Цель и задачи: закрепление полученных знаний, умений и навыков разложения на множители; показ разнообразия применения данной темы на практике.
Оборудование: плакаты с формулами сокращённого умножения, с различными способами разложений на множители (или мультимедийный проектор ПК для показа слайдов, Презентация, Приложение 2).
Структура урока:
- “Без неё не обойтись” - немного теории о способах разложения на множители - повторение.
- “Разлагай и властвуй!” - применение разложения на множители:
- “Это же быстрее!” - примеры на вычисления;
- “Щелкай, как орешки!” - сокращение дробей, упрощение и преобразование выражений, доказательство тождеств;
- “УРА! УРА! УРАвнения!” - решение уравнений;
- “…и даже в геометрии!” - решение геометрических задач;
- “Вот это да!” - построение графиков;
- “Ох, уж этот модуль!” - задания с модулем;
- “Ещё одна переменная!” - задания с параметром.
- “А вот и вершина удовольствия…” - решение олимпиадных заданий;
- “Успех – это 99 % потения и 1 % везения!” - подведение итогов урока.
Ход урока
Организационный момент. Постановка целей урока и мотивация.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный обобщающий урок по теме: “Разложение на множители его применение”. Один из древнегреческих императоров, желая власти над людьми, сказал: “Разделяй - и властвуй!” Почему бы и нам на уроке алгебры не побыть властелинами только не над человеком, а над решениями многих интересных стандартных и нестандартных заданий. Попробуйте заменить слово “разделяй” на слово “разлагай”! - получилась необычная тема сегодняшнего урока: “РАЗЛАГАЙ – И ВЛАСТВУЙ!”.
1. Повторение: “Без неё не обойтись” - немного теории о способах разложения на множители.
Супер - разложения на множители есть!
Сколько применений им – всех не перечесть!
Для практической части нашего урока нам понадобится знание различных способов разложения на множители многочлена, с которыми мы уже знакомы. Давайте вспомним: что значит разложить многочлен на множители? (ответ: значит представить его в виде произведения более простых многочленов). Какие способы разложения вы знаете? (учащиеся перечисляют)
Существует несколько способов разложения (показ слайдов или демонстрация таблиц):
- вынесение общего множителя за скобки;
- способ группировки;
- с помощью формул сокращенного умножения:
а2-b2=(a-b)(a+b);
a3-b3=(a-b)(a2+ab+b2);
a3+b3=(a+b)(a2-ab+b2);
an – bn = (a – b)(an-1 + an-2b + …+ abn-2 + bn-1), где n Є N
a2+2ab+b2=(a+b)2;
a2-2ab+b2=(a-b)2;
а3 + 3а2в + 3ав2 + в3 = (а + в)3
а3 - 3а2в + 3ав2 - в3 = (а - в)3
4. разложение на множители трёхчлена с помощью формулы:
х2+рх+q=(х-а)(х-в), где –р =а+в, q=ав.*
*( тема квадратные уравнения ещё не изучалась, а эта формула рассматривалась в 7 классе, её вывод : (х-а)(х-в)= х2-хв-ха+ав=х2-(а+в)х+ав, сравнив с данным квадратным трёхчленом, видим, что –р =а+в, q=ав.)
5. комбинированные способы разложения на множители многочлена.
Переходим к основной части урока – практической! Как вы, ребята думаете, где можно применить разложение на множители?(Уч-ся называют, учитель дополняет)
“Это же быстрее!” - примеры на вычисления
Иногда, вычисляя нерациональными способами примеры, теряешь много времени (например, решая их по действиям). Поэтому быстрый, удобный способ нахождения значений выражений – залог успеха. В этом нам поможет умение разлагать на множители!
Задание № 1(устно) Вычислить:
2392-1872 (239-187) (239+187) 52•426
————— = ————————— = ———— = 52
426 426 426
Задание № 2.(устно) Вычислить:
8,32- 83•0,13 8,3(8,3-10•0,13) 8,3(8,3-1,3) 8,3•7
————— = ——————— = ————— = ——— = 83
0,7 0,7 0,7 0,7
Задание № 3. (Пока все решают устно, один ученик в это время у доски, затем идёт проверка решения )
2,53-4,43 (2,5-4,4)(2,52+2,5•4,4+4,42)
———— +2,52+4,42 = ———————————— +2,52+4,42 =
1,9 1,9
= -(2,52+2,5•4,4-4,42)+2,52+4,42 = -2,52-2,5•4,4-4,42+2,52+4,42 = -11
“Щелкай, как орешки!” -
сокращение дробей, упрощение и преобразование выражений, доказательство тождест.
