Урок литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Познакомить детей с творчеством поэта-земляка П.Майского.
  2. Воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Задачи:

  • учить выразительно читать стихотворение;
  • учить находить в тексте изобразительные средства языка
  • (эпитеты, олицетворения);
  • учить детей представлять в своем воображении картины
  • природы, описанные автором, и выражать свои впечатления о
  • прочитанном.

Оборудование: портрет П.Майского, выставка книг поэта, тексты стихотворения, памятка “Правила выразительного чтения”, напечатанные словарные слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке речь пойдет о нашей природе, о нашем селе, о наших славных земляках, сумевших так искренне и трогательно воспеть нашу скромную, но прекрасную природу, в которую нужно “всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце…” Н.Рыленков.

Ребята, вы любите свое село? За что вы его любите? А вот как о нашем селе написала Галина Алексеевна Синкина, учительница русского языка нашей школы.

Сарбала.

Кивнул подсолнух мне из-за плетня,
Запел петух, за ним другой и третий.
Здесь бесконечно добрая земля
И солнце здесь светлей, нежнее светит.
Как не любить тебя, мое село,
Где птицы, травы – все свое, родное,
Где все таит, где все хранит в себе
Святое притяжение земное.

Каждый человек любит то место, где он родился и вырос, малую

свою родину. И куда бы ни забросила человека судьба, он всегда будет с любовью и нежностью вспоминать о родном крае. Только тот человек, который может любить малую родину, сумеет любить и защищать большую Родину – Россию. Мы с вами можем гордиться не только красивой природой, но и замечательными земляками.

Живет на улице Ключевой известный художник Геннадий Ильич Елин, который с помощью кисти и красок изображает красоту нашей природы.

Земляком нашим является и известный поэт П.Н.Майский. Множество стихов он написал о нашей природе, о Сарбале.

Объявление темы урока. Целеполагание.

Сегодня мы познакомимся с тем, как об июльском вечере на лугах говорит поэт.

Чему бы вы хотели научиться на уроке? Для чего вам это нужно?

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. “Погружение” в урок (включить музыку)

Любите ли вы лето? За что? Какие забавы и радости оно несет? Бывали ли вы на рыбалке? А с ночевкой были? Поделитесь своими впечатлениями. (ответы детей)

Вспомните лето, июль, прекрасная солнечная, жаркая погода. День клонится к вечеру. Сумерки. Вы на берегу реки, наловили рыбы, развели костер.

А вот как о ночи на лугах говорит П.Майский.

2. Первичное чтение стихотворения учителем.

Я прочитаю стихотворение П.Майского “Июльский вечер по лугу прошел”, а вы попытайтесь представить себе картину природы, описанную поэтом.

Июльский вечер по лугу прошел.
Утихли говорливые осинки.
По отмели, гоняясь за ершом,
Два окунька показывают спинки.
Темнеет пруд. Пустые камыши
Наполнились закатным рыбьим плеском,
И рощица, в которой ни души,
Пронизана стеклянным лунным блеском,
По лугу, на сиреневой росе,
Крутых стогов космические тени,
И чавканье горбатых карасей
Слышно в протоке, где сгустилась темень.
И суетится розовый костер
На скошенной полянке, среди кочек,
И свет над ним, высокий, как костел
В преддверии средневековой ночи…
И гордое безмолвие тайги.
И лик луны с закатом по соседству…
И времени безмерные шаги
Взволнованно отсчитывает сердце!

3. Обмен впечатлениями.

Вы хотите что-нибудь спросить или поделиться своими впечатлениями?

Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах? (веселое, ликующее, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное)

Объясните, почему вы так думаете (приведите строчки в пример).

Какие чувства возникли в вашем сердце? Изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование?

ВЫВОД: Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

ВЫВОД: Читая стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении и темный пруд с камышами, плеск рыбы, даже дымок костра почувствуем. Перед нами возникает яркая картина, хотя автор не описывает подробно детали.

Физминутка.

4. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Сейчас вы подготовите выразительное чтение этого стихотворения. Но прежде давайте повторим правила выразительного чтения (на доске)

Правила выразительного чтения.

1. Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Выразительное чтение стихотворения (1-2 ученика)

IV. Работа по развитию речи.

1. Словарная работа.

Какие слова вам непонятны в стихотворении?

Отмель – мель, идущая от берега.

Протока – боковой рукав реки, речка, соединяющая два водоема.

Темень – темнота.

Костел – польский храм католической церкви.

Пронизана – пронизать (проникнуть внутрь, сквозь чего-нибудь)

В преддверии – время, непосредственно предшествующее чему-нибудь.

Лик (луны) – (перен.) внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь

Средневековой ночи – ночь, как и сотни лет назад, остается такой же, в тишине слышатся звуки природы.

2. Анализ лирического стихотворения “Июльский вечер по лугу прошел”.

Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение? (чтобы выразить свою любовь к родной природе, показать любимый уголок природы)

При помощи каких образных средств языка автор передает свою радость, любование родными местами?(при помощи эпитетов, олицетворений)

Что такое эпитет? (образное художественное определение свойств предмета)

Найдите в стихотворении эпитеты и слова, которые они определяют.

Говорливые осинки, стеклянным лунным блеском, на сиреневой росе, крутых стогов космические тени, горбатых карасей, розовый костер, гордое безмолвие.

Подберите свои эпитеты к слову вечер (тихий, светлый, летний, знойный, мрачный)

Для чего используют эпитеты? (Для того, чтобы полнее показать свою любовь к родной природе, чтобы воображение рисовало яркие картины)

Что такое олицетворение? Найдите их в стихотворении.

Вечер по лугу прошел, говорливые осинки, суетится розовый костер, отсчитывает шаги…сердце.

V. Домашнее задание (на выбор)

Подготовить выразительное чтение.

Выучить наизусть.

Нарисовать картины, возникшие в вашем воображении при чтении стихотворения.

Сочинить маленькое стихотворение о Сарбале.

VI. Рефлексия (итог урока)

Что произвело на вас наибольшее впечатление на уроке?

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Для чего нужна такая работа со стихотворением? (чтобы научиться выразительно читать, узнать о чувствах автора, чтобы речь была более красивой).

Как вы понимаете слова, помещенные на доске: “К селу родному сердцем прикоснись”.

VII. Оценка работы.

Оцените себя: “Отлично”, если отвечали на вопросы, стихотворение читали выразите6льно. “Хорошо”, если на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно. “Ничего” - не очень понравилась моя работа на уроке. На вопросы не отвечал, стихотворение прочитал не очень выразительно.

VIII. Работа с выставкой книг.

На выставке представлены некоторые сборники П.Майского, письма его отца с фронта.

Как вы считаете, смогли ли мы “сердцем прикоснуться к селу родному”?