Краеведческая работа по предмету — одна из форм повышения интереса и любви к малой родине

Разделы: География


Цель. Сформировать на основе полученных знаний и умений на ФКТ по географическому краеведению современный образ родного села Бражное Канского района, Краснояр ского края.

Задачи урока.

  • Приобретение компетентности в использовании географических знаний и умений в повседневной жизни, в решении практических задач.
  • Развитие географического мышления при формировании “образа” родного села, развитие познавательного интереса, речи учащихся, формирование умения концентрировать внимание, анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Формирование научного мировоззрения, положительного отношения к своей малой родине, воспитание патриотизма.

Оборудование.

Выставка художественных изделий, выполненных жителями села (шкатулки, самопряхи, вышивки, картины). Выставка книг В.А.Крамного, учителя-краеведа; фотографии; графики; рефераты; стихи о селе, о людях села; карта села; карта Красноярского края, Р.Ф.

Тип урока: разновозрастная конференция (учащиеся 7-10 классов) в форме ролевой игры.

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие учащихся и гостей (на конференцию приглашены: председатель сельского совета, врач- педиатр, экономист госсортстанции).

Введение. Урок сегодня у нас особенный – конференция по теме “Образ родного села” в форме ролевой игры. В нашей конференции принимают участие все, кому интересна судьба села: это географы, историк, журналисты, литераторы-поэты, учителя, ученики, гости нашей конференции: Качаев А.И.- глава с/совета, И.И.Прохоренко - врач-педиатр, экономист госсортстанции Канская – Е.В.Авдеенок.

(столы поставлены так, чтобы учащиеся сели по группам (по 4), на столах таблички представителей).

Основная часть.

Географ.

“Есть в Красноярском крае
Чудесное село,
Старинным названием
Бражное означено оно…”

Историк.

Село Бражное – старинное русское село, расположенное на берегу р.Кан. До прихода русских в бассейн р.Кан здесь проживали племена коттов (асанов),и эта местность называлась Канской Коттовской землицей. В момент прихода русских на берегах р.Кан проживало несколько коттовских родов. Их объединения назывались улусами. Занимались котты разведением скота, охотой, рыбной ловлей. Вооружены были луками и стрелами. Численность этого народа в 1630г. составила 1400 человек. К XVII веку они слились с русскими и бурятами, получив название канских татар. Часть коттов ушли в верховья Кана.

Таким образом, в 1625г. образовалось поселение, которое в дальнейшем стало называться Бражное.

- А почему так названо наше село?

Историк.

Существует несколько предположений. Одно из них это то, что село расположено на берегу реки. А река испокон века была одним из видов транспорта.

В селе останавливались на ночлег, “бражничали”. Отсюда и произошло название села.

Я несколько слов хочу сказать о книгах В.А.Крамного: это “История Канского района”, “Хмельное название – завидная судьба”, которые повествуют об истории села, о людях села.

(показ книг)

Географ.

Наше село расположено в южной части Канского района Красноярского края. Оно находится в 20км от районного центра-города Канска и в 22км от ближайшей железнодорожной станции Канск – Енисейской.

Геолог.

Поверхность окрестностей с.Бражное представляет собой пологоволнистую равнину, расчлененную речными долинами, достигающие высот от 300 – 400м, относящуюся к Восточно – Сибирской платформе. Сложена метаморфическими породами различного возраста. Наибольшее распространение имеют юрские породы, залегающие в прогибах. Возвышенные участки сложены палеозойскими магматическими породами.

Климатолог.

Климат территории – резко–континентальный, с холодной продолжительной зимой и коротким умеренно–теплым летом. Продолжительность безморозного периода около 183 дней, начинается с 16 апреля. Наиболее холодным месяцем является январь, теплым – июль. Среднегодовое количество осадков составляет 282мм. Преобладающие ветры – юго–западные, западные.

Гидролог.

Свое выступление я начинаю с анализа карты окрестностей с.Бражное. Основной водной артерией является р.Кан. Название реки, в переводе на русский язык, означает “кровь”. Это связано с военными действиями на реке Кан. Война с татарами. Притоки реки Канн – это р.Ашкаулка, р.Максина, р.Холодная, р.Налимиха, р.Казачка и др. Озера – это Круглое, Кривое, Моховое.

До 1991г. река Кан использовалась для “млевого” сплава леса, но сплав прекращен из-за того, что очень большое количество леса просто тонуло, засоряя дно реки. В настоящее время вода используется для бытовых нужд и в хозяйстве села.

- Вопрос экологу: “Какое влияние оказывает на флору и фауну реки затонувший лес?”

Эколог.

В далекое время, чтобы построить дом, фундамент выкладывали бревнами из лиственницы, которые вымачивали 3 -4 года в воде, чем дольше лиственница лежит в воде, тем становится прочнее, практически не поддается гниению. Но это только лиственница. Другие же породы деревьев в воде разлагаются, тем самым наносят большой ущерб обитателям реки. Река начинает “цвести”, погибают бычки, которых простонародье называют “широколобки”.

