Социокультурный образовательный комплекс – образовательная организация, представляющая собой интеграцию общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования, реализующая программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования, и обладающая разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, художественное, спортивное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии. Возможно с юридико-технической точки зрения включение в Комплекс также учреждений культуры, медицины и профессионального образования.
Данная модель реализуется в Республике Саха, Чувашии, Красноярском крае, Владимирской, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Псковской областях.
Модель социокультурных комплексов может быть представлена в следующих вариантах:
- на ассоциативной основе;
- на административной основе, как единое юридическое лицо со структурными подразделениями.
Сельский социокультурный комплекс на ассоциативной основе представляет собой сотрудничество юридических лиц и создается, как правило, на основании постановления главы района. Комплекс может включать в себя различные подразделения социума. Схема 1.
Схема 1. Состав сельского социокультурного комплекса
Сельский социокультурный комплекс на административной основе представляет собой единое юридическое лицо (чаще всего среднее общеобразовательное учреждение), вокруг которого сосредотачивается деятельность всей социокультурной сферы округа (села) с целью рационального использования бюджетных средств и ликвидации дублирования в работе.
Такое объединение позволяет обеспечивать оптимальные условия полноценного воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста, их разностороннее развитие, социальную защиту, а также эффективно использовать социокультурные и производственные возможности социального окружения школы, его кадровые и материальные ресурсы для полноценной социализации личности.
Как показал опыт, для создания подобных социокультурных комплексов необходимы следующие документы:
- программа социокультурного комплекса;
- положение о социокультурном комплексе ассоциативного типа;
- положение о совете руководителей (координационном совете).
В штатном расписании социокультурных комплексов рекомендуется предусмотреть новые ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе, социального педагога, педагогов дополнительного образования и др.
При организации социокультурных комплексов необходимо внести некоторые дополнения и изменения в учредительные документы общеобразовательного учреждения (школы), например:
- новая редакция Устава;
- государственная регистрация юридического лица;
- новые должностные обязанности;
- правила внутреннего распорядка;
- коллективный договор;
- пакет документов для прохождения лицензирования и др.
Работа в социокультурных комплексах, как правило, ведется под руководством Совета руководителей (координационного совета). Схема 2.
Председателем Совета предпочтительней избирать руководителей образовательных учреждений или учреждений культуры с периодической ротацией, так как глава сельской администрации в силу своих должностных обязанностей и так должен организовывать работу населения по месту жительства.
Схема 2. Состав координационного совета ССКК
Совет руководителей (координационный совет) создается для эффективной работы всех образовательных и культурных учреждений и использования возможностей каждого учреждения в духовно-нравственном воспитания обучающихся; организует условия для общения детей и взрослых, для самореализации личности каждого ребенка. Совет может заслушивать сообщения о ходе воспитательной работы всех учреждений, входящих в социокультурный комплекс.
Для повседневной работы могут быть организованы так называемые малые советы по направлениям, которые решают вопросы единства образования и воспитания в образовательном пространстве, намечают пути, формы, методы решения проблем воспитания в микросоциуме, готовят рабочие предложения для обсуждения и утверждения на совете руководителей (координационном совете). В малые советы могут входить заместители руководителей и методисты всех подразделений социокультурного комплекса.
Составляется план проведения совместных мероприятий школьного и сельского уровня с учетом профилактической работы по предупреждению подростковых правонарушений.
Ожидаемые результаты работы социокультурного комплекса могут предполагать:
- более эффективное использование материальной базы и кадрового потенциала;
- возможность выявить и реализовать свои способности и наклонности;
- снижение психологической и социальной напряженности в детской, подростковой и молодежной среде;
- уменьшение противоправного поведения;
- повышения позитивной мотивации по отношению к образованию, компетентного выбора профессии и жизненного пути;
- более широкие возможности в личностно-ориентированном подходе к воспитанию учащихся;
- повышение эффективности работы при тех же материальных затратах.
