1. Главная дидактическая цель урока - определить условия становления монархической формы правления в России в XIV- XV вв.
2. В конце урока учащиеся должны:
Знать
- основные исторические события XIV- XV вв, сопутствующие оформлению самодержавия на Руси;
- характеристику правления первых московских князей;
- основные черты вечевого строя, сохранившиеся к XIV- XV вв.
Понимать
- роль татаро-монгольского ига в формировании государственности в Московском государстве;
- суть теории “Москва-третий Рим” и ее влияние на формирование самодержавной власти;
- причины слабости вечевого строя и отказа от данной формы правления.
Уметь:
- работать с текстами исторических документов, выводами историков по проблеме;
- формулировать свою точку зрения;
- анализировать историческую ситуацию, давать объяснения;
- работать коллективно и самостоятельно.
ХОД УРОКА
Учитель:
XIV- XV вв – это период самоопределения Московского государства. Какие же пути становления государственности были приемлемы для нашей страны в этот период? Для их определения я прошу вас выполнить следующее задание:
Задание 1. По предложенным символам власти определить возможные пути становления государственности в Московской Руси (слайд №1)
1. Шапка Мономаха, 2. вече, 3. скипетр. 4. “колокол”, 5. держава.
Ответ.
1. Республика: 4. “колокол”, 2. вече.
2. Монархия: 1. Шапка Мономаха, 3. скипетр. 4. колокол, 5. держава.
Учитель:
А сейчас я прошу вас сформулировать тему нашего урока через постановку проблемы.
После предложенных вариантов учитель или сообщает собственную тему, или принимает наиболее удачный вариант учащихся.
Тема урока: Пути формирования государственности в Московской Руси: монархия или республика (слайды № 2, 3).
Учитель:
Традиционной, сложившейся еще в эпоху Киевской Руси, была феодальная республика. Вече решало все основные вопросы, подчас приглашая или прогоняя даже князей (Киев, Новгород, Псков).
Почему же устанавливается монархическая форма правления?
Неужели влияние внешних условий - татаро-монгольского ига - оказалось сильнее традиций?
Задание 2.
Используя ранее полученные знания на наших уроках и материалы, предложенные на печатной основе (Приложение 1), определите исторические условия формирования данных форм власти в России в XIV – XV вв.
Организация работы.
Класс разбивается на три группы:
1 группа – анализирует возможные условия установления республиканской формы правления.
2 группа – приводит доказательства неизбежности организации монархической формы правления.
3 группа – выполняет проблемное задание: по предложенному учителем материалу (приложение 2) проанализировать исторические ситуации, при которых элементы этих двух форм власти существовали одновременно.
Во время выполнения задания группы 1 и 2 в краткой тезисной форме записывают свои ответы в тетради и готовятся к выступлению.
В это время доска разбивается на 3 зоны.
республика |
монархия |
республика + монархия. |
Во время выступления участники групп записывают свои аргументы в эти столбцы.
После выступления групп 1 и 2 учитель предлагает свои аргументы, представленные на слайдах № 4, 5.
республика |
монархия |
1. Вечевые традиции Киевской Руси. 2. Существование в XIV ст. феодальных республик в Новгороде и Пскове. 3. Независимость Новгорода от Золотой Орды и Литовского княжества. Сохранение древнерусских традиций. 4. Исторические условия развития Западных, Северо-Западных земель в XIV –XV вв. |
1. Постепенное оформление
единоличной власти князей (Любичский съезд). 2. Исторические условия развития Владимиро-Суздальской Руси. Перенос политического центра во Владимир. 3. Влияние татаро-монгольского ига. 4. Христианская религия. 5. Оформление официальной идеи “Москва – третий Рим”. 6. Оформление общественного мнения. |
Вывод по проблемному вопросу учитель делает совместно с учениками:
Т.о. в XIV-XV вв. наряду с внешними предпосылками (монголо-татарское иго) складываются и внутренние (формирование единоличной власти князя, существующая монорелигия, оформление имперской идеи “Москва — третий Рим”) для оформления монархической формы правления в России.
Учитель:
Слово для выступления предоставляется участникам 3 группы. Они представят результаты своей совместной работы. Для иллюстрации ответов можно использовать слайд № 6.
Учитель:
В конце урока в качестве рефлексии можно предложить следующее задание: составить проблемные вопросы по материалам урока.
В качестве примера учитель предлагает свое задание (слайд № 7 ).
На смену великим империям приходили республики (Англия, Франция, Россия). Но они не были долговечны и сменялись вновь монархиями.
Следует ли из этого, что республиканская форма правления не является жизнеспособной?