Система воспитательной работы школы по методике коллективных творческих дел

Разделы: Внеклассная работа


Внеклассная работа по развитию личностных качеств и творческих способностей детей ведётся в нашей школе, в основном, по методике КТД (коллективных творческих дел).

В процессе КТД в тесном единстве и слияния задач воспитания: нравственного, трудового, умственного, физического, эстетического. В процессе КТД развиваются в единстве все три стороны личности: позновательно-мировозренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, черты характера, способности).

КТД делятся на: трудовые, познавательные, художественные, спортивные.

Трудовые КТД, например субботник, трудовой десант, трудовая атака, “Школа наш дом” и т.д. воспитывают у подростков гражданское отношение к труду, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в улучшении. Они развивают в учащихся знания об окружающей жизни, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей среды, умение трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.

Познавательные КТД. Это могут быть рассказ-эстафета, турнир-викторина, “Защита фантастических проектов”, “Золотая волшебница – Осень”, “Своя игра” и т.д. Здесь на первый план выступает развитие у учащихся социально заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего открытия в коллективном поиске. У подростков вырабатывается убеждение в могуществе и красоте науки, стремление к познанию неопознанного, интерес к различным источникам знания, к самообразованию, наблюдательность и любознательность, душевная щедрость.

Художественные КТД – это такие, как “Целую руки женские”, “Новогодний сюрприз”, “Эстафета любимых занятий”, концерт-“Молния” и др. данная деятельность развивает у подростков ценные эстетические потребности , формируют эстетическое отношение к жизни, народов других стран, к искусству как к составной части духовной культуры. Художественные КТД развивают у ребят эстетическо-художественные взгляды и убеждения, интерес к различным видам искусства, умения и навыки художественного творчества, восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

Спортивные КТД: “Весёлая спартакиада”, игры на местности, спортивная олимпиада и др. эти дела формируют у ребят гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре нашей Родины, к себе, как здоровым и закаленным гражданам нового общества. Они позволяют вырабатывать у подростков убеждение в важности и красоте физической культуры, умение и привычку закалять себя, развивают красоту и ловкость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество.

Коллективная деятельность включает в себя такие виды работы, как предварительная работа коллектива, коллективное планирование, стадия подготовки КТД, стадия проведения КТД, коллективное подведение итогов, стадия ближнего воздействия.

Начинается КТД с предварительной работы старшего и отрядного вожатых, классных руководителей, педагогов, родителей. Они намечают исходные направляющие действия, которые необходимы для того, чтобы составить общими усилиями взрослых и детей оптимальный проект предстоящего КТД. Идёт обсуждение: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? При этом взрослые не диктуют, а размышляют вместе с ребятами.

Новый этап – коллективное планирование. Теперь главная роль у самих подростков. Ответ на постановление задачи-вопросы ребята ищут сначала в отрядах. Затем начинается стадия подготовки КТД. Созданный сообща проект коллективного творческого дела уточняется и конкретизируется, учитывая предложения, высказанные на общем сборе-старте.

Наступает стадия проведения КТД – это итог работы, проделанной при подготовке.

Как лучше подвести итог – решает сам коллектив. В одном случае годится письменная анкета, которую заполнит каждый из ребят, в другом достаточно общего обстоятельного разговора, в третьем необходимо и то и другое.

Наступает последняя стадия коллективного творческого дела – его ближайшего последствия. Здесь руководитель организует использование ребятами в учебной работе, во внеучебной жизни того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Нашим детям КТД очень нравятся, т.к. помогают стать любознательными, воспитывают эстетические вкусы, заботу об экологии.

Стали традиционными КТД:

“Золотая волшебница – Осень” (сентябрь)
“Учитель – профессия моя” (октябрь)
“Новогодний сюрприз” (декабрь)
“Целую руки женские” (март)
“Щит и меч” (февраль)
“Школа – наш дом” (сентябрь, май)
и другие.

Правда, формы проведения этих дел ежегодно меняются. Например, в КТД

“Золотая волшебница – Осень” в прошлом году проходило в форме путешествия по станциям. А в этом году проводилось в форме игры на свежем воздухе “Осенняя тропа”.

Ребята путешествуют по станциям:

1. Станция “Сыщики”

Накануне игры закапываются предметы (коробка, бутылка, пакет) с записками криминального характера. Ребята-сыщики получают билеты примерно такого содержания:

“Преступник оставил следы преступления на территории школы в районе: вход в школу, большой сугроб, около большого куста в двух метрах на юго-восток”

Найти доказательства и принести члену жюри.

2. Станция “Тревога”

По сигналу “Тревога!” солдаты должны правильно собрать рюкзак.

На столе лежат 10 необходимых вещей (мыло, полотенце, кружка, ложка и др.) и 5 совершенно не нужных (молоток, губная помада и др.). оценивается конкурс по 10-бальной шкале.

3. Станция “Снайперы”

Меткие стрелки из отряда должны подручными средствами (комок снега) сбить кегли.

4. Станция “Внимание”

На столе лежат 10 предметов (коробок спичек, гвоздь, скрепка, ключ и др.). открывается это всё на 5 секунд. Затем самый внимательный должен назвать эти предметы.

5. Станция “Сапёры”

Физрук школы перед игрой для каждого отряда отвёл место на снегу и закопал 5 банок из-под сока. Сапёры при помощи миноискателя (палка, на конце палки гвоздь) должны найти эти 5 мин.

6. Станция “Криминалисты”

В школе или на территории спрятались преступники (учителя, технички, завхоз). По описанию следует найти преступника и обезвредить.

Описание преступника:

“Внимание розыск! От рук полиции скрылась опасная преступница. Особые приметы: рост ниже среднего, приятной наружности, предпочитает неяркую косметику, в одежде придерживается делового стиля, иногда дополняет свои костюмы бижутерией. Опасна тем, что занимает высокий пост, играет роль честной и деловой женщины. На самом деле – является главой мафии, разрабатывает операции по ограблению местной Администрации и похищению детей с целью выкупа. Найти и обезвредить”

Ответ: директор школы – Аполонова Г.А.

Игра закончена.

Командиры отрядов сдают оценочные листы в ШТАБ игры.

Счётная комиссия подсчитывает баллы.

Линейка. Построение отрядов. Награждение. Вручение грамот и призов.