Анализируя опыт создания и функционирования сельского социокультурного комплекса, можно отметить, что при апробации данной модели уделяется внимание следующим моментам:
- создание единого районного плана мероприятий, в котором задействованы Управление образования, Управление культуры и спорта;
- разработке договоров об участии различных организаций в социуме на ассоциативной основе. Приложение 5;
- улучшению материально-технической базы для проведения кружковых занятий в социуме;
- привлечению внимания глав сельской администрации к решению проблем социокультурного комплекса и некоторым другим.
Данная модель является, на наш взгляд, наиболее продуктивной в решении проблем воспитания, которым в последнее время уделяется достаточно мало внимания в учебно-воспитательном процессе, в том числе и сельских школ. Она является развитием так называемого “школоцентрического подхода”, когда школа для жителей села становится одновременно и клубом, и фельдшерским пунктом, и местом, где находится кабинет участкового милиционера. Тогда миссия школы становится совсем иной: быть не только образовательным, но и культурным, и социальным центром на селе.
В то же время, возможно образование социокультурного центра путем объединения нескольких учреждений, расположенных в разных зданиях (школа, клуб, сельская библиотека и др.) в единый комплекс, выполняющий общие задачи, в первую очередь, воспитательные.
Независимо от варианта модели социокультурного центра, им присущи общие задачи:
- дошкольное образование;
- общее школьное образование;
- дополнительное образование детей дошкольного, школьного возраста и молодежи;
- организация досуга детей дошкольного, школьного возраста и молодежи;
- социально-педагогическая и психологическая помощь детям и их родителям;
- организация детских и молодежных объединений;
- концентрация и кооперация финансирования системы образования, то есть единый бюджет всех общеобразовательных учреждений, учреждений культуры и спорта.
Данная модель представлена практически во всех регионах страны, что говорит о ее универсальности и эффективности, так как налицо как экономическая эффективность (не требует дополнительных материальных затрат, позволяет консолидировать бюджет образовательных учреждений), так и социальная эффективность (за счет использования социокультурных и производственных возможностей социального окружения школы для полноценной социализации личности).
Для введения модели социокультурных комплексов необходима разработка документов в зависимости от предлагаемой модели социокультурного центра:
а) Создание сельского социокультурного центра с центральным звеном:
- изменения и дополнения в Устав центрального учреждения;
- изменения и дополнения в Устав учреждений-участников ассоциации (союза);
- учредительный договор о создании ассоциации (союза);
- Устав ассоциации (союза);
- примерный текст приказа ОУО;
- договор между муниципалитетами о пользовании имуществом (аренды, ссуды, простого товарищества).
б) Создание социокультурного центра с правами юридического лица:
- решение исполнительного органа о создании образовательного комплекса (социокультурного центра), его составе, выделении имущества и финансировании, определении ответственных лиц (органов) и сроков;
- разработка, принятие, утверждение и регистрация устава комплекса органами управления образованием;
- назначение руководителя и хозяйственной службы до получения соответствующей лицензии на право ведения образовательной деятельности.
- набор (прием на работу) педагогического и вспомогательного персонала;
- прохождение процедуры лицензирования;
- набор обучающихся.
- При введении в практику данной модели возникли следующие проблемы:
- присутствует стремление к сохранению имеющейся инфраструктуры: так, получение единого юридического лица не гарантирует реальных изменений в оптимизации сети;
- сложности межведомственного взаимодействия.
Нормативно-правовое обеспечению создания и функционирования социокультурного комплекса
На федеральном уровне отсутствуют специальные законы и нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и функционирования социокультурного комплекса. Концепция реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, не является нормативным правовым документом, поскольку устанавливает не нормы права, а лишь определяет основные направления и линию развития образования, утвержденную Правительством Российской Федерации. В связи с этим, для нормативно-правового обеспечения создания социокультурного комплекса используются общие нормы, закрепленные в таких документах как Гражданский кодекс Российской Федерации, действующий Закон РФ “Об образовании”, законодательство о местном самоуправлении. Субъекты Российской Федерации могут принимать в рамках их компетенции собственные законы, в том числе и законы, регламентирующие создание и деятельность социокультурных комплексов. И все же главный акцент в нормативно-правовом обеспечении делается на локальные акты самих объединяющихся в комплекс учреждений социальной сферы, а при создании комплекса превалирующее значение имеют нормативные и ненормативные (т.е. распространяющиеся только на конкретный случай и не предназначенные для многократного использования) правовые акты органов местного самоуправления: постановления представительных органов местного самоуправления, распоряжения и приказы главы местной администрации и исполнительных органов местной администрации и т.п.
