Цель: поддержать и развить интерес учащихся 6-7 классов к космосу и космическим исследованиям.
В игре принимают участие гимназисты 6-7 классов.
В команду-экипаж космического корабля входят капитан, бортинженер, штурман-радист, геолог, врач, охотник, повар и художник.
Экипажи заранее готовят:
- проект “полёта - он включает описание маршрута, картины полёта и “открытой” планеты, девиз, эмблему, название
- костюмы - у каждого члена экипажа свой, созданный в соответствии с занимаемой должностью, но с общей для всех символикой
- все участники готовятся к сдаче экзамена по астрономии и планетологии, изучают соответствующую литературу, подбирают приборы и материалы для демонстрации опытов
-для проведения конкурса “Экзамен” команды заранее подбирают интересные вопросы
- в каждой команде - “инопланетян” - в костюме, соответствующем физическим характеристикам планеты, на которой он “проживает”
Ведущий готовит задания и реквизит для игры, информацию на компьютере, космическую музыку, песочные часы, “чёрный” и “белый” ящики, призовой фонд, карточки с заданиями, сценарий игры, костюм для себя.
На классной доске девиз:”Per aspera ad astra!”.
Задания оцениваются в баллах и заносятся в “Таблицу оценивания результатов игры” (см. Приложение №1).
Сценарий
Звучит музыка.
Ведущий: “Небо… Небо Земли! Оно существует только для нас, только в нашем воображении. Голубое – днём с сияющим на нем Солнцем, белыми облаками или грозовыми тучами; черно-бархатное - ночью со сверкающими на нём и “падающими” звёздами, Луной, кометами. В других мирах, на других планетах – другое небо, другие звёзды. И человечество мечтает когда-нибудь посетить эти далекие-далекие миры. Но к полету туда нужно упорно готовиться. Вот мы и выбрали ребят-мечтателей, тех, кто, не боясь трудностей, собирается осваивать космическое пространство. Кто же направляется у нас сегодня в дальний космос?”
1. Представление экипажей корабля: название корабля, девиз, эмблема (можно представить каждого участника)
Ведущий: “Перед стартом проверим готовность экипажей”.
2. Предстартовая подготовка:
2.1. “Проложи маршрут по Солнечной системе”. Это задание выполняется на компьютере, где установлена игра “Сотвори мир” (см. Приложение №2 “Сотвори мир”) и участникам (3 человека) необходимо быстрее другого экипажа расставить с помощью солярных знаков планеты в том порядке, как они движутся вокруг Солнца. (Если такая игра на компьютере не установлена, то можно использовать более простой вариант - карточки с нанесенными на них изображениями планет и их названиями, а участники выстраиваются в шеренгу в том порядке, как планеты по отношению к Солнцу, держа карточки в руках).
2.2. “Экзамен”. Экипажи отвечают на 3 вопроса друг друга по очереди.
2.3.“История космоса” - это задание для археологов. Оно выполняется на компьютере. Участники должны соотнести 4 даты с фотографиями и названиями 4-х космических событий: полёт 1-го спутника, полёт Ю.А. Гагарина, высадка на Луну, век открытия других галактик (см. Приложение №3 “История космоса”).
2.4. “Сотвори литературное произведение” - это задание команда получает на все
время полета. Нужно из слов – тяжесть, месяц, планета, ошибка, космос, ракета - написать литературное произведение в форме оды или детектива. Проверка качества выполнения задания проводится после “прибытия” экипажа на Землю.
Ведущий: “Ну, что ж, экипажи к полёту готовы! Тогда: ключ на старт!!! Поехали!..” В это время на компьютерном проекторе появляется изображение старта космических кораблей, звучит бравурная музыка (см. Приложение № 4 “Космический старт”).
3. “Проложи маршрут к звездам” - это конкурс штурманов. На компьютере появляются фантастические изображения участка неба, куда направляются космические корабли, и штурману необходимо рассказать, как и куда летит их корабль, мимо каких объектов звездного неба пролетает. В нашем случае выбраны Крабовидная туманность из созвездия Тельца и туманность Конская Голова из созвездия Ориона (см. Приложение № 5 “Маршрут команды 1” и Приложение №6 “Маршрут команды 2”).
Ведущий: “Давайте выясним, на достаточно ли мощных кораблях улетели наши команды к далеким звездам. Начинаем конкурс бортинженеров”.
4. “Рассчитай мощность объекта” - это конкурс бортинженеров.
Из экипажа выбирается самый сильный участник и с помощью секундомера и линейки бортинженер рассчитывает его мощность.
Ведущий: “Как велика скорость корабля? Умеют ли наши капитаны считать скорость?”
5. Конкурс капитанов.
5.1. Определить скорость подъёма воды по промокательной бумаге с помощью секундомера и линейки.
5.2. Капитаны по очереди называют звёзды и созвездия, а выигрывает последний назвавший созвездие или звезду.
Примечание: пока бортинженеры и капитаны выполняют задание, между остальными участниками и зрителями проводится викторина по астрономии и космонавтике. За правильный ответ выдается жетон. Викторина идёт в любой свободный от конкурсов момент.
