Цель: Формировать уважительные отношения с людьми и уметь строить их.
Педагогическая цель: Использование элементов игры на развитие классного коллектива.
Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Подготовительная работа: класс разбивается на группы по 5 - 6 человек, парты в классе расставляются соответственно количеству групп.
Запись на доске: Отношения друг к другу
Помни:
- Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
- Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
- Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
- Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
Ход классного часа
- Вводная беседа классного руководителя – 5 минут;
- Самостоятельная работа в группах по выполнению задания – 5 минут;
- Презентация работы групп - 15 минут;
- Обсуждение выступлений – 5 минут;
- Обсуждение в группе правил записанных на доске – 5 минут;
- Обсуждение и запись домашнего задания – 5 минут.
I. 1. Мы сегодня с вами будем говорить о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова.
К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.
Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).
Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.
2. Самостоятельная работа в группах.
3. Презентация работы групп. Обсуждение. Отношение других групп к ситуации.
II. Учитель: Посмотрите на запись сделанную на доске.
Отношения друг к другу
Помни:
- Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
- Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
- Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
- Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
В течение 5 минут в группе обсудите правила и выразите свое отношение к ним. Почему они нужны людям, школе? Что надо делать, чтобы выполнять правила? Выразить свое отношение к этим правилам.
Выступления от групп и общее обсуждение.
III. Заключение. Постановка задачи на будущее.
Учитель: Прошу Вас дома в рефлексивных тетрадях ответить на вопрос:
- “Что дало каждому из вас обсуждение правил отношений друг с другом:
- Какая стояла задача?
- Как мы ее решали?”
- Как воспитать такие качества в себе?”