Урок в 3-м классе "Логические игры. Угадайка"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели урока: Создать условия на уроке для развития логического мышления детей и общеучебных умений и навыков

Задачи урока:

  1. Познакомить со способом отбрасывания лишнего (прием “Деление отрезка попо-лам”) при угадывании чисел в пределах 10
  2. Учить слушать и слышать соучеников.
  3. Учить сравнивать, делать выводы, систематизировать полученную информацию
  4. Учить оценивать свои и чужие действия (ответы) с точки зрения их целесообраз-ности и рациональности
  5. Учить действовать по составленному алгоритму.
  6. Учить переносить полученные знания в другие условия.
  7. Развивать монологическую и полилогическую речь учащихся
  8. Продолжать развитие навыков работы на ПК

Оборудование урока:

  1. Доска, маркеры
  2. Заготовленные таблицы для “протоколов отгадывания”
  3. Заготовленные числовые отрезки для использования на доске и раздаточные – для самостоятельной работы учащихся на местах.
  4. Сборная таблица шагов отгадывания числа (на доску)
  5. Ободки на голову для играющих со словами “ЗАГАДАЙКА”, “ОТГАДАЙКА”, “ЭКСПЕРТ”.
  6. Компьютерная программа “Роботландия” (“Угадайка”)
  7. Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Подведение к теме урока, мотивация учащихся.

У: - Сейчас мы поиграем с вами в знакомую игру – “Угадайку”. Во 2-м классе мы уже угадывали число, загаданное в промежутке от 1 до 10. Кто помнит, как мы это делали? Д: - вспоминают, что первый игрок загадывал число, другой игрок пытался его отгадать, называя своё число, первый мог отвечать только словами “Мало” или “Много”

У: - Давайте сыграем в эту игру ещё раз. Я задумала число от 1 до 10 .

Саша: - 3! (У. записывает на доске “протокол игры” – варианты детей и свои ответы на них)

У: - Мало!

Виталик: - 8!

У: - Много!

Лена: - 2!

У: - Мало !

Ваня: - 6!

У: - Много!

Саша: - 5!

У: - Много!

Алеша: - 3!

У: - Мало!

Максим: - 1!

У: - Мало!

Юля: - 4!

У: - Угадано! За сколько ходов-вопросов мы угадали задуманное число?

Д: - За 8.

У: - Посмотрите на запись нашей игры – нельзя ли было угадать число за меньшее количество вопросов?

1 3 Мало
2 8 Много
3 2 Мало
4 6 Много
5 5 Много
6 3 Мало
7 1 Мало
8 4 Да

Д: - При обсуждении хода угадывания видят, что некоторые вопросы были лишними. Например, после того, как ответили, что число 3 – это мало (в первом же ходе), потом назвали еще 2, снова 3, даже 1, а ведь это ещё меньше.

У. вычеркивает лишние вопросы. – Сколько ходов осталось?

1 3 Мало
2 8 Много
3 2 Мало
4 6 Много
5 5 Много
6 3 Мало
7 1 Мало
8 4 Да

Д: - 5.

У: - Как вы думаете, почему появились лишние вопросы?

Д: - Кто-то был невнимателен, не слушал, что число 3 уже называли.

Д: - Кто-то не подумал, что, если число больше, чем 3, то числа 1 и 2 уже называть не надо – конечно, загаданное число будет больше 1 и 2.

Д: - Надо записывать, какие числа уже называли и какой был ответ на них.

Д: - Мы перебирали числа наугад.

У: - Очень хорошие советы. Давайте повторим их для следующих угадываний.

Отмечать, какие числа уже называли и ответы на них (вести запись ходов)

Быть внимательным, не повторять уже названные числа

Думать! Если про число сказали “Мало”, то не надо называть ещё меньше, а если сказали “Много”, то не называть еще больше.

У: - Давайте попробуем сыграть еще раз. Теперь кто-то из вас загадает число от 1 до 10, а я его отгадаю.

Игра проводится еще 2-3 раза (в зависимости от имеющегося времени), и каждый раз учитель “отгадывает” число за 2-4 хода, записывает “протокол игры” и отмечает, за сколько ходов отгадал число.

У: - Как вы думаете, почему мне удается так быстро отгадать число?

Д: - Вы хорошо отгадываете, Вам везет и т.д.

У: - Да, конечно, иногда можно сказать первое попавшееся число – и угадать. Можно угадать со 2 раза – и это тоже повезло. Но я знаю способ, как отгадывать число в этой игре за наименьшее количество вопросов. Хотите научиться этому тоже?

Д: - Да, конечно!