Задание № 4.
Разложить на множители квадратный трёхчлен х2+10х+24.
1 способ: т.к. 24 = -6 · (-4) и -10 = -6+ (-4), то х2+10х+24 = (х-(-6))(х- -4)) = (х+6)(х+4).
1 способ: а можно разложить и способом группировки:
х2+10х+24 = х2+(6х + 4х)+24 = (х2+6х) + (4х+24) = х(х+6)+4(х+6) = (х+6)(х+4)
Далее уч-ся делятся на группы:
- 1 группа занимается упрощением и преобразование выражений,
- 2 группа решает уравнения и решение задач с помощью уравнений;
- 3 группа пробует себя в построении графиков;
- 4 группа - задания с модулем и с параметром.
2-3 самых сильных ученика решают олимпиадные задания;
1 группа
Задание № 5
х2-5х-24
Сократить —————.
х2+5х- 6
х2-5х-24 (х+3)(х-8) х-8
————— = ———— = —— , 24 = 8·(-3), 5 = 8+(-3) и 6 = -2·(-3), -5 = -2+(-3)
х2+5х- 6 (х+3)(х+2) х+2
- разложение на множители выполнено с помощью формулы х2+рх+q=(х-а)(х-в), где –р =а+в, q=ав.
Задание № 6
Представить в виде произведения многочлен
а). 16с2-9m2-42m-49; б). 70x+25-36y2+49x2.
а). 16с2-9m2-42m-49=16с2-(92+42m+49)=16c2-((3m)2+2•3m•7+72)=16c2- (3m+7)2= (16c-(3m+7))•(16c+(3m+7))=(16c-3m-7)•(16c+3m+7)
б). 70x+25-36y2+49x2=(49x2+70x+25)-36y2=((7x)2+2•7x•5+52) - 36y2= =(7x+5)2 - 36y2=(7x+5-6y)( 7x+5+6y)
у2 + 6у+ 9
Задание №7. При каких значениях переменной у значение дроби (y^2+6y+9)/y^2+3y равна у2 + 3у нулю?
1) Найдем область допустимых значений переменой х:
у2+3у?0 у=/0 отсюда следует, что дробь имеет
у(у+3)?0 у=/-3 смысл при всех у, кроме 0 и -3
2) Сократим эту дробь:
у2+6у+9 (у+3)2 у+3
у2+3у у (у+3) у
3) Приравняем к нулю числитель: у+3=0, у=-3,
учитывая (1)и (2)пункт, сделаем вывод, что данная дробь не может существовать при у=0 и у=-3, а значит, нет таких значений у, чтобы данная дробь равнялась нулю.
Задание № 8. Представить выражение в виде произведения двух многочленов:
х(х+1)(х+2)(х+3)-15
х(х+1)(х+1)(х+3)-15=(х(х+3))((х+1)(х+2))-15=(х2+3х)(х2+3х+2)-15
Примем х2+3х=у, тогда у(у+2)-15 = у2+2у-15= (у+5)(у-3), т.к. -15 = -5·3 и -2 = -5 + 3,
отсюда следует, что (х+3х+5)(х2+3х-3)
Задание № 9.
Разложите на множители многочлен:
2а2-х2-ах-а+х
2а2-х2-ах-а+х = а2+а2-х2-ах-а+х = (а2-х2)+(а2-ах)-(а-х) = (а+х)(а-х)+а(а-х)-(а-х)= (а-х)(а+х+а-1) = (а-х)(2а+х-1) - способ группировки.
2 группа
“УРА! УРА! УРАвнения!” - решение уравнений.
Задание № 10.
