Конспект урока по истории "Пути становления государственности в Московской Руси: республика или монархия?". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


1. Главная дидактическая цель урока - определить условия становления монархической формы правления в России в XIV- XV вв.

2. В конце урока учащиеся должны:

Знать

  • основные исторические события XIV- XV вв, сопутствующие оформлению самодержавия на Руси;
  • характеристику правления первых московских князей;
  • основные черты вечевого строя, сохранившиеся к XIV- XV вв.

Понимать

  • роль татаро-монгольского ига в формировании государственности в Московском государстве;
  • суть теории “Москва-третий Рим” и ее влияние на формирование самодержавной власти;
  • причины слабости вечевого строя и отказа от данной формы правления.

Уметь:

  • работать с текстами исторических документов, выводами историков по проблеме;
  • формулировать свою точку зрения;
  • анализировать историческую ситуацию, давать объяснения;
  • работать коллективно и самостоятельно.

ХОД УРОКА

Учитель:

XIV- XV вв – это период самоопределения Московского государства. Какие же пути становления государственности были приемлемы для нашей страны в этот период? Для их определения я прошу вас выполнить следующее задание:

Задание 1. По предложенным символам власти определить возможные пути становления государственности в Московской Руси (слайд №1)

1. Шапка Мономаха, 2. вече, 3. скипетр. 4. “колокол”, 5. держава.

Ответ.

1. Республика: 4. “колокол”, 2. вече.

2. Монархия: 1. Шапка Мономаха, 3. скипетр. 4. колокол, 5. держава.

Учитель:

А сейчас я прошу вас сформулировать тему нашего урока через постановку проблемы.

После предложенных вариантов учитель или сообщает собственную тему, или принимает наиболее удачный вариант учащихся.

Тема урока: Пути формирования государственности в Московской Руси: монархия или республика (слайды № 2, 3).

Учитель:

Традиционной, сложившейся еще в эпоху Киевской Руси, была феодальная республика. Вече решало все основные вопросы, подчас приглашая или прогоняя даже князей (Киев, Новгород, Псков).

Почему же устанавливается монархическая форма правления?

Неужели влияние внешних условий - татаро-монгольского ига - оказалось сильнее традиций?

Задание 2.

Используя ранее полученные знания на наших уроках и материалы, предложенные на печатной основе (Приложение 1), определите исторические условия формирования данных форм власти в России в XIV – XV вв.

Организация работы.

Класс разбивается на три группы:

1 группа – анализирует возможные условия установления республиканской формы правления.

2 группа – приводит доказательства неизбежности организации монархической формы правления.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

3 группа – выполняет проблемное задание: по предложенному учителем материалу (приложение 2) проанализировать исторические ситуации, при которых элементы этих двух форм власти существовали одновременно.

Во время выполнения задания группы 1 и 2 в краткой тезисной форме записывают свои ответы в тетради и готовятся к выступлению.

В это время доска разбивается на 3 зоны.

республика

монархия

республика + монархия.

Во время выступления участники групп записывают свои аргументы в эти столбцы.

После выступления групп 1 и 2 учитель предлагает свои аргументы, представленные на слайдах №   4, 5.

республика

монархия

1. Вечевые традиции Киевской Руси.

2. Существование в XIV ст. феодальных республик в Новгороде и Пскове.

3. Независимость Новгорода от Золотой Орды и Литовского княжества. Сохранение древнерусских традиций.

4. Исторические условия развития Западных, Северо-Западных земель в XIV –XV вв.

1. Постепенное оформление единоличной власти князей (Любичский съезд).

2. Исторические условия развития Владимиро-Суздальской Руси. Перенос политического центра во Владимир.

3. Влияние татаро-монгольского ига.

4. Христианская религия.

5. Оформление официальной идеи “Москва – третий Рим”.

6. Оформление общественного мнения.

Вывод по проблемному вопросу учитель делает совместно с учениками:

Т.о. в XIV-XV вв. наряду с внешними предпосылками (монголо-татарское иго) складываются и внутренние (формирование единоличной власти князя, существующая монорелигия, оформление имперской идеи “Москва — третий Рим”) для оформления монархической формы правления в России.

Учитель:

Слово для выступления предоставляется участникам 3 группы. Они представят результаты своей совместной работы. Для иллюстрации ответов можно использовать слайд № 6.

Приложение 2.

Учитель:

В конце урока в качестве рефлексии можно предложить следующее задание: составить проблемные вопросы по материалам урока.

В качестве примера учитель предлагает свое задание (слайд № 7 ).

На смену великим империям приходили республики (Англия, Франция, Россия). Но они не были долговечны и сменялись вновь монархиями.

Следует ли из этого, что республиканская форма правления не является жизнеспособной?