Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством резвивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции

Разделы: Работа с дошкольниками


Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Одним из приоритетных направлений в нашем учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе.

Наиболее эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, которое мы открыли для себя, служат развивающие игровые технологии, созданные В.В. Воскобовичем. В нашей прогимназии педагогов был оформлен интеллектуально-игровой центр “Фиолетовый лес” - это своего рода виртуальный, несуществующий мир, “населенный” персонажами сказок-инструкций к развивающим играм В.В. Воскобовича.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяют перестроить образовательную деятельность: перейти от обычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.

Оригинальность и самобытность игр, с которыми наши дети знакомятся в дошкольных группах заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс “думания” над задачей. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четких, последовательных действий: анализа содержания, осознания цели, поиска средств, способов путей ее выполнения, планирования и получения результата. Происходит задействование психических процессов (восприятие, память, мышление). А также качеств личности (целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.) Многовариантность и разные степени сложности заданий одной игры позволяет мне использовать их, как на занятии, так и в индивидуальной работе с детьми. Импонирует мне и наличие сказочного образа в играх, для детей младшего школьного возраста это является одним из стимулов выполнения задания. Важна, на мой взгляд, возможность создания плоскостных и объемных изображений, создания схем. Проявления творчества в придумывании заданий и приключений сказочных персонажей, позволяет развивать речь, обучать составлению диалогов, умению логически завершать задание.

Проводя, диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста в начале и в конце учебного года мы увидели, скачок в развитии памяти, внимания, логического мышления, сформированности пространственных представлений, что подчеркивает, правильность выбранного нами пути использования развивающих игр в образовательном процессе.

Такой результат я получила, используя на занятиях методические пособия В.В. Воскобовича: “Геоконт”, “Геовизор”, и серию “Чудо-крестики”, игровой обучающий комплекс “Ларчик”.

“Геоконт” - представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем “гвоздиками”, на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый “гвоздик” имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый “луч”, второй “гвоздик”). С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры. “Геовизор” представляет собой папку с прозрачным верхом – экраном. Внутрь папки вкладываются листы с заданиями. Сами задания выполняются фломастером по координатной сетке на экране “Геовизора”. Коврограф “Ларчик” (веревочки, прилипают к коврику), заменяет собой фланелеграф и позволяет решать в игровой форме самые разнообразные задачи.

Проводя, диагностику познавательного развития детей дошкольного возраста в начале и в конце учебного года мы увидели, скачок в развитии памяти, внимания, логического мышления, сформированности пространственных представлений, что подчеркивает, правильность выбранного нами пути использования развивающих игр в образовательном процессе.

Неблагоприятные современные социально-экономические условия в стране оказывают негативное воздействие на развитие эмоциональной сферы детей. В течение ряда лет мы наблюдаем, рост групп риска, к которым мы относим детей с повышенной тревожностью, страхами и другими отрицательными проявлениями.

Проблема развития и коррекции эмоций детей в системе психолого–педагогического сопровождения в настоящий момент стоит достаточно остро. Нормальное эмоциональное развитие является одним из показателей психического здоровья ребенка.

С целью снижения уровня тревожности детей в нашем учреждении была создана Сенсорная комната. Проводимые в ней занятия позволили снизить уровень отрицательных эмоциональных проявлений. В сенсорной комнате создана окружающая среда, которая ненавязчиво заставляет детей успокоиться, забыть страхи, личные переживания. Оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:

  • Релаксационный – в него входят напольные и настенные маты, сухой бассейн, модульные наборы, установка для ароматерапии;
  • Активационный – в него входят: оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног;

Занятия в Сенсорной комнате позволяют выполнить процедуры психологического воздействия и коррекции:

  1. Релаксация и снятие эмоционального и мышечного напряжения у ребенка;
  2. Фиксирование и управление вниманием ребенка, поддерживание у него интереса к познавательной активности;
  3. Развитие воображения и творческих способностей.

Я хотела бы поделиться опытом коррекционной работы по развитию познавательной деятельности детей с нарушением эмоциональных проявлений. Коррекционная работа с детьми включает в себя различные виды деятельности:

  • Диагностическое обследование;
  • Определение коррекционных групп;
  • Совместная коррекционная работа психолога и педагогов по коррекции эмоциональных проявлений и развитию познавательной деятельности;
  • Работа с родителями детей коррекционной группы;
  • Аналитическая деятельность по результатам диагностирования.

Коррекционной работе предшествовала психолого-педагогическое диагностирование детей дошкольного возраста.

С учетом результатов обследований на первом заседании ПМПК были определены: коррекционные группы детей с проблемами развития эмоциональной сферы (дети с высоким уровнем тревожности, страхами, неустойчивым настроением, психомоторной гиперактивностью), разработаны направления взаимодействия со специалистами по построению коррекционно - развивающей работы.

Анализируя содержание развивающих технологий, я разработала Программу коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр и сенсорной стимуляции. (Приложение 1)

Каждое занятие объединено одним сюжетом, где вопросы и задания ставил сказочный герой, которому по сюжету необходимо было решить какую-то проблему.

Занятия состоят из двух частей:

1-я часть занятия направленная на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы, включала в себя психомышечные релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения. При проведении упражнений я использую оборудование Сенсорной комнаты: панно “Живая вода”, Световой проектор “Луч”, “Шар” со звуками природы и запахами и т.д..

2-я часть занятия направлена на коррекцию и развитие интеллектуальных способностей. В этой части использовались развивающие игры В.В. Воскобовича: “Чудо цветики”, коврограф “Ларчик” с разноцветными веревочками, “Двухцветный квадрат”, “Чудо-соты - 1” “Лого формочки - 5”, “Геоконт”, “Прозрачный квадрат”. Так же на занятиях я использовала “Логические блоки Дьенеша”, игры и упражнения, направленные на развитие общей осведомленности, восприятия, внимания и других психических процессов.

Взаимодействуя с педагогами, я разрабатывала рекомендации по развитию познавательной активности детей посредством развивающих игр.

Проводя коррекционную работу, я уделяла особое внимание работе с родителями детей коррекционных групп. Для данных родителей в течение года проводились консультации, на которых проигрывались развивающие игры.

Показателем успешной работы за год является сравнительный анализ результативности итогового диагностирования детей старшего дошкольного возраста. Комплексное использование развивающих игр В.В. Воскобовича и оборудования Сенсорной комнаты позволило снизить уровень отрицательных эмоциональных проявлений и повысить уровень познавательной активности детей дошкольного возраста. Опыт работы показал, что дети с удовольствием играют, осваивая все новые способы решения, а так же используют их в самостоятельной игровой деятельности.

В приложении к своему рассказу я хочу предложить вниманию коллег конспекты занятий (Приложение 2), (Приложение 3), которые, на мой взгляд, были наиболее результативными в работе с детьми. Эти занятия проводились с целью закрепления приобретенных знаний и умений.