Семинар-форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации. Семинар построен в форме дискуссионного решения учащимися проблемы или ряда проблем с систематизирующим информативным заключением учителя; для семинара характерно компилятивное воспроизведение старшеклассниками прочитанной литературы по заранее данным вопросам, темам, то есть семинар, на котором учитель организует воспроизведение учащимися содержания отдельных вопросов, после каждого из которых он подводит итоги и систематизирует материал. Мы предлагаем несколько семинаров для работы в 10 классе по учебнику Г.Я. Мякишева и Б.Б. Буховцева “Физика-10”
СЕМИНАР №1 (2 часа)
“Основные положения МКТ”
План
1. Основные положения МКТ и их опытное обоснование.
2. Взаимодействие между молекулами.
3. Агрегатные состояния вещества.
Дополнительно:
- Почему достаточно крупные тела не совершают броуновского движения?
- Если бы соударения молекул были бы неупругими, наблюдалось бы броуновское движение или нет?
- Что произошло бы, если бы между молекулами существовали только силы притяжения? Только силы отталкивания?
- Что имеется в виду под хаотичностью движения по отношению к молекулам твердого тела и жидкости, если они расположены почти вплотную друг к другу?
- Примерные траектории движения молекул газа, жидкости и твердого тела
4. Используя §§6-12, [1] подготовьте ответ по плану:
Программа А
- Идеальный газ и его давление на стенки сосуда.
- Основное уравнение МКТ и его вывод.
- Понятие теплового равновесия. Необратимость тепловых процессов.
- Температура-мера средней кинетической энергии.
- Метод определения скорости молекул.
Программа Б
- Идеальный газ как физическая модель.
- Основное уравнение МКТ, его физический смысл.
- Понятие теплового равновесия.
- Физический смысл абсолютного нуля температуры.
- Опыт Штерна.
Проверочная работа
Программа А
- Что такое идеальный газ и каким образом создается давление на стенки сосуда?
- Почему в основном уравнении МКТ есть коэффициент 1/3.
- От чего зависит число соударений молекул о стенки сосуда?
- Абсолютная шкала температур: необходимость, единицы измерения температуры. Абсолютный нуль и его физический смысл.
- Опыт Штерна: установка, идея.
Программа Б
- Что такое идеальный газ и для чего нужна эта физическая модель?
- Запишите основное уравнение МКТ. Что обозначает каждый из множителей? Каков физический смысл этого уравнения?
- Что такое тепловое равновесие?
- Абсолютный нуль и его физический смысл. Связь со шкалой Цельсия.
- Почему в опыте Штерна полоска серебра оказывалась размытой?
СЕМИНАР №2
“Изопроцессы в газах”
План
1. Подготовьте рассказ о газовых законах по плану:
- Постоянная величина.
- Название процесса.
- Формула.
- Графики процесса в различных координатах.
- Объяснение данной зависимости на основе уравнения p=nkt.
2. Проверочная работа:
Выберите один из газовых законов и опишите его по этому плану. Решите соответствующую задачу:
Изобарный процесс № 511 [2]
Изохорный процесс №521 [2]
Изотермический процесс №501 [2]
СЕМИНАР №3
“Твердые тела и их механические свойства”
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ
1. Характерные отличия кристаллических и аморфных тел.
2. Почему в природе не существует кристаллов шарообразной формы.
3. Вещество при переходе в твердое состояние теряет свою структурную однородность. При этом его физические свойства меняются скачкообразно. Какое это вещество?
4. На рисунке 1 представлена диаграмма растяжения материала. Какой участок диаграммы соответствует:
а) области упругих деформаций;
б) области пластичных деформаций;
в) пределу пропорциональности;
г) участку текучести;
д) пределу прочности.
5. Какая деформация называется
упругой, пластичной?
6. Что такое предел прочности?
7. Модуль Юнга, его физический смысл.
Рисунок 1
ПРОГРАММА “А”
Вариант 1
1. Древесина анизотропна. Является ли она кристаллическим телом?
2. Почему алмаз имеет большую прочность, чем графит, хотя оба построены из углерода?
3. Кристалл поваренной соли от удара раскалывается на куски разного размера, но имеющие всегда форму параллелепипеда с прямыми углами. Почему?
4. Металлический стержень длиной 7м, имеющий площадь поперечного сечения 50мм2, при растяжении силой 1кН удлинился на 0,2см. Определите модуль Юнга и род материала.
Вариант 2
1. Возникла бы профессия стеклодува, если бы стекло было кристаллическим телом, а не аморфным?
2. Почему кусочек слюды легко расщепляется в одном направлении, но прочен в другом?
3. Кубик, вырезанный из монокристалла, может превратиться в параллелепипед. Почему это возможно?
4. Каково должно быть наименьшее сечение стальной проволоки длиной 4,2 м, чтобы при действии растягивающей силы в 10 кН, ее абсолютное удлинение не превышало 0,6 см? Модуль юнга стали 220 ГПа.
ПРОГРАММА “Б”
1. Что такое кристалл?
2. Что называют анизотропией кристаллов?
3. Каким видам деформации подвергаются рельсы поезда?
4. При каком виде деформации относительная деформация — величина отрицательная?
5. Сформулируйте закон Гука. Каков физический смысл модуля Юнга?
