Актуализация
Современную эпоху развития нашего государства справедливо называют эпохой перемен. Реформы произошли во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. И мы в своей работе используем новые технологии, так как этого требует время. При разработке нашего урока мы обратились к литературе, изучив “Энциклопедию педагогических технологий” автора А.К. Калеченко издательства КАРО г.Санкт – Петербург, 2002, мы определили форму урока – интегрированный урок. Составляя ход урока, познакомились с теорией кандидата педагогических наук, доцента Г.А. Русских, изучив ее “Дидактические основы современного урока” - Москва, Ладога – 100, 2001.
Очень часто мы, учителя, говорим о межпредметных связях при изучении различных учебных дисциплин. И по-нашему мнению, особенно тесно связаны два школьных предмета – физическая культура и биология, а точнее физическая культура и курс анатомии, физиологии и гигиены человека. По утверждению русского анатома, основоположника науки о физической культуре П.Ф.Лесгафта: “…анатомия является естественно научной основой физического воспитания”. Знания, полученные на уроках биологии, помогают рационально распределять учебную нагрузку на уроках физкультуры и анализировать результаты занятий.
Вот уже в течение 6 лет мы проводим интегрированные уроки с учителем биологии Шипицыной А.Г. по темам: “Влияние физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему”, а данный урок “Позвоночник – ключ к здоровью” является заключительным в курсе “Система опоры движения” по биологии и тестированию по физкультуре из раздела “Гимнастика”.
Целеполагание
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в новых учебных ситуациях, проверка уровня усвоения учебного материала.
Содержательная цель урока носит триединый характер и состоит из взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.
Тип урока: комбинированный.
Цели по содержанию:
а) образовательная – формирование у учащихся убеждения взаимосвязи физкультуры и биологии на примере оздоровительного комплекса упражнений Поля Брегга.
б) развивающая – развитие и определение гибкости позвоночника.
в) воспитательная – воспитание чувства прекрасного через музыкальное сопровождение урока.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная и общеклассная.
Средства обучения: учебник валеологии, тетради, ручки, магнитофон, спортивный инвентарь: гимнастические маты (1 на 2 учащихся) и гимнастические палки (на каждого учащегося).
Ход урока
Структура урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность |
|
Орг.начало |
1мин. |
Учитель физкультуры приветствует учащихся, проверка готовности учащихся к уроку |
Построение, рапорт, приветствие |
|
Целеполагание и мотивация |
1мин.
8мин. |
а) учитель биологии поясняет, что в процессе урока учащееся узнают комплекс упражнений Поля Брегга, который помогает укрепить и сохранить здоровым позвоночник б) ставит цель: с помощью простых физических упражнений определить гибкость позвоночника. Учитель физкультуры проводит разминку для подготовки к основной части урока. Смотри приложение №1.Перестраивает в 2 шеренги для ОРУ с гимнастическими палками |
Ставят себе цель: знать, уметь, применять.
Выполняют ходьбу с заданиями, с целью профилактики осанки и плоскостопия, бег с заданиями |
|
Актуализация знаний, умений и навыков |
4мин. |
Учитель биологии дает сведения о состоянии здоровья учащихся нашей школы и количестве учащихся, имеющих заболевание сколиоз. Смотри приложение №2. |
Внимательно слушать данную информацию |
|
Изучение нового материала |
15мин. |
Учитель биологии информирует о 5 золотых упражнений, влияющих на позвоночник. Учитель физкультуры следит за правильностью выполнения данных упражнений. |
Упражнение показывает подготовленный ученик. Учащиеся выполняют упражнение под музыкальное сопровождение. Первая шеренга выполняет, вторая корректирует и наоборот (работа в парах) |
|
Закрепление
Определение гибкости позвоночника |
5мин.
6мин. |
Учитель физкультуры под музыкальное сопровождение проводит весь комплекс упражнений. Смотри приложение №3. Учитель физкультуры знакомит с требованиями к определению гибкости и оценке гибкости позвоночника. Смотри приложение №4. |
Выполняют комплекс
Ребята работают в парах, контролируют друг друга и определяют гибкость позвоночника. Полученные данные записывают в тетрадь |
|
Подведение итогов урока |
4мин. |
Учитель физкультуры перестраивает класс в одну шеренгу, подводит итоги урока. |
Ребята убирают спортивный инвентарь и строятся в одну шеренгу. |
|
Домашнее задание |
1мин |
Учителя предлагают изученным упражнениям научить родителей и товарищей. Написать отзывы о практической значимости данного урока |
Получают домашнее задание |
Список использованной литературы:
1. Русских, Г.А. Дидактические основы современного урока. – Москва: Ладога – 100, 2001г.
2. Ежемесячный журнал “Будь здоров” №1(127). – Москва: Шенкман и сыновья – 22, 2004г.
3. Должиков, И.И.Физическая культура. – Москва: АЙРИС ПРЕСС – 2004г.
4. Драгомилов, А.Г., Маш, Р.Д.Учебник биологии. Человек. – Москва: Ванта Гриф – 2004г.
5. Учебник валеологии.