Цели:
- Познакомить учащихся с понятием “интонация”;
- Развивать мышление, память;
- Воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: схемы к трем предложениям (в каждом по три слова), карточки со знаками (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), рассказ Н.Сладкова “Лиса и мышь” (для всех детей), картинку с изображением лисы и мыши, карточки с различными знаками препинаниями.
I. Организационный момент.
II. Разминка. Скороговорки.
Скороговорки произносятся 3 раза: сначала учителем медленно, затем вместе с детьми .
- Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Кукушка сшила кукушонку капюшон, кукушонок в капюшоне смешон.
III. Работа над новым материалом.
1. Сообщение темы и целей урока. Работа с учебником с.31
- Составьте предложение со словом “погода”.
- Послушайте предложение (произносится с разной интонацией). Что заметили?
- А как на письме можно обозначить интонацию?
- Откройте азбуку на странице 31. Прочитайте предложения под картинками.
- Что одинаковое в этих предложениях? (Количество слов.)
- Чем различаются? (Знаками в конце.)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Учиться читать и проговаривать предложения с различными знаками в конце.)
ФИЗМИНУТКА
2. Работа над предложениями. (В процессе разбора на доску вывешиваются схемы предложений).
- Произнесите эти предложения еще раз за всех участников сценок.
- Что вы заметили? (Меняется интонация, голос.)
- А что повлияло на голос, интонацию? (Знак в конце предложения)
- Эти знаки называются знаками препинания. Какой знак препинания стоит в конце первого предложения? (?)
- Как мы произнесем это предложение? (Мы будем спрашивать. В конце предложения голос (интонация?) повышается)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, НАЗЫВАЕТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
- Какой знак препинания стоит в конце второго предложения? (.)
- Как мы произнесем это предложение? (Спокойным голосом, в конце предложения интонация понижается)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ТОЧКА, НАЗЫВАЕТСЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
- Какой знак препинания стоит в конце третьего предложения? (!)
- Как мы произнесем это предложение? (Громко, в конце предложения интонация повышается)
ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОНЦЕ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, НАЗЫВАЕТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
- Начертите схемы этих предложений.
Вывод: скажите, как мы произносим предложения с точкой (вопросительным знаком, восклицательным знаком) в конце?
3. Чтение стихов.
- Ребята нам подготовили стихи о знаках препинания. (Выходят к доске дети. У каждого в руках знак)
Точка.
У нее особый пост
В самой малой строчке.
Если точка -
Вывод прост:
Это значит точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слышать надо.
И хотя она твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,
Если только мысли нить
От воды избавить,
Если точку не забыть
Вовремя исправить. (Ф.Кривин)
Вопросительный знак.
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? откуда?
Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Какие? В чем?
Вот такой я мастак,
Вопросительный знак.
Восклицательный знак.
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны. (А.Тетивкин)
4. - Какие еще знаки препинания вы видели в книжках?
- Для чего они нужны? (Чтобы наша речь стала более выразительной; правильно делать паузы; правильно передать чувство, которое автор вложил в предложение).
- Послушайте шуточное стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской. (Выходят дети. В руках – карточки со знаками препинания)
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
ФИЗМИНУТКА
IV. Работа с текстом.
- Скажите еще раз: как мы произносим предложения с точкой (вопросительным знаком, восклицательным знаком) в конце?
- Сейчас я прочитаю рассказ Н.Сладкова “Лиса и мышь” и постараюсь при помощи интонации передать настроение, которое хотел передать нам автор.
- Послушайте и скажите : чего же боится мышь?
Лиса и мышь.
Лиса : - Мышка-трусишка, ты треска боишься?
Мышь : - Ни крошечки не боюсь!
Лиса : - А громкого топота?
Мышь : - Ни капельки не боюсь!
Лиса : - А страшного рёва?
Мышь : - Нисколечко не боюсь!
Лиса : - А чего же ты тогда боишься?
Мышь : - Да тихого шороха…
- Так чего же боится мышка? Почему?
- Сейчас мы напишем с вами диктант, но диктант не простой. Я еще раз прочитаю текст, а вы запишете в тетради те знаки препинания, которые услышите в конце предложений. (Один ученик у доски).
Проверка.
- Прочитайте текст вполголоса самостоятельно.
- Какие знаки вы увидели в конце предложений? Что означает многоточие?
- Прочитайте текст в парах по ролям.
Чтение вслух (2-3 пары).
- Какая из пар прочитала лучше?
ФИЗМИНУТКА.
V. Жесты.
- Бывают в жизни ситуации, когда люди общаются между собой движениями и жестами. В каких случаях так бывает?
Задание: класс разбивается на группы. Каждая группа получает свое задание: при помощи жестов изобразить
- не слышу;
- подойди ко мне;
- не вижу;
- позвони мне;
- напиши мне;
- сколько времени.
Каждая группа демонстрирует свое задание у доски. Класс угадывает.
VI. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке о предложении?
- Какие бывают предложения?
- Как люди могут общаться между собой?
Домашнее задание для тех, кто хочет. Придумайте небольшой рассказ об осени, в котором встречались бы предложения с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком.