Умственная нагрузка на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построен урок. Необходимо, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно на уроке, т.к. это способствует развитию его умственных способностей, творческой активности и самостоятельности.
Поэтому учителю математики надо обращать внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся приходят к нему из начальной школы. Именно в среднем звене мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников, раскрываем ее притягательные стороны. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах.
Устная работа является одним из важнейших этапов урока. Она имеет важное значение как для учителя, так и для учащихся. И это понятно почему:
1) во время устной работы можно выяснить, хорошо ли усвоен материал;
2) соответствующий подбор заданий позволяет подготовить к восприятию нового;
3) это одна из удобных форм организации повторения;
4) во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным;
5) в зависимости от формы организации устной работы мы можем отследить, как хорошо учащиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят свои предложения;
6) устный счет - это лакмусовая бумажка, которая показывает умение и качество работы ученика и учителя и дает учащемуся возможность реализовать себя;
7) упражнения устного счета с игровыми элементами активизируют внимание, вызывают дух соревнования и стремление одержать победу, правильно и быстрее выполнить задания;
8) упражнения устного счета позволяют учащимся довести навык выполнения до автоматизма, что необходимо при выполнении трудных, нестандартных заданий, когда мыслительная деятельность нацелена на обработку других – более серьезных упражнений.
Из всего вышесказанного следует, что устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способствует лучшему усвоению программного материала.
“МАТЕМАТИЧЕСКАЯ АНАГРАММА”
Анаграммой называется слово, в котором поменяны местами все или несколько букв в сравнении с исходным словом. Решить анаграмму – означает определить исходное слово. Математические анаграммы могут быть с успехом использованы в процессе усвоения математической терминологии. На уроке могут быть предложены задания следующего типа.
Решить анаграммы и исключить лишнее слово: мапряя, чул, резоток, лпоащьд |
“ЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ”
Эти логические тесты формируют навыки и умения сложения (вычитания) , деления (умножения) любых чисел.
|
|
Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Для более четкого контроля работы каждого ученика ответы могут записываться на ранее заготовленных карточках и остаются у учащегося. Таким образом можно проверить работу ученика на устном счете в любой удобный момент урока.
“РАВНЫЙ СЧЕТ”
На доске записано упражнение с ответом. Ученики придумывают свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята на слух должны воспринимать название числа и определять, верно ли составлен пример.
54,9 : 9 = 6,1 (пример учителя)
……. = 6,1
Это задание помогает не только повторению, но и отработке правил действия над числами.
“МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА”
На доске заранее написаны примеры в три столбика. Ученики делятся на три команды (по количеству рядов в классе, но кол-во учеников на каждом ряду должно быть равным) . Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания.
“УМНАЯ ЛЕСЕНКА”
1. На каждой ступеньке записано задание в одно действие
Одновременно пять учеников решают у доски каждый свой пример. И записывают ответ на своей “ступеньке”. Шестой ученик ответы складывает. Результат записывает в треугольник.
“ВЫРУЧАЙ”
Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, сообщит ему ответ в своем задании. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного участника зачеркивает работу всех.
Ниже приведено содержание одного из вариантов:
5,6 + 3,2 = 8,8
8,8 : 0,4 = 22
0,1 * 22 = 2,2
2,2 – 1,14 = 1,06
“УГАДАЙ-КА”
На доске изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, ромб, трапеция, треугольники. Пусть ребята еще не знакомы с некоторыми из них, но эти изображения будут первым шагом визуального познания геометрических фигур. Вне каждой из них располагаются четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из “внешних” чисел. Задания легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящих рядом с “внутренними” числами.
“В МИРЕ ЖИВОТНЫХ”
Задача 1.В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки делает плотины длиной 5-6 метров.
Узнайте длину тела бобра (в дециметрах) . Поможет вам удивительный квадрат:
5,9 6,3 3,6 2,3 2,7 0 3,7 4,1 1,4
- Из первой строки выберите наименьшее число [3,6].
- Из второй строки выберите наибольшее число [2,7].
- Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число [3,7].
- Найдите сумму выбранных чисел – и вы получите ответ на вопрос [10].
Задача 2. Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка узнайте:
Выразите высоту и длину тела слона в метрах.
Задача3. На Земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Они из песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, если засушливым – то более низкими. Название этих птиц зашифровано примерами.
26 : 0,13; 81,81 : 0,9; 7,5 : 0,3; 12,1 : 1,1; 4,5 : 0,45; 1: 0,5; 0,36: 0,9; 0 : 37,5
Применяя прием последовательного деления найдите частные.
Заменив частные буквами, вы прочтете названия птиц метеорологов:
Задача 4. На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире. Черепаха прекрасно плавает, её конечности превратились в ласты. Из панциря черепахи делают украшения, а яйца и мясо идут в пищу.
Узнать название самой крупной в мире черепахи поможет нам следующее задание:
(Ответ: дермохелис) .
“САМЫЙ БЫСТРЫЙ”
В таблице приведены числа от 1 до 50(цифры можно менять местами) . Кто быстрее всех по времени найдет цифры в порядке возрастания (убывания) .
1 | 20 | 27 | 28 | 15 | 30 | 45 | 33 | 12 | 4 |
6 | 48 | 31 | 43 | 35 | 24 | 49 | 42 | 17 | 21 |
11 | 23 | 18 | 40 | 2 | 9 | 37 | 7 | 39 | 14 |
29 | 3 | 47 | 32 | 50 | 36 | 41 | 34 | 46 | 25 |
26 | 8 | 16 | 22 | 13 | 44 | 5 | 10 | 38 | 19 |
“ЖИВАЯ НУМЕРАЦИЯ”
Трое учеников выходят к доске, каждый получает набор цифр. Первый показывает число сотен, второй – десятков, третий – число единиц. Учитель называет число , ученики должны показать это число. (варианты таких заданий могут быть различные) .
“НАЙДИ ЛИШНЕЕ”
Вычисли и найди лишнее выражение:
18*4= | 16*4= |
6*12= | 2*32= |
13*7= | 12*5= |
“ПОЕЗД”
Работать можно по рядам. Каждому ряду даете карточки с одинаковым заданием. В карточке записаны числа, но нет знаков. Ученики по одному примеру выполняют задания.
72….8….3=27 (: ,*)
7….5…..25=60( * ,+)
72….22…5=10( -, : )
99…19…20=100(-, +)
17…23…5=8(+, : )
5…9…25=70(*,+)