Интегрированный урок чтения и истории в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Повторить из курса истории о гражданине Минине.
  • Раскрыть значение слова “гражданин”, его права и обязанности.
  • Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка.
  • Дать понятие Малой Родины, каждый ребёнок является гражданином своей страны.
  • Познакомить с произведением В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”.
  • Развитие образного мышления и эстетического отношения к миру
  • Развитие устной речи: осваивать коммуникативную функцию языка, умение вступать в диалог
  • Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.
  • Воспитание активной жизненной позиции

Оборудование:

  • “светофорики”
  • толковый словарь
  • рисунки отражающие основные статьи Конвенции о правах ребёнка.
  • плакат с названием темы урока
  • карточки с названием основных понятий урока (гражданин, права, обязанности)
  • видео-аппаратура
  • Концепция о правах ребёнка
  • конституция РФ
  • книги с произведениями В. Высоцкого.
  • аудио запись песни Высоцкого

1. Оргмомент:

Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите, на доске не записана тема урока.

Но я надеюсь, что в конце нашей работы вы сами назовёте тему урока.

2. Основная часть:

1. - Вспомните из курса истории, кто был Кузьма Минин?

В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остаётся гражданином Мининым.

- За что такая память? (Он не щадил своей жизни, чтобы спасти Отечество, Россию).

- Из уроков истории мы знаем, что

В 1611 году тяжёлые времена переживала Русская земля. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики.

А в это время в большом и богатом Нижнем Новгороде староста горожан Кузьма Минин призывал ничего не жалеть для спасения Родины. Он предложил всем русским людям объединиться и выгнать врагов из Москвы. А чтобы снарядить войско, каждый должен дать треть своего имущества. Минин первый показал пример. Но ни сам Минин ни другие горожане не имели боевого опыта. Возглавить ополчение попросили искусного воеводу князя Дмитрия Пожарского. Три дня шёл бой. Исход его решил Минин: с несколькими сотнями всадников он неожиданно зашёл в тыл к полякам и разил его. Поляки сдались.

Следовательно, гражданином его назвали не за то, что он был хорошим человеком, не за то, что он был добрым мужем и отцом , любил родную природу народные песни. А за то, что встал на защиту родины, за общее дело. Таким образом, он ощутил свое право стать спасителем Отечества, т. е. право гражданина участвовать в решении главных вопросов жизни страны. Он выполнил одну из главных обязанностей гражданина - встал на защиту Отечества.

2. Вспомним другой пример из истории.

Рано утром 22 июня 1941 года, когда едва забрезжил рассвет, фашистские самолёты обрушили свой стремительный груз на мирное население городов нашей страны.

Началась Великая Отечественная война.

Она продолжалась пять долгих мучительных лет. Вся страна встала на защиту своей родины, чтобы выполнить одну из главных обязанностей граждан. Война не обошла стороной и наш город.

Сейчас вы посмотрите фрагмент фильма “Балашиха в годы войны”.

Вопрос до просмотра фильма:

- После просмотра предлагаю вам ответить на вопрос:

- О каких героях-земляках, выполнявших свой гражданский долг во время войны вы узнали? (смотрим фильм)

Вопрос после просмотра фильма:

- Какие события из семейной истории времён войны вам известны?

(Кто воевал, работал на заводе, награды, ранения,…)

- Почему во многих городах, сёлах, на улицах и площадях стоят обелиски, памятники, горит Вечный огонь?(в память о тех кто не вернулся с войны, выполняя свой гражданский долг перед Родиной)

Война никого не обошла стороной. Тяжёлым бременем она легла и на детские плечи. Отцы и братья в первые же дни войны ушли на фронт.

Они считали своим гражданским долгом встать на защиту своей Родины.

Матери заменили их на работе. Они тоже выполняли свой гражданский долг. Работа по дому оказалась в руках детей. Но чем дальше катилась война, тем больше тяжести обрушивалось на детей. Многие из них были вынуждены пойти на заводы и фабрики, встать у станков. Вместе со взрослыми они делали снаряды, гранаты, ракеты.

И считали это своим гражданским долгом.

Сотни тысяч детей волею судьбы оказались в прифронтовой зоне, в оккупации, на фронте. Враг так стремительно продвигался в глубь страны, что ни эвакуироваться, ни просто уйти было невозможно. Некоторые дети встали на борьбу с врагом наравне со взрослыми.

Долгим был путь Володи Бажанова на фронт. Дважды убегал мальчишка из дому, и всякий раз возвращали его в Балашиху, где он жил.

И всё-таки однажды ночью, чтобы не видел часовой, вскочил на ходу на подножку вагона. Утром обмороженного паренька сняли с крыши вагона. Привели к командиру. Так Володя стал сыном полка, стал разведчиком, а позже был награждён медалью “За отвагу”.

И таких маленьких героев было много, которые ребёнком начали войну, и закончили её мальчишкой или девчонкой с честью выполнив свой гражданский долг.

Мир затаил дыхание в 1941 году: выстоим мы, или победят фашисты. Для нас самих эта схватка была величайшим испытанием. Проверялась жизнеспособность нашей морали, экономики,единства наций.

9 мая 1945 года, мы - победили. (пауза)

В этом году весь наш Российский народ будет праздновать 60-летие этой великой победы, которая явилась примером выполнения гражданского долга каждого жителя страны.

3. Работа со стихотворением В. Высоцкого “Он вчера не вернулся из боя”

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением В. Высоцкого “Он вчера не вернулся из боя”.

Высоцкий не был на войне: в 1945 году, когда она закончилась, ему было 7 лет. В жизни Высоцкий был актёром. Играл роли в театре и в кино. А по вечерам, а часто и ночью, он писал стихи, которые при его жизни почти не печатали. Потом он придумывал к ним мелодии, подбирал на гитаре, и стихи становились песнями. Их было много:

весёлых, грустных, серьёзных.