Нормативно-правовое регулирование федерального уровня
Главным правовым документом, нормы которого используются при создании социокультурного комплекса является Гражданский кодекс Российской Федерации, поскольку именно в нем определяются основные требования к организационно-правовым формам различных организаций, их имущественные и личные неимущественные права и обязанности и отношения с собственником (учредителем). В частности, ст. ст. 48 и 49 ГК РФ содержат понятие и устанавливают правоспособность юридического лица, необходимые учредительные документы предусмотрены в ст. 52 ГК РФ. Правовой статус организации – юридического лица в форме учреждения определяется ст. ст. 120, 296 – 300 этого же кодекса. Нормы Гражданского кодекса во многом дублируются и уточняются в Федеральном законе “О некоммерческих организациях” № 7-ФЗ от 12 января 1996 года.
Как уже отмечалось ранее, создание социокультурного комплекса в форме единого учреждения сопряжено со многими трудностями, в т.ч. и со статусом работников такого комплексного учреждения (право на специальный стаж, пенсию до наступления пенсионного возраста и др.). По этой причине на практике социокультурные комплексы создаются, как правило, на основе договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Договор заключается между различными организациями (учреждениями) социальной сферы, входящими в социокультурный комплекс на правах участников договора. При этом не имеет значения ни ведомственная принадлежность, ни то, что участники договора могут иметь разных учредителей (собственников). Для вхождения в комплекс необходимо лишь право участника на подписание такого договора и, на практике, согласование со своим учредителем. При создании социокультурного комплекса на основе договора все учреждения-участники договора полностью сохраняют свой статус.
Порядок и требования к заключению договора простого товарищества, как и в случае с учреждением, устанавливаются Гражданским кодексом РФ статьями 1041 - 1054. Кроме того, к регулированию отношений по договору применяются общие требования гражданского кодекса о сделках (форма сделки, условия недействительности и т.д.), об обязательствах и общие положения о договорах. Это соответственно глава 9 (ст. 153 – 181 ГК РФ), главы 21 – 26 (обязательства) и главы 27 – 29 (общие положения о договорах).
Положения специальной главы 55 “Простое товарищество” наиболее детально регламентируют этот вид договора, и представляется необходимым привести в настоящем пособии извлечение из Гражданского кодекса норм этой главы.
Как уже отмечалось ранее решения о создании социокультурного комплекса или центра принимается на местном уровне заинтересованными органами и учреждениями. В том случае, если в составе комплекса предусмотрено участие учреждений профессионального образования, принадлежащих субъекту федерации, требуется соответствующее решение на уровне органов управления и(или органов) государственной власти субъекта федерации. Возможен и другой путь: субъект федерации вправе передать путем принятия закона “государственное полномочие” на создание (передачу) учреждения профессионального образования муниципалитету (местному самоуправлению). Условием передачи отдельных государственных полномочий является их финансирование из бюджета субъекта федерации.
Участники, объединяющиеся в социокультурный комплекс на основе договора, составляют договор в свободной форме, предусматривают в нем все условия взаимодействия, права и обязательства сторон, ответственность и другие “стандартные” реквизиты договоров, такие как полные наименования, адреса, банковские счета, уполномоченных на подписание лиц и т.п. То же относится и к учредительному договору о создании ассоциации (союза).
При создании социокультурного комплекса необходимо выполнить работу по приведению в соответствие с договорными обязательствами и правами уставов учреждений-участников, а также их локальных нормативных актов.
При необходимости изменения вносятся и в договор, заключаемый между учредителем и учреждением о взаимоотношениях сторон. В случае, если деятельность учреждения в составе комплекса затрагивает права и интересы работников, возможно потребуются изменения в коллективном договоре, заключаемом между представителем.