Размышления классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Ребенок – это чудо!

Часто в жизни мы ждем какого-то чуда: выигрыша в лотерее, карьерного роста, избавления от болезней, проблем. “Мы все спешим за чудесами…”, - поет Юрий Антонов. Что же такое “чудо”? Это то, чему можно удивляться, то, что может тебя очаровать, показаться необычным. Но разве нельзя назвать чудом зимнее утро, когда под ногами весело хрустит снег, легкий морозец пощипывает тебе лицо, а снежинки медленно кружатся в завораживающем танце, падают тебе на ладонь и растворяются? Разве нельзя назвать чудом бабочку, сидящую на цветке, когда ее сложенные крылья вдруг раскрываются, показывая все многообразие своих красок и причудливых узоров? И это маленькое чудо вспархивает с цветка и начинает свой величественный полет в поднебесье.

А появление новой жизни – разве это не чудо? Вот оно, маленькое существо, смотрящее на свет большими глазами, впитывающее в себя все, что происходит вокруг, и проносящее все это через призму детского сознания. Ребенок, ваш, мой, твой, каждый, - вот это действительно чудо! Однако только человек с открытым сердцем может познать всю прелесть этого чуда, распахнуть свое сердце ему навстречу.

Вот перед нами человечек, только что появившийся на свет. Но его маленькое сердечко уже работает во всю свою мощь, он уже узнает в женщине, что взяла его на руки и прижала к своей груди, маму, хотя еще не видит ее по-настоящему. Каждый шаг в его жизни – это уже чудо. Сегодня он совсем не такой, каким был вчера. Как быстро он растет! Вы взяли его за ручки, подняли на ножки, прошли вместе с ним несколько шагов. Смотришь - он уже сам делает первые шаги. Проходит время – свободно бегает по комнате. Как быстро он научился этому! Разве это не чудо! Ведь попробуйте заставить собаку или кошку ходить на задних лапах. Вряд ли у вас что-нибудь получится. Еще несколько месяцев, и ребенок не только начинает вас понимать, но и говорить сам. И говорит он правильно, хотя не изучал грамматики. Как это произошло? Чудо!?

Ученые утверждают, что все нормальные люди, независимо от цвета кожи и места рождения, имеют одинаковое число хромосом. И в то же время все люди на Земле разные. А ведь нас на планете около шести миллиардов. Разве это не чудо!

И вот “чудеса”, большеглазые, озорные, смешные, уже идут в детский сад, в школу.

Мы, взрослые, встречаем их у порога храма науки и порой не задумываемся, что перед нами чудо. Мы требуем, воспитываем, формируем. Желаем, чтобы произошло другое чудо: чтобы ребенок сразу научился читать, спокойно сидеть на уроке, быстро решать задачи, быть аккуратным, внимательным. Мы забываем о “нежной педагогике”, о том, что относиться к нему надо бережно, трепетно, с уважением. Не хотим видеть, что этот маленький человечек имеет хрупкую натуру, нежную душу, хрусталики которой еще так непрочны. Ребенок ощущает порой некую раздвоенность; понимая, каким его желают видеть, он “втискивается” в эту роль и играет по правилам взрослых. Где наша любовь и мудрость, присущая взрослому человеку? Где понимание того, что перед нами Дети?

Мне хочется, чтобы каждый, кто работает с детьми, помнил о чуде. Возможно, учителям-предметникам – физикам, химикам – трудно согласиться с таким мнением, но классный руководитель обязан это понимать. Он вводит ребенка в жизнь, а для этого необходимо дать ребенку знания об этом мире, научить его открывать новое, чудесное, интересное в себе, в других людях, в природе. Внушить осознание того, что он не одинок, что его внутренний свет способен озарить и окружающих. Процесс этот должен быть гармоничным, не разрушающим душу, а созидающим.

Так давайте же не забывать, что ребенок – это чудо, и относиться к нему соответственно. Давайте беречь, холить и лелеять, окружать заботой и вниманием. Ведь эта чудесная пора – пора детства – уже никогда не повторится. А так хочется, чтобы в хрусталиках детской души было как можно меньше трещин.

Не будем забывать, что ребенок – это великое, может быть единственное, чудо. И он неповторим!

Увлекает – увлеченный

Эффективность деятельности классного руководителя зависит от личности самого воспитателя, от уровня его педагогической культуры, психологической компетентности, от степени его включенности в жизнь класса, от успеха его общения с детьми.

Я считаю, что наиболее приемлемой (правильной) является позиция, когда классный руководитель и воспитанники в своем общении, в деятельности исходят из того, что они равноправны, в своем взаимодействии идут навстречу друг другу, уважают и дополняют друг друга.

Многогранна деятельность, организуемая в классном коллективе.

Я считаю, что походы, экскурсии, близкие и дальние поездки - эффективные и деятельностные формы работы с классом. Они позволяют решать весь комплекс задач воспитания, когда в нестандартной обстановке (в походе, в вагоне, гостинице) для классных руководителей по-новому раскрывается каждый воспитанник, т.е. эта форма работы способствует:

  • Изучению личности каждого ребенка;
  • Сплочению коллектива;
  • Духовному обогащению личности;
  • Развитию познавательных интересов ребят, их любознательности;
  • Воспитанию у детей патриотических чувств граждан России, своей малой Родины, т.е. тех ценностей, которые должны превратиться в ценностные ориентиры личности каждого воспитанника (школьника, ребенка).

А все началось с детства. Еще до школы мама брала меня в походы со своим классом. Мальчики согласны были нести меня на своих плечах, только бы пойти в поход. Самые яркие впечатления школьной жизни – это выезды в другие города округа и области нашей баскетбольной команды на соревнования. А потом – награда за победы – поездки – путешествия по городам с нашим неутомимым тренером Г.А.Зайцевой. Причем, половину денег на поездки мы зарабатывали сами судейством городских соревнований. Мы побывали в Перми, в городах-героях Волгограде, Севастополе, в Ташкенте, на родине легендарного разведчика Н.И.Кузнецова. Этот азарт к путешествиям, к походам и экскурсиям не угас во мне. Может, я проведу своих детей, свой класс моими тропами. Ведь мы уже побывали в Кунгурских пещерах. Поездку в Ханты-Мансийск посвятили 75-летию округа. Впечатления от размаха дел, свершений в округе ошеломляют. Чувство гордости за свой край, за свою малую родину – это теперь осознанное чувство.