6. Как отличить пластическую деформацию от упругой?
СЕМИНАР №4
“Основы термодинамики. Тепловые двигатели”
План
1. От каких параметров зависит U?
Моль какого газа (водорода или гелия) имеет большую внутреннюю энергию при одинаковой температуре газа?
2. A=pV
Графический способ измерения (вычисления) работы.
Почему газы при нагревании расширяются?
Количество теплоты.
- Теплопередача
- Конвекция
- Излучение
В каких случаях количество теплоты отрицательно?
4. Почему можно говорить, что система обладает внутренней энергией, но нельзя сказать, что она обладает запасом определенного количества теплоты или работы?
5. В каком случае работа газа больше: при изотермическом расширении или при изобарном расширении (изменение объема одинаково)?
6. Доклады
- Тепловые двигатели
- Значение тепловых двигателей и охрана окружающей среды
- “Вечные двигатели”
СЕМИНАР №5 (2 часа)
“Электрическое поле и его характеристики”
План
1. Физический диктант
Вариант 1
I. Можно ли создать или уничтожить электрический заряд.
II. Может ли быть элементарная частица без заряда?
III. Что такое ион?
IV. Укажите направление взаимодействия зарядов
V. Нейтральная водяная капля разделилась на две. Первая обладает электрическим зарядом + q. Каким зарядом обладает вторая капля?
Вариант 2.
I. Каков смысл фразы “положительно заряженное тело”?
II. Может ли существовать заряд без частицы?
III. Продолжите фразу: “Если в некотором теле число электронов больше числа протонов, то это тело заряжено …”.
IV. Укажите направление взаимодействия зарядов
V. Капля воды имеет заряд, равный 3 зарядам электрона. Она соединилась с каплей, имеющей заряд, равный двум зарядам протона. Каким зарядом обладает слившаяся капля?
2. Вопросы к обсуждению:
- Чем отличается гравитационное и электромагнитное взаимодействия?
- Почему возникла необходимость введения понятия заряд?
- Является ли заряд обязательной характеристикой тел или элементарных частиц?
- Меняется ли масса тела после электризации?
- Закон Кулона, установленный в 1795 году и определяющий силу взаимодействия двух зарядов, справедлив только для точечных зарядов. Что понимают под точечным зарядом?
- Что такое электрическое поле? Каковы условия его возникновения и существования?
- Напряженность – это основная характеристика электрического поля. От чего она зависит и что определяет?
- Одинакова ли будет напряженность поля в точках, расположенных на концентрических окружностях?
- Рассчитаем, чему равна напряженность поля, созданного телом, имеющим радиус 3 см, заряд 16 нКл. Чему равна напряженность поля в точках, удаленных от центра на 2 и 4 см?
- Что означает фраза “Электрическое поле потенциально”?
- Потенциальная энергия как физическая величина.
- Связь между E и U.
- Эквипотенциальные поверхности (примеры).
3. Разбор домашней контрольной работы.
СЕМИНАР №6
“Закон Ома для полной цепи”
План
- Что называют электрическим током?
- Какое направление имеет ток?
- Какие условия необходимы для существования тока?
- Сила тока как физическая величина.
- Напряжение как физическая величина.
- Сопротивление как физическая величина.
- Закон Ома для участка цепи.
- Законы параллельного и последовательного соединения проводников.
- Работа и мощность электрического тока.
- ЭДС как физическая величина.
- Закон Ома для полной цепи.
- Параллельное и последовательное соединение источников тока.
СЕМИНАР №7
“Магнитное поле. Его действие и характеристики”
План
- Магнитное взаимодействие
- Магнитное поле и его материальность
- Вектор магнитной индукции.
- Магнитное поле тока. Сила Ампера.
- Действие магнитного поля на движущийся заряд.
- Применение силы Ампера.
- Применение силы Лоренца.
СЕМИНАР №8 (2 часа)
“Проводимость веществ. Электрический ток в полупроводниках”
План
1. Устный разбор основных вопросов темы:
- Как изменяется электрическое сопротивле-ние у металлов и полупроводников с пони-жением температуры и почему?
- Имеются металлы и полупроводники. Осуществляется ли при прохождении через них электрического тока перенос вещества? Почему?
- Какой минимальный по абсолютному значению заряд может быть передан от одного тела другому?
- Если катушку с проводом с замкнутыми концами привести в быстрое вращение. А затем резко остановить, то в цепи обнаруживается импульс электрического тока. Почему это происходит? Почему после некоторого достаточно малого промежутка времени ток в цепи угасает?
- Какими типами проводимости в основном обладают
полупроводниковые материалы:
- Без примесей?
- С акцепторными примесями?
Зачем в полупроводники вводят различные примеси?
- Какого типа будет проводимость германия(4), если к нему добавить в качестве примеси фосфор(5), цинк(2), калий(1)
2. Самостоятельная работа с учебником §75-76
3. Подготовиться к рассказу о полупроводниковом диоде и транзисторе ( используя таблицы)
4. Проверочная работа
ПРОГРАММА А
- Почему ток в коллекторе приближенно равен току в эмиттере?
- Почему проводимость полупроводника увеличивается при освещении его поверхности?
ПРОГРАММА Б
- Почему база транзистора должна быть узкой?
- Какие преимущества имеют терморезисторы по сравнению с термометрами?