Решить уравнение (2х2-х+1)2+6х=1+9х2
(2х2-х+1)2+6х = 1+9х2
(2х2-х+1)2 = 9х2-6х+1
(2х2-х+1)2 = (3х-1)2
(2х2-х+1)2 - (3х-1)2 = 0 - разность квдратов
((2х2-х+1) - (3х-1))((2х2-х+1) + (3х-1)) = 0
а) (2х2-х+1) -(3х-1) = 0; | б) (2х2-х+1) +(3х-1) = 0 |
2х2-4х+2 = 0 | 2х2+2х = 0 |
х2-2х+1 =0 | 2х(х+1) = 0 |
(х-1)2 = 0 | х2 = 0 или х3 = -1 |
х1 = 1 | Ответ: -1;0;1 |
Задание № 11. Решить уравнение х2+1=2х+(3х2-х-2)2
х2+1=2х+(3х2-х-2)2
х2-2х+1=(3х2-х-2)2
(х-1)2 - (3х2-х-2)2 = 0;
а) (х-1) - (3х2-х-2) =0 б) (х-1) + (3х2-х-2) = 0
х-1-3х2+х+2= 0 х-1+3х2-х-2 = 0
3х2-2х-1=0 3х2 -3 = 0
х2-2/3х-1/3 = 0 х2-1=0
-1/3 = -1/3·1; 2/3 = 1+(-1/3); (х-1)(х+1) = 0
х1=1 х3=х1=1
х2= -1/3 х4=-1
Ответ: -1/3; 1; -1
“…и даже в геометрии!” -решение геометрических задач.
Задача № 12.
Длина прямоугольника 12 см. Его площадь на 36 см2 больше площади со стороной, равной ширине прямоугольника. Найти сторону квадрата.
Пусть х см – ширина прямоугольника или сторона квадрата. Тогда х2 см 2 – площадь квадрата, а площадь прямоугольника – 12х см2. Т.К. площадь прямоугольника больше площадь квадрата на 36 см2, то составим уравнение:
12х – х2 = 36;
х2 – 12х + 36 = 0; - свернём правую часть с помощью формулы
(х-6)2 = 0; квадрата разности
х-6 = 0;
х = 6; 6 см длина стороны квадрата. Ответ: 6 см
Задача №13.
Доказать, что из всех прямоугольников с периметром 16 см наибольшую имеет квадрат со стороной 4 см.
Пусть х см – одна из сторон прямоугольника (х > 0), смежная с ней сторона – (8-х) см . Площадь прямоугольника равна х(8-х) см2.
Преобразуем это выражение: х(8-х) = 8х – х2 = -(х2-8х). Выделим квадрат двучлена из квадратного трёхчлена: - (х2-2х·4 + 16 – 16) = -(х-4)2+16.
(х-4)2 - положительное значение при любых х, -(х-4)2 – принимает только отрицательные значения. Наибольшее значение площадь прямоугольника имеет, когда х-4 = 0, х = 4. Значит, прямоугольник, имеющий одну из сторон 4 см и периметр 16 см , может быть только квадратом с наибольшей площадью из всех прямоугольников.
3 группа
“Вот это да!” - построение графиков некоторых функций.
Задание № 14.
х2- 9
Построить график функции у = ——
х- 3
1).Найдем область определения функции: х-3 ? 0, х ? 3
2)Упростим выражение:
(х-3)•(х+3)
у= ————— = х+3
х-3
3).Получили: у=х+3 — это линейная функция, которая не существует при х=-3
4).Строим график
4 группа
“Ох, уж этот модуль!” - задания с модулем.
Задание № 21. Решить уравнение : х2+х+1=|х|0
если х=0, то |х|0 = |0|0 = 0
02+0+1=0, 1=0 – неверное равенство, отсюда следует, что при х= 0 уравнение не имеет корней
если х – любое число, следовательно, |х|0=1, тогда
х2+х+1=1
х2+х = 0
х (х+1) = 0
х1=0 или х+1=0
х2=-1
Ответ: х=-1
Рассмотрим задание , где встречается и модуль и нужно построить график (Показ слайда №12)
“Ещё одна переменная!” - задания с параметром.
Задание № 16
Решите уравнение относительно х: а2+а-6-ах-3х=0
Преобразуем левую часть: а2+3а-2а-6-ах-3х=0;
(а2+3а) + (-2а-6 )= х+3х;
а(а+3) - 2(а+3) = х(а+3);
(а+3)(а-2) = х(а+3);
(а+3)(а-2) - х(а+3) = 0;
(а+3)(а-2-х) = 0;
Рассмотрим разные случаи:
1) а+3=0, а=-3, получим уравнение 0(-3-2-х)=0, 0х=0, отсюда следует, что х-любое
2) а?-3, х=а-2 — единственный корень
Ответ: при а=-3 уравнение имеет бесконечное множество корней,
при а?-3, уравнение имеет единственный корень.
САМЫЕ сильные 2-3 ученика
“А вот и вершина удовольствия…” - решение олимпиадных заданий.
