Опыт работы показывает, что тематическая структура содержания образования и тематическое осуществление процесса обучения требует такого же тематического подхода к контролю и учету знаний и умений учащихся.
Одной из эффективных форм тематического контроля знаний и умений учащихся являются типовые расчеты.
Типовой расчет – это система заданий по изучаемой теме, составленная по возрастающему уровню сложности: самые первые задания – это задачи на применение основных формул, алгоритмов, а для решения последних необходимо применять метод математического моделирования.
Практика работы с типовыми расчетами показала их большую эффективность в усвоении учащимися курса математики.
Введению типовых расчетов предшествует большая работа. Типовые расчеты обычно содержат 10-30 различных вариантов по 10 задач в каждом.
К выполнению типовых расчетов разработаны учебно-методические пособия, содержащие краткие теоретические сведения по теме, даны консультации трех уровней (для учащихся, затрудняющихся самостоятельно выполнить типовой расчет), приведены задания для самопроверки, содержится памятка по выполнению и оформлению типовых расчетов.
Практикую два варианта работы с типовыми расчетами:
1. В начале изучения темы каждому учащемуся выдается свой вариант типового расчета. Задания выполняются в ходе изучения темы. Срок выполнения типового расчета определяется учителем сразу (к зачетному занятию по теме). После проверки правильности выполнения типового расчета ученик допускается к его защите, которая проводится в устной форме на зачетном уроке. Учащемуся задается несколько узловых теоретических вопросов, затем он поясняет решение двух-трех задач. Выставляется итоговая оценка по теме.
2. Типовой расчет является практической частью зачета по теме (обычно 2 часа) и выполняется непосредственно на уроке. Оценка выставляется на следующем уроке с учетом зачета по теоретическому материалу. Несвоевременная сдача и защита типового расчета ведет к снижению оценки.
Если ученик по каким-либо причинам не усвоил материал и оценка “неудовлетворительно”, то ему предъявляется требование обязательно доработать пройденную тему. При необходимости учитель проводит индивидуальные или групповые консультации. Защита типового расчета проводится во внеурочное время.
Применение типовых расчетов показало, что:
- Осуществляется регулярная обратная связь между учеником и учителем;
- Развиваются у учащихся навыки самостоятельной работы и самоконтроля;
- Активизируется учебная мыслительная и познавательная деятельность учащихся.
Типовой расчет по теме:
“Длина окружности и площадь круга”
Задания
Известны:
- п – количество сторон правильного п – угольника
- R – радиус описанного около правильного п – угольника окружности
- ? – градусная мера дуги кругового сектора радиуса R
- условная форма и размеры опорного пункта
- R * – радиус поражения авиационной бомбой
Найти:
- Величина угла правильного п – угольника
- Радиус r вписанной в многоугольник окружности
- Длину стороны правильного п – угольника
- Площадь правильного п – угольника
- Длину окружности С радиуса R
- Площади и кругов радиусов R и r
- Площадь кольца, ограниченного окружностями с радиусами R и r
- Площадь кругового сектора радиуса R, ограниченного дугой с градусной мерой .
- Площадь фигуры, ограниченной дугой окружности, градусная мера которой и стягивающей хордой.
- Подразделение занимает опорный пункт. По подразделению, поспешно перешедшему к обороне, нанесен огневой удар, радиус сплошного поражения которого R*. Найти вероятность поражения личного состава (при условии равномерного его размещения по всему опорному пункту), если точка нанесения удара расположена:
а) в середине фронта (нечетные варианты)
б) в центре опорного пункта (четные варианты)
Данные к типовому расчету по вариантам
Вариант |
п |
R |
Условная форма и размеры опорного пункта |
R* |
|
1 |
6 |
10 |
12 |
полукруг– по фронту 1,5 км, глубина 750м | 250 м |
2 |
5 |
8 |
36 |
прямоугольник – по фронту 5,0 км, глубина 3,0 км | 500 м |
3 |
18 |
6 |
24 |
треугольник – по фронту 1,5км, глубина 1,0 км | 300 м |
4 |
9 |
4 |
120 |
полукруг – по фронту 5,0 км, глубина 2,5 км | 500 м |
5 |
12 |
3 |
45 |
прямоугольник – по фронту 5,0 км, глубина 3,0 км | 400 м |
6 |
4 |
12 |
30 |
треугольник – по фронту 1,5 км, глубина 700 м | 150 м |
7 |
3 |
16 |
90 |
полукруг – по фронту 5,0 км, глубина 2,5 км | 800 м |
8 |
10 |
14 |
60 |
прямоугольник – по фронту 1,5 км, глубина 1,0 км | 250 м |
9 |
8 |
10 |
45 |
треугольник – по фронту 5,0 км, глубина 3,0 км | 600 м |
10 |
15 |
6 |
72 |
полукруг – по фронту 1,5 км, глубина 750 м | 300 м |
Типовой расчет по теме:
“Метод координат на плоскости”
Задания
Известны координаты точек А, В, С, D.
- Найдите координаты вектора , .
- Найдите длину (модуль) векторов и .
- Постройте векторы и на координатной плоскости и постройте вектор .
- Найдите координаты вектора и его длину.
- Постройте векторы и на координатной плоскости и постройте вектор .
- Найдите координаты вектора и его длину.
- Найдите координаты вектора и его длину.
- Найдите скалярное произведение векторов и .
- Найдите величину силы , совершившей работу А по перемещению тела из точки С в точку D. Сила направлена вдоль линии движения.
- БМП с огневой позиции А уничтожила безоткатное орудие В. Проявляется танк С. Определите угол поворота башни БМП при переносе огня на танк.
Данные к типовому расчету по вариантам