6. “Чёрные” ящики для экипажей.
1-й – с “хвостом” - чьё это “украшение”
2-й – с компасом - нужен ли он в космосе?
Ведущий: “Чужие звезды, другие планеты, “черные дыры”, тройные Солнца, тёмные и светлые туманности, необыкновенные пейзажи и удивительные формы жизни. Что увидели и узнали команды, приземлившись на чужую планету?”
7. Конкурс художников:
Что увидели в космосе и на других планетах? (показывают и объясняют содержание своих картин)
Ведущий: “Как здоровье наших космонавтов? Хорошо ли они перенесли полет?”
8. Конкурс врачей: описать работу “внутренних приборов”: динамометра и барометра и их использование медицине.
Ведущий: “На чужой планете нужно найти что-то, что можно использовать в пищу. Геологи обнаружили какое-то необыкновенное вещество: оно то зеленое (показывает), то розовое (показывает). Нужно изучить. Давайте определим его плотность”.
9. Конкурс поваров: определить плотность розового и зеленого веществ, найденных на других планетах, с помощью весов и линейки. На роль “инопланетной” еды предлагаются цветные блоки из бумаги.
Ведущий: “Смотрите! Наши охотники возвращаются”
10. Конкурс охотников и инопланетян : необходимо описать внешний вид инопланетного существа так, чтобы было ясно, на какой планете, с какими физическими характеристиками оказались астронавты.
Ведущий: “Подходим время возвращаться. Жаль расставаться с чужой планетой, но нас ждет лучшая из планет: голубая, в дымке облаков, наша родная Земля”. На компьютерном проекторе демонстрируются слайды возвращения на Землю (см. Приложение №7 “Возвращение на родную Землю”).
Ведущий: “Давайте покажем, что нового и необъяснимого было обнаружено во время полета, какие чудеса увидели астронавты?”
11. Демонстрация физических опытов по выбору команд-участниц.
Примечание: в это время заканчивается игра со зрителями и свободными от работы участниками следующим необычным способом: любой из них задает любой вопрос по астрономии и космосу ведущему.
Ведущий (под музыку): “Наше путешествие в космос заканчивается, вот мы уже подлетели к Земле. Приземляемся, открываем люки, встречаем родных и близких и мечтаем, мечтаем… нет, не о конфетах и тортах, не о марсах и сникерсах. А о том чего не было на корабле, но о том, что мы очень любим, и после работы, после дороги это мы предпочитаем всему другому. Да, да это – (глоток чистой родниковой воды!!!)
12. “Белый” ящик – оставался на Земле. А в нём – стакан воды (учащиеся должны об этом догадаться со слов ведущего).
Ведущий цитирует А. Экзюпери: “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что это такое. Ты не просто необходимо для жизни, ты и есть жизнь, ты возвращаешь нам силы …Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное – ты, столь чистая в недрах Земли. Можно умереть подле источника, если в нём есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в него попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты - божество, которое так легко спугнуть…Но ты даёшь нам бесконечно большое счастье ”. Последний вопрос для участников и зрителей: “Так какое же вещество “делает живой” нашу планету?”
14. Конкурс любителей словесности. Участники выступают со своими литературными произведениями, созданными по мотивам полета с использованием предложенных слов.
15. Подведение итогов, награждение победителей
(см. фото игры, проведенной с учащимися в День рождения гимназии 19 октября 2006 г.)
16. Заключительное слово учителя: “Многое из того, что вы узнали сегодня, ребята, пока лишь только мечты. Но за мечтой, фантазией всегда следуют научные поиски, исследования, эксперименты, то есть серьезная научная работа. И то, что сегодня казалось выдумкой, что было невозможным, станет действительностью завтра. Человечество вышло на звездные трассы 49 лет назад, и все это время космические трассы зовут и манят людей, зовут в глубины Вселенной, к новым открытиям, к новым мирам!”
Список приложений
Приложение №1. Таблица оценивания результатов
Приложение №2 “Сотвори мир”
Приложение №3 “История космоса”
Приложение № 4 “Космический старт”
Приложение № 5 “Маршрут команды 1”(Часть 1, Часть 2)
Приложение №6 “Маршрут команды 2” (Часть 1, Часть 2)
Приложение №7 “Возвращение на родную Землю” (Презентация)
Список литературы:
- Леонов А.А., Соколов А.К. Жизнь среди звезд. М., Молодая гвардия, 1980 г.
- Энциклопедия для детей. Астрономия. М., ЗАО “Дом Книги” “Аванта”, 2001, 688 с.,ил.
- Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М. Сов. энциклопедия, 1984 г., 1600 с., ил.
- Космонавтика. Энциклопедия. Гл. ред. В. П. Глушко. М., Сов. энциклопедия, 1985, 528 с., ил.
- Энциклопедический словарь юного астронома
- Вильвовская А.В. Человек и космос. Книга по астрономии для учащихся старших классов гуманитарного направления. М., Наука, 1994, 256 с., ил.
- Мультимедийный диск: Познавательная коллекция “Русский космос”