Урок природоведения по теме: "Дикие животные летом и осенью"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • создать условия для приобретения новых знаний
  • выявить общий уровень знаний о диких животных;
  • расширить и углубить знания о диких животных и привести их в систему;
  • выявить уровень усвоения понятий;
  • обобщить знания детей по теме “Дикие животные летом и осенью”.

Задачи урока:

  • повторить изученные понятия и усвоить новые;
  • закрепить знания, полученные по данной теме;
  • развитие памяти, мышления, речи.

Оборудование урока: учебник Клепининой З.А. для 3 класса; гербарий; тесты; ребусы; картинки с животными.

ХОД УРОКА

I. Вводная беседа

- Какое время года сейчас по календарю? (Осень)

- А какое время года мы с вами можем наблюдать за окном? (Осень)

- Какое время года следует за весной и бывает перед осенью? (Лето)

- Посмотрите на доску. На ней написаны признаки лета и осени вразнобой. (Приложение № 1).

- Вспомните, пожалуйста, какие из них относятся к признакам лета, а какие к признакам осени. У себя в тетради в два столбика распределите эти признаки по временам года.

- Пока вы будете выполнять это задание в тетради, у доски будут работать два ученика. Один выписывает признаки лета, а другой – осени. После выполнения задания мы проверим все ли верно.

- И так, проверим, все ли признаки верно записали.

- Молодцы! Все признаки вы записали верно.

- А какие изменения в неживой природе вы наблюдали?

Один ученик идет к доске и составляет таблицу “Неживая природа осенью. (Приложение 2.) (День короче, ночь длиннее, солнце светит реже, не так сильно греет, часто идут дожди, становится прохладней, дует холодный ветер.)

- Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений? Что происходит с растениями? (Меняют свою окраску, опадают.)

- Все ли растения сбрасывают листву?

- Какие растения не сбрасывают листву?

- Как эти растения называются? (Хвойные.)

- Повлияли ли эти изменения в жизни растений на жизнь животных? Если да, то, как именно? Поясни свой ответ.

II. Объявление новой темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью диких животных летом и осенью и узнаем, какие изменения происходят с ними.

- Расскажите, что происходит с насекомыми и птицами осенью? (Перелетные птицы улетают в теплые страны, насекомые прячутся.)

- Каких животных, кроме птиц и насекомых вы знаете?

Рассмотрите рисунки на стр. 33.

- Какие животные здесь изображены?

- Как этих животных можно назвать одним словом? (Звери.)

- Где обитают звери? (В лесу, в природе.)

- А кто им еду добывает? (Сами ее добывают.)

- Как можно назвать животных, которые живут в дикой природе и сами себе добывают корм? (Дикие животные.)

- Вывод: Дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и сами добывающих себе корм.

- Чем же питаются дикие животные? (Травой, плодами некоторых деревьев и кустарников, другими животными, а некоторые животные питаются и растениями и другими животными.)

- Как можно назвать животных, которые траву едят? (Травоядные.)

- Животные, которые питаются другими животными как называются? (Хищники.)

А как можно назвать животных, которые питаются и растениями и животными? (Всеядные.)

- Вспомните и запишите названия животных в каждой группе.

На доске, а у детей в тетради составляется табличка. Дети заполняют ее названиями животных, которые относятся к данной группе. (Приложение №3)

- Мы определили, чем питаются дикие животные.

- Как вы думаете, чем питаются травоядные животные, когда выпадает снег? Что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду? (Запасти себе корм.)

- Верно. Некоторые дикие животные запасают себе корм.

- В какое время года они запасают корм? (В конце лета, осенью.)

- Почему именно в конце лета и осенью?

- А все ли дикие животные запасают корм на зиму? Какие животные не запасают корм? Почему?

- А медведь запасает корм? Почему? (Нет. Он спит зимой.)

- Верно. Медведь относится к таким животным, которые усиленно питаются и жиреют. А осенью они готовят себе берлогуместо, где медведи проводят зиму и впадают в спячку.

- Спячкаэто малоподвижный, сонный образ жизни.

- Каких животных вы знаете еще, которые впадают в спячку, кроме медведя?

- Некоторые животные с приближением зимы меняют окраску? Как вы думаете, почему они это делают?

- Смена окраски шерсти на другую покровительственную окраску называется линькой.

- Так какие же изменения в жизни диких животных происходят осенью? Давайте составим схему “Звери осенью”.

На доске, а дети у себя в тетради составляют схему “Звери осенью”. (Приложение №4)

III. Подведение итогов (фронтальный опрос)

- О каких животных шла сегодня речь на уроке? (О диких животных.)

- Почему их так называют?

- Чем питаются разные дикие животные?

- Как готовятся разные животные к зиме?

- В какое время года готовятся к зиме дикие животные?

- Почему животные запасают корм в конце лета и осенью?

- Всем ли животным нужно запасать корм?

- Что такое линька?

- Что такое спячка?

IV. Первичный контроль знаний (развивающие задания)

Задание 1.

- Посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Вам нужно подчеркнуть одной чертой диких животных, двумя – домашних животных.

Карточка у каждого ребенка. (Приложение №5.)

Задание 2.

- Один ребенок работает у доски. На доске написаны предложения с пропусками. Ребенку нужно прочитать предложение и вставить пропущенные слова. Весь класс проверяет правильность выполнения задания. (Приложение №6)

Данное задание можно выполнять параллельно с Заданием 1.

Задание 3.

- Детям предлагается разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия диких животных, и определить к какой группе они относятся: травоядные, всеядные, хищники. (Приложение № 7).

Задание 4.

- Детям раздаются карточки с тестами. Они выполняют задания и сдают учителю по мере выполнения заданий. (Приложение № 8).

Карточки с тестами у каждого ребенка.

V. Оценка работы учеников

VI. Домашнее задание

УРОК ЗАКОНЧЕН!