Цели:
- познакомить детей с системой органов чувств, показать их значение в жизни человека;
- обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения;
- учить наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Оборудование:
- рисунки (изображения предметов и животных), ложка, вилка, мяч;
- магнитофон и аудиозаписи различных звуков;
- таблицы, изображающие строение и работу органов чувств, баночки, бутерброды.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
– Какие органы человека вы знаете?
– Какую работу они выполняют?
– Что такое системы органов? Приведите примеры.
– Какая система управляет деятельностью организма?
– Что изучает анатомия, физиология, гигиена?
– Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?
III. Сообщение темы и задач урока.
Сейчас давайте разгадаем кроссворд:
- С помощью какого органа вы узнаёте, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
- С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?
- Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
- Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов?
- С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?
(Ответы: 1. Ухо. 2. Глаз. 3. Кожа. 4. Нос. 5. . Язык. )
– Какие это органы? (Органы чувств)
Когда рождается на свет ребёнок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.
– Тема нашего урока: “Как человек воспринимает окружающий мир”. Органы чувств. Давайте познакомимся с ним подробнее.
– Посмотрите на таблицу.
(Класс делится на пять команд)
На доске (обратной стороной вверх):
– Какие органы чувств вы знаете? (Глаз, ухо, нос, кожа, язык)
(Учащимся предлагается сравнить яблоки)
ГЛАЗА: С помощью глаз мы видим, что одно яблоко большое, а два других – маленькие, что они круглой формы, жёлтые, т. е. можем различить размер, форму, цвет.
(переворачивается карточка, где написано: “Зрение (глаз)” )
Глаза - это орган зрения |
– Посмотрите друг на друга: спереди глаза защищены веками, края которых… Продолжите. (покрыты ресницами).
– Веки и ресницы предохраняют глаза от света и пыли.
– Над глазами брови, которые отводят от глаз пот, если он выделяется на лбу.
– Давайте послушаем рассказ о значении зрения в жизни человека.
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. .
В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир “через дыры глаз”. И если подумать, это почти так и есть.
Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом вроде желе, абсолютно прозрачным, т. к. на 90 % оно состоит из воды. Глаз – самый водянистый орган в нашем организме: даже кровь состоит из воды лишь на 80%.
Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если её пробить, то с глазом может произойти то же, что и с разбитым яйцом.
Глаз – очень важный орган и поэтому заботливо оберегается организмом. Потечёт со лба пот, его остановит изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержит частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тот час слизнёт непрерывно мигающее веко, которое само закрывается, если какой-нибудь предмет окажется в опасной близости от глаза. С внутренней стороны веки влажные. Их смачивает слёзная жидкость, вырабатываемая слёзными желёзками вокруг глаз. Моргая, мы регулярно смачиваем поверхность глаза, и делаем мы это так же регулярно, как и дышим.
– Что же такое зрение?
Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
Мы видим только при наличии света. Интересный случай произошёл с русским солдатом. Он в течение 9 лет, с 1915 по 1924 год, оставался в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточное количество продовольствия и воды. Но свечей и спичек хватило только на 4 года. 5 лет полной темноты. Отвыкнув от света, человек ослеп.
Однако зрение ухудшается, когда человек работает при плохом освещении, читает лёжа или движущемся транспорте. Частый и долгий просмотр телепередач, работа у компьютера очень утомляют глаза. Зрение слабеет, теряется его острота. Зрение ухудшается. Помните: испорченное зрение трудно исправить.
|
– плакат на доске. |
НОС – (Детям предлагается определить, какие продукты были в баночках)
– Какой орган помог распознать эти продукты? (Нос)
(На доске переворачивается карточка “Обоняние (нос)”)
Нос - орган обоняния |
– Что такое обоняние?
– Для чего служит обоняние?
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Обонятельные клетки, прощупывая своими ресничками воздух, поступающий в нос для дыхания, как бы решают, допускать его или нет. Если воздух загрязнён вредными пахучими веществами, которые издают зловоние, мозг посылает сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И наоборот, аромат цветов, талого снега нам вдыхать приятно. Дышится легко, кровообращение улучшается, успокаиваются нервы.
С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т. к. не могут определить качество пищи.
– Как сохранить обоняние? (плакат на доске)
УШИ – Третьей команде надо по характерным звукам определить предметы, которые их издают, и найти соответствующие картинки.
– Какой орган помог вам определить этих животных? (Уши)
(Переворачивается карточка “Слух (ухо)” )
Ухо - орган слуха. |
– С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по возможности орган чувств у человека – ухо.
Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.
То, что мы называем “ушами” - это только так называемые наружные уши или ушные раковины. Сами они ни чего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы проход. Он заканчивается тоненькой пластинкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону перепонки, а затем – в третье ухо – внутреннее ухо, а далее – в мозг.
Ухо очень тонкий и сложный орган чувств. Если закрыть глаза, мы всё равно будем чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул влево или вправо. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.
– Значит, ухо – орган слуха и равновесия.
– Что такое слух?
– Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.
Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.
Люди, которые потеряли слух, могут общаться только на особом языке с помощью мимики и жестов.
|
– плакат на доске |
ЯЗЫК – Приглашается группа учеников, которые должны определить вкус бутербродов.
– Какой орган помог вам распознать продукты? (Язык)
(Переворачивается карточка “Вкус (язык)” )
Язык - орган вкуса. |
– Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
КОЖА – Приглашается группа учеников, которые с завязанными глазами должны определить предметы.
– С помощью чего вы узнали эти предметы?
– Что такое осязание? (Способность кожи чувствовать боль, холод, тепло. )
(Переворачивается карточка “Осязание (кожа)” )
Кожа - орган осязания |
– Кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, ещё более важна её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т. е. растяжимость.
Это обеспечивает вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.
Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ И МОЗГ – Сегодня мы узнали о том, какую роль играют в нашей жизни органы чувств. И всё же учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?
– С помощью органов чувств мы воспринимаем информацию из внешнего мира и от самого нашего тела (например, сигналы из желудка).
Нервные окончания тянутся во все части нашего организма. По одним из них передаются приказы мышцам, по другим – мозг принимает сообщения.
Только благодаря органам чувств у нас есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. (Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
Есть ещё чувство равновесия. Его иногда называют шестым чувством.
Все органы чувств действуют совместно, помогают и дополняют друг друга. Все имеют память.
IV. Итог урока.
– Детям раздаются карточки, в которых они должны заполнить пропуски.
|
V. Домашнее задание.
Страницы учебника: 132 – 136.