Высоцкий умел выразить простыми словами то, что чувствовали люди. И знаете, фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был. Настолько ему была эта тема небезразлична, что он считал своим гражданским долгом передать свои чувства через поэзию.

Вопрос перед чтением:

- Послушайте внимательно и подумайте какие чувства у вас вызвали строки этого стихотворения.

1. Прочтение.

Читает хорошо читающий уч-ся.

- Какие чувства у вас вызвали строки этого стихотворения?

(грусть, печаль, ужас войны, утрата)

- А заметили ли вы, что стихотворение начинается с вопроса?

- Почему всё не так?

- Давайте попробуем на него ответить, поработав в паре.

2. Чтение в парах.

Р-та в паре. -Прочитайте друг другу четверостишья шепотом

по очереди

-Обсуди с товарищем ответ, решите кто будет отвечать и

поделитесь своим мнением с классом

3. Выборочное чтение.

- Найди и прочитай:

- Какая строчка повторяется несколько раз? С одинаковой ли интонацией её надо читать?

- Почему автор её повторяет?

- Найди и прочитай предложения, которые заканчиваются многоточием

- Почему часто предложение заканчивается многоточием?

- О чём это стихотворение?

4. Работа над выразительным чтением.

- Какие средства выразительности мы будем использовать, при чтении этого стихотворения?

- Читаем цепочкой по четверостишию.

- Попробуйте при чтении передать настроение стихотворения.

- Мы говорили о гражданском долге.

- А кто такой “гражданин”?

5. Посмотрим в толковый словарь и узнаем значение слова “гражданин” показ словаря и зачитывание

Гражданин – это лицо, обладающее определёнными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

(Рисунок1)

(на доске появляется схема)

Гражданин
Права Обязанности

Какие вы знаете обязанности граждан нашей страны? (Рисунок1)

(Семейные обязанности, армейский долг, подчиняться законам своего государства).

- Какие права имеют граждане нашей страны?

(Права на свободу мысли, свободу передвижения, право участвовать в митингах, демонстрациях, право на неприкосновенность жилища, право на личную неприкосновенность, право на судебную защиту, право избирать и быть избранным).

- Вспомните, в каких правовых документах говорится о правах человека и гражданина? (В Конституции РФ есть специальная глава “Права и свободы человека и гражданина”.

5. – Граждане разных государств в беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров взялись за решение самых главных вопросов: что люди могут делать, а чего не могут. Когда им удалось решить эти вопросы, на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

- А есть ли какие-нибудь права у детей. (Да)

Они записаны в Конвенции о правах ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых наций (ООН). Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что кроме прав у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

- Давайте пофантазируем и представим, что мы художники и нам заказали нарисовать знаки , отражающие основные статьи Конвенции прав ребёнка.

- Перед вами листок и карандаш.

Я читаю основные статьи Декларации, а вы рисуете знак к любой статье по выбору. Только помните, что среди них есть разрешающие и запрещающие знаки. И это надо отразить в рисунке.

Итак: -В каждом ребёнке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

- Ни один ребёнок не может быть продан или куплен.

- Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование.

- Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучён со своей матерью, кроме исключительных случаев.

- Каждый ребёнок нуждается в любви и внимании.

- Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

Так что же у нас получилось?

(собираю по одному рисунку на каждую статью, вешаю на доску)

(Рисунок2)

- С какими основными статьями Конвенции мы познакомились?

(Показываю указкой, дети отвечают)

- Давайте вспомним разрешающие статьи и запрещающие статьи с помощью игры.

Игра: “Угадай, какой знак”.

Я зачитываю статьи из Конвенции, а вы правильным цветом “светофорика”, которые лежат у вас на столе, покажите: запрещающая это статья (красным цветом) или разрешающая (зелёным)

1. Петь, рисовать и танцевать, уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать - это разрешается.

2. Посмотри на этот знак: человек поднял флаг,

Выражает своё мненье – это разрешается.

3. Эта грань обозначает: мать с ребёнком разлучают – это запрещается.

4. Здесь ремень вокруг дитя, как лента, извивается…

Бить, наказывать – всегда запрещается!

5. Вот ребёнок груз несёт, тащит, надрывается.

В детстве тяжкая работа запрещается!

6. Этот чёрный человек пред белым преклоняется.

Быть над слабым господином строго запрещается!

7. Другого за руку держать, не за цвет кожи уважать,

Под общим солнцем в мире жить, со всеми расами дружить –

Это разрешается!

- Мы познакомились с Конвенцией о правах ребёнка.

- А обязанности у детей есть? (да)

- Какие?

(Мы- школьники и наша обязанность – старательно учиться, бережно относиться к своей школе и своему классу, помогать родителям, беречь природу, ведь охранять природу - это значит охранять Родину).

- Правильно, мы школьники, и уже знаем, что являемся частью народа огромной и богатой страны. У нас есть права и обязанности, а значит мы – граждане России, россияне.

Но сейчас давайте вспомним о нашей малой Родине – городе, где мы родились, живём, учимся, где живут и работают наши родители, друзья и знакомые.

Наш город Балашиха – часть большой страны, а мы дети – жители страны, граждане страны.

4. Заключение.

- Вспомните всё о чём мы говорили на уроке.

- Так как же мы назовём наш урок? (Мы – граждане России)

- Быть гражданином это право или обязанность?

- Следовательно, каждый из нас гражданином быть обязан.

- Правильно ли мы сформулировали тему нашего урока?

- Проверим.

(На доске переворачиваю плакат с названием темы урока)

- Правильно!

На уроке мы с вами успешно потрудились.

- Чему вы научились сегодня на уроке, что полезного для себя узнали?