 2006 году составляет 700 тысяч человек. Население нашего города 50 лет назад составляло 350 тысяч человек. Во сколько раз выросло население?

Что показывает деление? (во сколько раз одно число больше или меньше другого, какую часть одно число составляет от другого, по известному произведению и множителю найти другой множитель).

ИТОГ.

Что мы сегодня на уроке отрабатывали? (деление, умножение…), что нового узнали? Вы, ребята, увидели, что каждое число – это не просто набор цифр. Ещё раз вернёмся к нашим примерам.

6936:34=204 (34 это учебные недели в году, 204 это учебные дни).

3360:48=70 (70 лет нашей школе).

4140:12=345 (345 лет городу Иркутску).

11. Исполняется песня о городе Иркутске.

Закончились наши математические соревнования, отличились группы... , отдельные учащиеся, а вообще работали все дети хорошо.

Как и во всех соревнованиях в конце игр исполняется гимн.

12. Исполняется гимн школы.