Цель урока:
- создать условия для приобретения новых знаний
- выявить общий уровень знаний о диких животных;
- расширить и углубить знания о диких животных и привести их в систему;
- выявить уровень усвоения понятий;
- обобщить знания детей по теме “Дикие животные летом и осенью”.
Задачи урока:
- повторить изученные понятия и усвоить новые;
- закрепить знания, полученные по данной теме;
- развитие памяти, мышления, речи.
Оборудование урока: учебник Клепининой З.А. для 3 класса; гербарий; тесты; ребусы; картинки с животными.
ХОД УРОКА
I. Вводная беседа
- Какое время года сейчас по календарю? (Осень)
- А какое время года мы с вами можем наблюдать за окном? (Осень)
- Какое время года следует за весной и бывает перед осенью? (Лето)
- Посмотрите на доску. На ней написаны признаки лета и осени вразнобой. (Приложение № 1).
- Вспомните, пожалуйста, какие из них относятся к признакам лета, а какие к признакам осени. У себя в тетради в два столбика распределите эти признаки по временам года.
- Пока вы будете выполнять это задание в тетради, у доски будут работать два ученика. Один выписывает признаки лета, а другой – осени. После выполнения задания мы проверим все ли верно.
- И так, проверим, все ли признаки верно записали.
- Молодцы! Все признаки вы записали верно.
- А какие изменения в неживой природе вы наблюдали?
Один ученик идет к доске и составляет таблицу “Неживая природа осенью. (Приложение 2.) (День короче, ночь длиннее, солнце светит реже, не так сильно греет, часто идут дожди, становится прохладней, дует холодный ветер.)
- Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений? Что происходит с растениями? (Меняют свою окраску, опадают.)
- Все ли растения сбрасывают листву?
- Какие растения не сбрасывают листву?
- Как эти растения называются? (Хвойные.)
- Повлияли ли эти изменения в жизни растений на жизнь животных? Если да, то, как именно? Поясни свой ответ.
II. Объявление новой темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью диких животных летом и осенью и узнаем, какие изменения происходят с ними.
- Расскажите, что происходит с насекомыми и птицами осенью? (Перелетные птицы улетают в теплые страны, насекомые прячутся.)
- Каких животных, кроме птиц и насекомых вы знаете?
Рассмотрите рисунки на стр. 33.
- Какие животные здесь изображены?
- Как этих животных можно назвать одним словом? (Звери.)
- Где обитают звери? (В лесу, в природе.)
- А кто им еду добывает? (Сами ее добывают.)
- Как можно назвать животных, которые живут в дикой природе и сами себе добывают корм? (Дикие животные.)
- Вывод: Дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и сами добывающих себе корм.
- Чем же питаются дикие животные? (Травой, плодами некоторых деревьев и кустарников, другими животными, а некоторые животные питаются и растениями и другими животными.)
- Как можно назвать животных, которые траву едят? (Травоядные.)
- Животные, которые питаются другими животными как называются? (Хищники.)
А как можно назвать животных, которые питаются и растениями и животными? (Всеядные.)
- Вспомните и запишите названия животных в каждой группе.
На доске, а у детей в тетради составляется табличка. Дети заполняют ее названиями животных, которые относятся к данной группе. (Приложение №3)
- Мы определили, чем питаются дикие животные.
- Как вы думаете, чем питаются травоядные животные, когда выпадает снег? Что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду? (Запасти себе корм.)
- Верно. Некоторые дикие животные запасают себе корм.
- В какое время года они запасают корм? (В конце лета, осенью.)
- Почему именно в конце лета и осенью?
- А все ли дикие животные запасают корм на зиму? Какие животные не запасают корм? Почему?
- А медведь запасает корм? Почему? (Нет. Он спит зимой.)
- Верно. Медведь относится к таким животным, которые усиленно питаются и жиреют. А осенью они готовят себе берлогу – место, где медведи проводят зиму и впадают в спячку.
- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни.
- Каких животных вы знаете еще, которые впадают в спячку, кроме медведя?
- Некоторые животные с приближением зимы меняют окраску? Как вы думаете, почему они это делают?
- Смена окраски шерсти на другую покровительственную окраску называется линькой.
- Так какие же изменения в жизни диких животных происходят осенью? Давайте составим схему “Звери осенью”.
На доске, а дети у себя в тетради составляют схему “Звери осенью”. (Приложение №4)
III. Подведение итогов (фронтальный опрос)
- О каких животных шла сегодня речь на уроке? (О диких животных.)
- Почему их так называют?
- Чем питаются разные дикие животные?
- Как готовятся разные животные к зиме?
- В какое время года готовятся к зиме дикие животные?
- Почему животные запасают корм в конце лета и осенью?
- Всем ли животным нужно запасать корм?
- Что такое линька?
- Что такое спячка?
IV. Первичный контроль знаний (развивающие задания)
Задание 1.
- Посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Вам нужно подчеркнуть одной чертой диких животных, двумя – домашних животных.
Карточка у каждого ребенка. (Приложение №5.)
Задание 2.
- Один ребенок работает у доски. На доске написаны предложения с пропусками. Ребенку нужно прочитать предложение и вставить пропущенные слова. Весь класс проверяет правильность выполнения задания. (Приложение №6)
Данное задание можно выполнять параллельно с Заданием 1.
Задание 3.
- Детям предлагается разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия диких животных, и определить к какой группе они относятся: травоядные, всеядные, хищники. (Приложение № 7).
Задание 4.
- Детям раздаются карточки с тестами. Они выполняют задания и сдают учителю по мере выполнения заданий. (Приложение № 8).
Карточки с тестами у каждого ребенка.
V. Оценка работы учеников
VI. Домашнее задание
УРОК ЗАКОНЧЕН!