III. Объяснение нового материала.

У: - Этот приём называется “Метод деления отрезка пополам”. Вы уже работали с числовым отрезком на уроках математики, отмечали на нём числа, теперь эти умения пригодятся нам при отгадывании задуманного числа.

(Учитель рисует числовой отрезок, обозначает на нём числа 1 и 10. В таблице-протоколе отмечает все ходы-вопросы)

1-й шаг. Я называю сразу число, которое находится посередине между самым маленьким возможным числом – 1 и самым большим возможным числом – 10. Какое это число?

Д: - 5

У: - Обозначаю его на отрезке точкой и подписываю. Допустим, ответ “Много”. Теперь рассуждаю: если 5 – это много, тогда …

Д: - (легко договаривают) Тогда 6 и следующие за 6 числа ещё больше, и их называть не надо.

У: - Тогда я зачеркиваю ту часть числового отрезка, которая справа от 5. Эти числа совсем называть больше не будем. Обратите внимание, что одним этим вопросом мы отбросили половину возможных чисел. После 1-го же вопроса у нас остались только числа …

Д: - 1,2,3,4

У: - Это 3-й шаг – определить, какие числа остались. 4-й шаг как 1-й – снова называю число, которое находится посередине между самым маленьким возможным числом – 1 и самым большим возможным числом – 4. Какое число назовем?

Д: - 2 или 3.

У: - Так какое же?

Д: - 3! (учитель отмечает число на отрезке)

У: - Мало! Значит, …

Д: - Числа 1 и 2 тоже не годятся – они ещё меньше!

У: - Вычеркиваем на отрезке ту часть, которая меньше 3 (вычёркивает). Какие же числа остались?

Д: - Осталось одно-единственное число 4!

У: - За сколько ходов отгадали число?

Д: - За 3, всего за 3!

У: - А теперь посмотрите на самое первое число, которое мы угадывали. Это тоже было число 4. За сколько ходов мы его угадали?

Д: - Сначала за 8, потом убрали лишние ходы и осталось 5 ходов.

У: - А теперь, используя метод деления отрезка пополам, отгадали то же самое число всего за 3 хода. Понравился вам этот метод?

Д: - Да!

У: - В чём же он состоит? Кто понял, запомнил и может объяснить?

IV. Первичное закрепление и тренировочные упражнения.

Учитель совместно с детьми составляет пошаговый алгоритм угадывания и вывешивает в таблице на доску:

1-й шаг. Назвать сразу число, которое находится посередине между самым маленьким возможным числом и самым большим возможным числом.

2-й шаг – отбросить лишние числа (половину).

3-й шаг – определить, какие числа остались.

4-й шаг – повторить с 1-го шага

У: - Попробуем отгадать число, пользуясь этим методом. Только теперь в игре будут участвовать 3 человека: один загадает число и будет отвечать на вопросы словами “Мало”, “Много” и “Да” - это Загадайка; второй будет угадывать число новым методом – это Отгадайка;

третий будет внимательно слушать вопросы второго и оценивать, удачные они или нет (пользуется отгадчик нашим способом или просто перебирает числа наугад) – это Эксперт. Кто такие эксперты? (…

У вас на парте лист с заготовленным числовым отрезком и таблица для записи ходов отгадывания. Воспользуйтесь ими. На доске тоже пользуемся отрезком и таблицей.

Примерный ход отгадывания с комментариями (учитель при необходимости помогает отвечать Отгадайке и Эксперту):

Юля загадала число, она будет Загадайка (одевает ободок с надписью “Загадайка”), Саша будет угадывать число (одевает ободок с надписью “Отгадайка”), а Ваня будет оценивать ход игры (одевает ободок с надписью “Эксперт”). Как вы думаете, кому будет легче всего играть?

Д: - Загадайке, ей нужно всего лишь отвечать на вопросы одним из трёх слов, а остальным придется больше думать.

У: - Кто хочет тоже побыть Экспертом, показывайте с места условными знаками своё мнение (большой палец вверх – “молодец, согласен”; большой палец вниз – “не согласен, неудачный ответ”; большой палец вбок – “сомневаюсь, не могу оценить”)

Ю: - Я загадала число

С: - 5! (отмечает на числовом отрезке число 5)

В: - Это правильный ход, он разделил все возможные ответы пополам и позволит нам сразу отбросить половину вариантов.

Ю: - Мало!

С: - Значит, всю часть отрезка от 1 до 5 можно отбросить(вычёркивает часть отрезка). Остались числа от 6 до 10. Середина между ними – число 8 (отмечает на отрезке) 8!

В: - Это правильный ход, он снова отбросит половину оставшихся чисел.

Ю: - Мало!

С: - Значит, числа от 6 до 8 тоже отбрасываем (зачёркивает часть отрезка от 6 до 8). Остаются числа 9 и 10. Число 9!