Задание № 24. Решить уравнение: х3+2005х+2006=0
х3+2005х+2006 = 0;
х3+2005х+2005+1 = 0;
(2005х+2005) + (х3+1) = 0;
2005(х+1)+(х+1)(х2 - х+1) = 0;
(х+1)(2005+х2 - х+1) = 0;
(х+1)(х2-х+2006)=0;
х+1=0 или х2 – х + 2006=0
х = -1 х2- 2•1/2х + (1/2)2 - (1/2)2 + 2006=0
(х-1/2)2 + (2006-1/4)=0
1). (х-1/2)2?0 0
2). 2006-1/4>0
- сумма (1) и (2) при любых х всегда больше 0, поэтому уравнение имеет единственный корень х = -1.
Задание № 25.
Решить уравнение [х2007] + [х2006] +…+ [х2] + [х] = {х} – 1, где [а] – целая часть числа, т.е. наибольшее целое число , которое не превышает числа а, {а} = а - [а] - дробная часть числа a.
[х2007] + [х2006] +…+ [х2] + [х] - {х} +1 =0,
из уравнения следует, что {х} – целое число, то {х} = 0, а потому число х – целое. При этих условиях данное уравнение приобретает вид:
х2007 + х2006 +…+ х2 + х - 0 + 1= 0, сгруппируем по парам слева направо и в каждой паре вынесем общий множитель:
х2006(х+1) +х2004(х+1) + … + х2(х+1) + 1 = 0; вынесем общий множитель за скобки, получим:
(х+1)( х2006 +х2004 + … + х2 + 1) = 0, легко заметить, что второй множитель состоит из суммы четных степеней, а они всегда положительны, и положительного числа 1, значит, и вся сумма будет больше 0, этот множитель не может быть равным 0, поэтому х+1 = 0, х = -1 –единственный корень данного уравнения.
Ответ: х=-1
Задание № 28.Докажите, что если к трёхзначному числу приписать справа то же число, то полученное шестизначное число будет кратно 7, 11 и 13.
Решение : Пусть – данное трёхзначное число, тогда полученное шестизначное число будет . Представим его в виде суммы разрядных слагаемых:
=10000а + 10000в + 1000с + 100а + 10в + с = (100000 + 100)а +
+ (10000 +100)в + (1000 + 1)с = 100100а + 10010 в + 1001с =
= 1001( 100а + 10в + с) = 13·11·7·(100а + 10в + с),
т.к. 1001 кратно и 13, и 11, и 7, а если один из множителей делится на эти числа , то само произведение делится на них, а значит и полученное шестизначное тоже кратно 7, 11 и 13.
“Успех – это 99 % потения и 1 % везения!” - подведение итогов урока.
После работы ребят в группах идёт обмен и разбор решений, некоторые решения рассматриваются на слайдах, итоги урока подводятся, ставятся оценки. И даётся домашнее задание (смотри Приложение № 3 “Примеры для самостоятельной работы”). СПАСИБО ЗА УРОК, ДЕТИ! Творческих вам успехов!
PS: многие задания рекомендованы для сильного и среднего состава учащихся или класса с углубленным изучением алгебры.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алтынов П.И., Звавич Л.И., Медняк А.И., 2600 тестов и проверочных заданий по математике для школьников 5-11 классов и поступающих в ВУЗы, Москва, “Дрофа”, 1999г.
- Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И., Сборник задач по алгебре: учебное пособие для 8-9 классов с углубленным изучением математики, Москва, “Просвещение”, 2006 г.
- И.С. Маркова, автор-составитель, Новые олимпиады по математике, серия “Здравствуй, школа!”, Ростов-на-Дону, изд. “Феникс”, 2005 г.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Алгебра, 7 класс: учебник для школ и классов с углубленным изучением математики, Москва, “Мнемозина”, 2003г.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Алгебра, 8 класс: учебник для школ и классов с углубленным изучением математики, Москва, “Мнемозина”, 2003г.
- Мордкович А.Г., Алгебра,8 класс: учебник для классов с углубленным изучением математики Москва, “Мнемозина”, 2004г.
- А.И. Ершова В.В. Голобородько, А.С. Ершова, Дидактические материалы, 7 и 8 классы: разноуровневые самостоятельные, проверочные и контрольные работы, Москва, “Мнемозина”, 2003, 2005, 2006 гг.