Урок алгебры и начал анализа "Обобщение по темам "Производная", "Касательная к графику функции". 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели:

  1. Выяснить степень усвоения тем “Производная”, “Касательная к графику функции”.
  2. Обобщить знания и умения по данным темам, провести подготовку к контрольной работе.
  3. Развивать логическое мышление учащихся, умение работать с дополнительным материалом, навыки самоконтроля
  4. Воспитывать на уроке упорство в достижении конечных результатов.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: презентация “Из истории производной”, карточки для программируемого контроля, таблица “Алгоритм решения уравнения вида f ‘(x)= 0”, оценочные листы.

Содержание урока

I. Организационный момент

Учитель.. Сегодня мы проверим с вами, насколько хорошо вы научились находить производные функций, а также записывать уравнение касательной, решать уравнения вида

f ‘(x)= 0 .

II. Программируемый контроль

Найти значение производной функции в заданной точке (учащимся раздаются карточки)

Задания Варианты ответов
  В1 В2 В3 1 2 3
1 y=x17

y’(1)

y=x34

y’(-1)

y=x34

y’(1)

17 -34 34
2 y=x5/5

y’(-2)

y=2x5- 4/x2

y’(-2)

y=5x4+ 8/x4

y’(2)

159 161 16
3 y=1/x5

y’(-1)

y=3v9 - x3

y’(1)

y=3vx3 - 7

y’(-1)

-5 - ? ?
4 y=log 3x

y’(1)

y= log 3 x + 1

y’(1)

y= 2 - log 3 x

y’(-1)

1/ln3 +1 1/ln3 2-1/ln3
5 y= cos2x

y’(?/6)

y= e (2x+2) *4x

у’(-1)

y= e (4x+2) *(-2x)

у’(-1/2)

2 -1 -4

Вариант 1 предлагается учащимся, усваивающим материал на оценку “3”.

Письменная работа по устранению ошибок учащихся

Верные ответы:

В1- 1, 3, 1, 2, 2

В2- 2, 1, 3, 2, 3

В3- 3, 1, 3, 2, 1

III. Решение упражнений:

1) Решение уравнений вида f ‘(x)= 0

Повторение алгоритма решения уравнения вида f ‘(x)= 0:

  1. Определить характер функции и найти область определения функции
  2. Найти производную данной функции
  3. Решить уравнение f ‘(x)= 0
  4. Выбрать верный ответ

Задача 1. (один из учащихся решает на доске, остальные выполняют задание в тетради)

Дана функция y= x - v2 * sinx . Найти точки, в которых производная равна нулю.

Решение:

1. Функция определена и дифференцируема на множестве всех действительных чисел, так как на множестве всех действительных чисел определены и дифференцируемы функции g(x) = x и t(x) = - img3.gif (80 bytes)2* sin x.

2. Используя правила дифференцирования, получим f' (x) = ( x - img3.gif (80 bytes)2 sin x )’ = (x)’ –

- ( img3.gif (80 bytes)2 sin x )’ = 1 - img3.gif (80 bytes)2 cos x.

3. Если f'’ (x) = 0, то 1 - img3.gif (80 bytes)2 cos x = 0 , cos x = 1/img3.gif (80 bytes)2; избавимся от иррациональности в знаменателе, получим cos x = img3.gif (80 bytes)2 / 2, х = ± arccos img3.gif (80 bytes)2 / 2 + 2img1.gif (60 bytes) n, n Z

Ответ: х = ± img1.gif (60 bytes) / 4 + 2img1.gif (60 bytes) n, n Z.

2) Решение уравнений по алгоритму (самостоятельная работа учащихся):

Задача 2. Найти, в каких точках обращается в нуль производная.

1) f(x) = 2sin x + x 2) f(x) = 4sin x* cos 2x - 2img3.gif (80 bytes)3* x 3) f(x) = cos 2x - 2sin x

Ученик может выбрать любой из трёх примеров. Первый пример оценивается оценкой “3”, второй– “4”, третий– “5”. Решение в тетрадях с последующей взаимопроверкой. Если решение оказывается неверным, то ученику нужно повторить алгоритм решения уравнения вида f ‘(x)= 0 и попытаться выполнить задание снова.

Ответы:

1. + 2img1.gif (60 bytes)/3 + 2img1.gif (60 bytes)n, n Є Z.

2. + img1.gif (60 bytes)/12 + img1.gif (60 bytes)n, n Є Z.

3. (-1)k * img1.gif (60 bytes)/6 + img1.gif (60 bytes)k, k Є Z; img1.gif (60 bytes)/2 + img1.gif (60 bytes)n, n Є Z.

3) Показ презентации “Из истории производной”, выполненной учащимся класса

Учитель. Мы в течение всего первого полугодия знакомимся с понятием производной, а вот Павел по моей просьбе поинтересовался историей возникновения производной. Сегодня я предлагаю вашему вниманию презентацию, выполненную Павлом, которая так и называется “Из истории возникновения производной”. (Приложение 1)

4) Решение упражнений по теме “Касательная к графику функции”:

Учитель. Запишите уравнение касательной к графику функции в общем виде на доске.

Повторение алгоритма написания уравнения касательной к графику данной функции в точке с абсциссой х0.

Задание 1. Напишите уравнение касательной к графику функции y= x2 – 4 в точке с абсциссой х0= -2 (один учащийся решает у доски, остальные в тетрадях).

Решение:

  1. Находим производную функции: у’=2x
  2. Находим значение производной функции в точке х0= -2: y’(-2)=-4
  3. Находим значение функции в точке х0 = -2: у(-2) = 0
  4. Подставим в уравнение касательной найденные значения и получим ответ: у=-4х - 8

Задание 2. Найти, под каким углом ось ОХ пересекает параболу у=х2 + х (один учащийся решает у доски, остальные в тетрадях).

Решение:

1. Найдем точки пересечения параболы с осью ОХ: х2 + х =0; х= 0, х= -1. Точки пересечения параболы с осью ОХ имеют координаты А(-1;0) и В(0;0);

2. Найдем угловые коэффициенты касательных к параболе в точках А и В:

а) производная функции равна у’=2x + 1,

б) y’(-1) = -1=k1, y’(0) = 1 = k2,

3. Углы, образованные касательными в точках пересечения параболы с осью ОХ: tg 1=-1, 1= 1350; tg2= 1, 2= 450.

Ответ: 1 = 1350, 2= 450.

Задание 3. (самостоятельная работа учащихся):

а) Дана функция ?(x) = x2 – 2х. Напишите уравнение касательной к графику этой функции в точке с абсциссой х0 = 2.

б) Дана функция ?(x) = 6/(х + 2). Напишите уравнение касательной к графику этой функции в точке с абсциссой х0 = -4.

в) Дана функция ?(x) = sin 2x . Напишите уравнения касательных к графику этой функции в точках с абсциссами х0 = 0 и х0 = / 2 .

Первый пример оценивается оценкой “3”, второй– “4”, третий– “5”. Решение в тетрадях с последующей взаимопроверкой.

Ответы:

а) у = 2х – 4,

б) у = - 1,5х - 9 ,

в) у = 2х и у = -2х + .

1V. Итог урока. Выставление оценок

В начале урока каждому учащемуся выдается оценочный лист, где он отмечает, как выполнил каждое задание из предложенных:

Нахождение значения производной данной функции Решение уравнений вида f ‘(x)= 0 Решение упражнений по теме “Касательная к графику функции” Итоговая оценка