ЦЕЛИ:
- сформировать грамматическое понятие “имя существительное”, познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных (название людей, событий, явлений природы и т.д.);
- развивать любознательность, творческое, вербальное, логическое мышление детей;
- воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебник: А.В.Полякова. Русский язык. 2класс. М., “Просвещение”, 2003
- изображение девочки – “имени существительного”,
- демонстрационный материал (в виде полосок, шрифт 120):
ЧАСТЬ РЕЧИ
ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?
ОБОЗНАЧАЮ ПРЕДМЕТЫ
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
СОБЫТИЯ
АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ
ПРОЦЕССЫ, ДЕЙСТВИЯ
В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЮСЬ ГЛАВНЫМ И ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- демонстрационный материал (в виде карточек со словами, шрифт 120):
ЗАЯЦ | МОЛОТОК | ГРАД | ВЕСЕЛЬЕ | ХОДЬБА |
ЧАЙКА | МАШИНА | ВЬЮГА | СКУКА | ЗАКАЛИВАНИЕ |
КОРОВА | ПЛАТЬЕ | СОБРАНИЕ | СЧАСТЬЕ | БЕГ |
БЕЛОЧКА | ДОЖДЬ | ЭКСКУРСИЯ | ЖАДНОСТЬ | ЩЕДРОСТЬ |
- учебник (А.В. Полякова “Русский язык”, 2 класс;)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Запись слов под диктовку учителя “тройками” (на закрытой части доски ученик вставляет безударные гласные в слова).
И…ти, м…дведь, ящ…рица
с…лат, утр…нник, щ…нок
сн…гирь, тр…мвай, в…рона
л…гушка, н…деля, …гурец.
2. Взаимопроверка работ.
III. Cообщение темы урока.
- Прочитайте первые буквы слов и узнаете тему урока, но несколько букв из названия темы выпало. Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (об имени существительном)
- Какое слово лишнее и почему? (идти –глагол)
IV. Постановка целей урока.
- Подумайте, какие цели можете перед собой поставить?
- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на доске):
1. Учиться отличать … (имя существительное) от других частей речи.
2. Узнать больше … (об имени существительном)
3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.)
V. Изучение новой темы.
1.На доске изображение девочки – “имени существительного”:
Рисунок 1
Учитель:
- Эту девочку зовут “Имя существительное”
- Что она могла бы рассказать о себе? Постройте сообщение от первого лица. (В процессе ответов детей на доску прикрепляются полоски с ответами)
Ученики:
- Я – часть речи.
- Я отвечаю на вопросы кто? что?
- Я обозначаю предметы.
ЧАСТЬ РЕЧИ
ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?
ОБОЗНАЧАЮ ПРЕДМЕТЫ
Учитель: - На какие две группы можно разделить все предметы? (живые и неживые)
ЖИВЫЕ НЕЖИВЫЕ
- Кроме предметов, имена существительные могут обозначать явления природы (например, радуга, снегопад), события (революция, утренник), абстрактные понятия (дружба, любовь), действия, процессы (рисование, прыжок)
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
СОБЫТИЯ
АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ
ПРОЦЕССЫ, ДЕЙСТВИЯ
- Подведём итог. Что обозначает имя существительное?
2. Практическая работа. Распределительное письмо.
- Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах. Выделите зелёным цветом орфограммы в данных словах. Подумайте, к какой группе можно отнести ваше слово.
Прикрепите карточки в первую строку таблицы, во вторую и т.д. (таблица на доске):
предметы | живые | заяц чайка корова белочка |
неживые | молоток машина платье | |
явления природы | дождь град вьюга | |
события | собрание экскурсия война | |
абстрактные понятия | веселье скука счастье жадность щедрость | |
действия, процессы | ходьба закаливание |
- Дети записывают слова по группам в тетрадь.
- Итак, что же может рассказать о себе имя существительное?
- Дополнительное задание: в какой группе слов встретились антонимы? Назовите их. (веселье-скука, жадность – щедрость)
Физминутка.
- Я буду называть слова. Если это имя существительное, вы приседаете, а если другая часть речи – поднимаете руки вверх и потягиваетесь.
Мышка, синий, дерево, играть, праздник, Дюймовочка, красивый, цветок, писать, пенал, дружба, большой.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебником.
Самостоятельное выполнение упражнения 208 (стр.95)
2. Дополнительное задание: надпишите карандашом над каждым именем существительным номер группы, к которой относится данное слово:
1 – предмет
2 – явление природы
3 – событие
4 – абстрактное понятие
5 – действие, процессы
VII. Наблюдение над ролью имён существительных в предложении.
- Составление предложения из слов (запись на доске):
горку ребята во построили дворе
- Разбор предложения по членам.
- Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть имена существительные?
- Что может добавить о себе имя существительное?
В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЮСЬ ГЛАВНЫМ И ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
VIII. Задание для умников и умниц.
Выберите из предложенных слов те, которые являются именами существительными:
- три, тройка, третий, тройной, троиться;
- синеть, синий, синева;
- краснеть, красный, краснеющий, краснота.
IX. Итог.
- Какова тема урока?
- Используя опорные слова, подведите итог урока.
- Что же может рассказать о себе имя существительное?
X. Домашнее задание.
- Используя опорный рисунок-схему, рассказать об имени существительном.
- Выполнить упражнение 210.
- Дополнительное творческое задание: устно составить рассказ, используя как можно больше существительных из упражнения.