Почвовед.

Анализ карты “Почвенные угодья села” говорит о том, что на территории преобладают почвы бурые лесные, черноземы, подзолистые, т.к. село расположено в лесо – степной зоне Канско – Ачинской лесостепи. Почвы обладают плодородием. На территории расположена госсортстанция, которая является в основном зерновым хозяйством.

Биолог.

Если говорить о видовом составе растений и животных, то он очень скудный. Особенно животный мир. Практически истреблены такие виды животных и птиц как лисы, зайцы, тетерева, косули и др., из-за того, что все распахано, березняки выкорчеваны.

Исчезают такие цветковые растения как венерин башмачок, жарки, незабудки, ирисы или как их в селе называют “кукушкины слезки”.

(анализ таблицы “Растения и животные окрестностей с.Бражное”).

Для того, чтобы сохранить природу для будущих поколений, учащиеся нашей школы, выпускники школы стараются облагородить село, создать уникальные места. Это место у нас есть. Площадь села, с ее голубыми елками, о. Сафониха.

Демограф.

На территории села проживает 1726 человек по переписи 2002 года. Национальный состав пестрый. Большинство жителей – это русские, второе место занимают немцы, затем украинцы, белорусы, таджики, лизгины, латыши, эстонцы, узбеки. Даже проживает семья ненцев. Всего проживающих национальностей на территории села – 24.

Численность населения остается практически неизменной, хотя естественный прирост отрицательный (- 49 в 1998г., - 40 в 2000г., - 20 в 2002г., - 12 в 2004г., - 5 в 2006г.) из-за миграционных потоков. В основном это люди из Ближнего зарубежья, из районов Крайнего севера. В то же время уезжают из села немцы к себе на историческую Родину, в Германию. Так же уезжают в Израиль.

Мы проанализировали “генеологические древо” своих семей и оказалось, что в наших семьях прабабушки имели от 5 детей и более, до 12; бабушки в основном 2-3 ребенка; в наших семьях в основном 1-2.

В селе только 4 семьи, где детей 5 и более. Самая большая семья Ушаковых – 8 детей.

- Вопрос социологу: “Что будет с селом через 50 лет?”.

Социолог.

Демографическая ситуация в селе катастрофическая. По прогнозам численность населения в селе уменьшится на 18%, число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков. Число жителей будет поддерживаться за счет мигрантов, но какой контингент прибывает (низкий уровень образования, без определенной профессии и т.д.)

В селе низкий уровень продолжительности жизни. Еще в 40-е годы Н.Н.Баранский резко критиковал авторов географических книг за недооценку вопросов связанных с населением “Человека забыли” по его словам.

Сегодня вызывает тревогу физическое и психическое развитие молодых людей.

- Вопрос к педиатру: “Назовите причины данного факта”.

Врач-педиатр.

Последнее время отмечается падение жизненного уровня населения. Накатывается, как волна, нищета на основную массу жителей села. Дефицит калорийного питания во многих семьях отражается на подрастающем поколении. Количество курящих подростков увеличилось в несколько раз по сравнению с 90 годами, употребление наркотиков, что было практически несвойственно селу, смертность от злокачественных опухолей выросла в десятки раз. Дети рождаются “желтыми”. Некоторые матери в нашем селе бросают детей в роддоме.

Экономист.

Интересная ситуация складывается на рынке труда. Идет сокращение сельскохозяйственного производства (закрыты свиноферма, сокращено поголовье крупно - рогатого скота). Увеличивается в селе численность безработных. А при увеличении числа безработных все больше ощущается потребность в квалифицированных кадрах.

- Вопросы к председателю с\совета:

“Как сегодня решается проблема занятости населения на селе? Кто требуется селу? Как эта проблема решается?”

Председатель с/совета.

Проблему занятости на селе можно решить за счет возрождения мелкотоварного производства, т.е. микро – предприятий.

Это возрождение такой отрасли с/хозяйства как овцеводство, которое имело место в нашем селе в 50 – 60 годы на основании данной отрасли ввести в действие шерстобитку, производство валенок, выделка шкур, шитье дубленок.

Возродить производства растительного масла, гречневой крупы.

Возрождение свиноводства.

Необходимо вести переработку молочной продукции, которую производит госсортстанция.

Возрождение села практически уже началось с духовности сельчан. В 2005 году возрожден храм святых угодников “Петра и Павла”. Стоит он на самом видном месте. Благоустроена площадь села, воздвигнут памятник 22 героям Социалистического труда, памятник воинам, погибшим в годы ВОВ.

III. Итог.

Наша конференция подошла к концу. Я думаю, что у всех присутствующих сформировалось полное представление о нашем селе.

Благодарю всех за внимание. Приложение 1, Рисунок 1, Рисунок 2.