Пойми живой язык природы,
И скажешь ты: прекрасен мир!
Берёза живёт около 100 лет.
Осина – 60-80 лет,
Сосна и ель – более 300 лет,
Липа 600-800
Дуб – 500-600 иногда 1000 лет.
У берёз в корне порошкообразное вещество-битулин.
Ведущий: Наш утренник посвящён самому большому природному богатству нашей Родины - русскому лесу. Отгадайте, что за дерево: “Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а без волос?”
Ведущий: “Стоят столбы белёные, на них шапки зелёные”. Мы любим нашу берёзу. Берёза нарядное и красивое дерево. Тонкие ветки берёзы опущены вниз. Такой белой коры больше не найдёшь ни на одном дереве. О русской березе написано много стихотворений.
1 ученик.
Берёзка.
А. Прокофьев.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике,
С платочками в кармачиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Под ветер низко клонится
И гнётся, - но не ломится.
Ведущий:
Но берёзка не только красивое, но и полезное дерево.
Что вы знаете о ней, ребята?
2 ученик: В аптеке мы видим картонные коробочки с берёзовыми почками.
Настой из этих почек употребляется как лекарство.
Ведущий: А кто знает, как почки собирают?
1 ученик. Собирают почки весной, когда они набухнут. Срезают нижние ветки в мётлы, а когда мётлы высохнут, то их обивают на мягкой ткани, коврике. Серёжки березы служат кормом для наших полезных птиц.
3 ученик: На стволах берёзы встречается березовый гриб. Из него тоже готовят лекарство. Весной из сока березы приготовляют сироп.
4 ученик. Древесину используют для изготовления фанеры, лыж, мебели. В мебельных магазинах вы видите стулья и шкафы из березы.
5 ученик: Верхний слой коры берёзы или береста – хороший материал для изготовления шкатулок, посуды. В старину береста заменяла нашим предкам бумагу.
Ведущий: Какие грибы растут под березой?
2 ученик: Подберёзовики, волнушки.
Исполнение девочками танца – березка.
Ведущий:
Березку каждую надо беречь:
Ну зачем берёзку резать и жечь?
Рассказ берёзы.
И. Бутырина
Я берёзка белая,
Я в лесу жила.
Горем поделиться
К вам сюда пришла.Про мою обиду
Про мою беду,
С самого начала
Речь я поведу.Я шумела весело
Летом и весной,
Птицы голосистые
Пели надо мной.Приходили люди
В жаркий летний день
Под моими ветками
Находили тень.Радовались, глядя на мою листву,
Радовались люди
Что и я живу.
Но житью хорошему
Вдруг настал конец:
В лес пришёл однажды
Мальчишка-сорванец.Он порезал ножичком всю
Мою кору.
Было очень больно мне.
Думала-умру.Он не успокоился, -
Он поджёг меня!
Корчились листочки
Сохли от огня…Вы ему напомните
Сорванцу тому,
Про берёзку стройную
В пламени, в дыму…Ведь берёзка каждая тоже хочет жить.
С ветерком шептаться,
С ручейком дружить.Ведь берёзку каждую
Следует беречь.
Ну, зачем берёзку
Резать или жечь?
Входят девочки в костюмах липы.
Ведущий: Что это за деревья, что вы о них знаете?
1 ученик: Цветёт липа в июне-июле. Её душистые цветы содержат много нектара. Пчёлы собирают его. Липовый мёд очень вкусный, в нём много витаминов. Это лучший целебный мёд.
2 ученик: Древесина липы мягкая и лёгкая. Её используют для изготовления фанеры, игрушек.
3 ученик: Кора липы даёт мочалку, из которой плетут корзины, веревки.
Входят ученики в костюмах сосен. Ведущий подходит к соснам и предлагает им рассказать о себе.
1 ученик: Сосна – красивое дерево. Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки. Дятлы, клесты.
2 ученик: Ценность сосны – её древесина. Сосна применяется в кораблестроении, из сосны строят дома.
3 ученик: Из древесины делают мебель, а также изящные скрипки, издающие нежные звуки.
4 ученик: Сосна даёт нам душистую жёлтую смолу, из которой на химических заводах вырабатывают лекарство и другие ценные вещи. В хвое сосны содержится много витаминов.
5 ученик:
Откуда стол пришёл?
С. Я. Маршак
Берёте книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол,
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришёл?Недаром пахнет он сосной
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол – сосновый стол –
К нам из лесу пришёл.
6 ученик: В сосновом лесу растут самые ценные грибы: белые, рыжики.
Входит нарядная ёлочка-малютка.
Я самое известное детям дерево. Не правда ли, в нашей жизни надолгл остаётся новогодняя ёлка, украшенная игрушками?
Дети поют “Песню о ёлке”.
Ведущий: Ребята, а что вы знаете о красавице-ёлке?
1 ученик: Из древесины изготовляют бумагу, искусственный шёлк. Из 1 кубического метра еловой древесины можно получить полтора метра шёлковой ткани.
2 ученик: Из древесины изготовляют мебель, железнодорожные шпалы, столбы, музыкальные инструменты.
3 ученик: Из опилок получают спирт.
4 ученик: Из древесины получают целлюлозу, глицерин, кормовые дрожжи.
5 ученик: Хвоя ели богата витаминами. В лесах еловых много грибов и ягод.
Ведущий: Города и парки украшает тополь. А знаете ли вы, какое дерево живёт до 1000 лет и выше? (Дуб)
Ведущий: У дуба очень ценная древесина. Её используют для изготовления ценной мебели, в судостроении, при строительстве плотин, зданий.
1 ученик: Кора дуба богата дубильными веществами.
2 ученик: Жёлуди идут для откорма свиней, других животных. Из них можно приготовить напиток, напоминающий кофе.
Хор исполняет песню “Молодые дубки”, слова З. Александровой.
Ведущий:
Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас
Посадит сейчас.
Хоть кустик для сада