В: - Саша снова отбросил из 2-х чисел 1. Это правильный ход.

Ю: - Мало!

С: - Осталось единственное число – 10!

Ю: - Да!

В: - Мы отгадали число за 4 хода, потому что правильно применяли новый метод – каждым вопросом отбрасывали половину возможных чисел.

У: - Я тоже могу сказать, что и Отгадайка, и Эксперт хорошо поняли, как пользоваться новым методом угадывания чисел, они заслуживают отметки “5”. Внимательно слушали и активно показывали своё мнение жестами Саша, Максим, Виталик. Спасибо за работу.

(При наличии времени можно повторить эту игру с другим составом игроков)

V. Индивидуальные тренировочные упражнения с использованием ПК

У: - Числа в пределах 10 можно отгадать таким методом не более чем за 4 хода. Сейчас каждый из вас попробует использовать этот метод при угадывании числа, которое загадает вам компьютер. Мы работаем в программе “Роботландия”, раздел “Черные ящики”, игра “Угадайка”. Числа от 1 до 10. Слева на экране – рабочее окно (там будет записываться ваше число и ответ компьютера), а справа – таблица записи протокола игры – какие числа вы называли и что вам ответил компьютер. Помните, что при использовании метода деления числового отрезка пополам ходов будет не более 4. Можете использовать числовые отрезки на своём листе, чтоб отмечать числа и правильно рассуждать.

(Учитель демонстрирует работу программы через мультимедийный проектор)

Дети работают на ПК в течение 10 минут, учитель смотрит за ходом работы учащихся, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.

После окончания этого этапа работы У. спрашивает, кому не удалось научиться угадывать числа от 1 до 10 не более чем за 4 хода? В чём трудность?

VI. Перенос полученного знания в другие условия.

У: - Я увидела, что большинство поняли, как пользоваться этим методом и удачно отгадали свои числа. А как вы думаете, этим способом можно пользоваться только при отгадывании чисел, или можно отгадать любое слово или предмет?

Д: - высказывают различные предположения, но большинство думают, что способ действует только с числами.

У: - Давайте сделаем так: вас здесь сидит 10 учеников. Я загадала имя одного из вас и на ваши вопросы могу ответить только словами “да” или “нет”. Как задать вопросы по нашему методу, чтобы отгадать имя? Что нужно сделать в первом шаге?

Д: - Нельзя задать вопрос и найти слово “посередине”!

У: - Хорошо, тогда задам вопрос по-другому: нельзя ли разделить всех учащихся по какому-нибудь признаку на 2 группы?

Д: - Конечно, можно! Например, на девочек и мальчиков, или на тех, кто сидит на 1 ряду и на 2 ряду и т.д.

У: - Задайте вопрос, чтоб одну из групп можно было сразу отбросить!

Д: - (догадываются) Это девочка?

У: - Хороший вопрос! У нас как раз половина учеников – девочки, а другая половина – мальчики. Ответ – “Да”.

Д: - Это Юля?

У: - Это нерациональный вопрос. Почему?

Д: - Надо задать такой вопрос, чтоб можно было отбросить половину девочек, а этим вопросом только 1 девочку.

У: - Как придумать рациональный вопрос?

Д: - Надо разделить девочек по какому-нибудь признаку на 2 группы. Например, на каком ряду сидит или какие у неё волосы – длинные или короткие?

У: - Задайте вопрос!

Д: - У этой девочки длинные волосы?

У: - Ответ “Да”. Но это не рациональный вопрос. Почему?

Д: - У 4 девочек из 5 длинные волосы, мы можем исключить всего 1, а не половину.

У: - Какой вопрос будет более удачным?

Д: - Она сидит на 1 ряду?

У: - “Нет”.

Д: - Значит, это Саша, потому что на 2 ряду сидят только Юля и Саша, а у Юли короткие волосы, мы об этом уже спрашивали.

У: - Каков же ваш вывод – можно применять этот метод для отгадывания только чисел или чего угодно?

Д: - Таким методом можно отгадывать что угодно, любое загаданное слово, нужно только правильно поставить вопросы.

VII. Домашнее задание

У: - Потренируйтесь играть в такую игру, отгадывая числа и слова. На следующем уроке мы продолжим логические игры.

VIII. Итог урока.

У: - Чему мы учились на сегодняшнем уроке?

Д: - Мы учились угадывать число и слово, задавая логические вопросы. Мы познакомились с методом деления пополам с помощью вопросов.

У: - А ещё мы учились слушать и слышать друг друга, рассуждать, вести беседу вдвоём и целой группой, не перебивая друг друга, оценивать ответы свои и своих товарищей.