Интегрированный урок в 10-м классе по теме: "Построение и исследование графиков функций"

Разделы: Математика, Информатика


Цели урока:

Образовательные

  • Закрепление навыков исследования функций и построения их графиков,
  • Отработка навыков использования ПК при решении прикладных задач

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях.
  • Расширить кругозор учащихся, повысить их интеллект.
  • Развивать логическое мышление

Воспитательные

  • Развивать культуру общения и культуру речи.
  • Воспитание чувства ответственности и солидарности.

Оборудование урока

  • Мультимедийный проектор
  • Ноутбук
  • Экран
  • Программное обеспечение Аdvanced grapher из раздела Моделирование (УМК Угринович Н.Д. “ Информатика и ИКТ”), установленное на машинах в кабинете информатики
  • Раздаточный материал

Тип урока: комбинированный

Форма организации учебно-познавательной деятельности: урок с элементами игры.

Методы обучения: контроль и самоконтроль; создание ситуации занимательности.

Структура урока

  • Организационный момент
  • Постановка образовательной задачи
  • Объяснение нового материала
  • Построение касательной
  • Закрепление нового материала
  • Разминка
  • Самостоятельная работа
  • Анализ работы класса и подведение итогов урока.
  • Домашнее задание

Ход урока

Учитель:

Тема нашего занятия “Построение и исследование графиков функции”.

Из курса алгебры нам известна общая схема исследования функции и построения ее графика. Давайте вспомним, как это сделать?

Ученик: вспоминает схему исследований функции.

Учитель: Для исследования функции и построения ее графика требуется много времени, приходится выполнять много громоздких вычислений, это не удобно, на помощь приходят компьютерные технологии. Сегодня мы познакомимся с программой advanced grapfer, которая является приложением windows. Это многофункциональная программа для исследования математических функций с удобным графическим интерфейсом, позволяет строить графики функции, их производных, находить экстремумы функции , может быть использована для решения нестандартных математических уравнений, систем уравнений.

Для работы с ней вам необходимо войти в Пуск/ программы/ Advanced grapher.

Запишем основные операции при работе с программой.

1.Для построения графика в меню выберите построение/ добавить график.

Появляется окно “добавить график”, в котором необходимо записать функцию, график которой вы строите, нажимаете ОК. График функции строится автоматически.

В одной и той же координатной плоскости можно построить несколько графиков.

2.Для удаления необходимо в меню выбрать правка/ отменить добавление графика.

3.Для исследования функции на экстремум в меню выбираете Вычисления/ исследования функции.

Особое внимание уделите синтаксису в записи функций.

математическая запись

в программе

sin x

sin(x)

cos x

cos(x)

tg x

tan(x)

x2

x^2

|x|

abs(x)

p

pi

O X

sqrt(x)

В качестве примера построим график функции y=x2+2*x-3 <приложение 1>(ученики с помощью учителя строят график функции).

Далее ученики самостоятельно.

Y=2*x3-6*x+4

Y=-3*x4+4*x3+12*x2

Y=x2-3*x-1/x

Построение касательной. Сохраните на экране график последней функции, постройте касательную в точке с абсциссой равной номеру вашего ПК.

Уравнения иногда легче решить графически, чем алгебраически.

Ученики: необходимо построить график функции стоящей в левой части уравнения, а затем - в правой части. Тогда абсциссы точек пересечения будут решением данного уравнения.

Учитель: решим уравнение cos x=|sinx|, |cos(x)|*(2*x-4)=|x-2| (решение уравнения) Физминутка

Разминка

Ученики разбиваются на две команды, каждой команде необходимо решить уравнения. На доске записано ключевое слово; необходимо его открыть. Ответы записаны на листиках закрывающих буквы, под которыми зашифровано слово. Чья команда быстрее решит уравнения, оторвав листики, прочтет слово, та команда и выиграла.(команды образованы по числу ПК, стоящих в кабинете)

1 команда

Найти корни уравнения на промежутке: [1,3]

|cos(x)|*(2*x-4)=|x-2|

Найти корни уравнения на промежутке: [-1,1]

sin2(x)=cos(x)*|sin(x)|

Найти корни уравнения на промежутке: [0,2]

cos(x)=tg(x)*|cos(x)|

Найти корни уравнения на промежутке: [0,2]

|cos(x)|=cos(x)*(x-2)2

2 команда

Найти корни уравнения на промежутке: [-1,0]

|sin(x)|*(4*x+2)=|2*x+1|

Найти корни уравнения на промежутке: [-2,0]

cos2(x)=sin(x)*|cos(x)|

Найти корни уравнения на промежутке: [-1,1]

sin(x)=tg(x)*|sin(x)|

Найти корни уравнения на промежутке: [-2,0]

cos(x)=|cos(x)|*(x+1.5)2

Рассмотрим различные виды преобразования графиков функции:

y=F(x) y=x2
y=F(x+a) y=(x+2)2
y=a*f(x) y=3*x2

y=1/3*x2

y=-f(x) y=-(x)2
y=|f(x)| y=|x2-3|
y=|f(|x|)| y=|x2+2*|x|-3|

В оставшееся время постройте самостоятельно графики, для решения уравнений

2*(cos (4*x)-sin (x)*cos (x))=sin (4*x)+sin (2*x)

tg(x)*(1-2*sin(x))-2*cos(x)=3

Подведение итогов работы команд, анализ работы, выставление оценок.

Спасибо большое, мы с вами проделали огромную и очень сложную работу, давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем им “Спасибо за внимание!”

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4