Оформление доски:
Эпиграф к уроку:
Ребёнок не просто брошен
в человеческий мир, а вводится
в этот мир окружающими людьми,
а они руководят им в этом мире.А.Н.Леонтьев
Что хочется мальчикам?
Мальчикам хочется драться, с утра до ночи купаться, в грязи поминутно валяться и в разных железках копаться.
Что хочется девочкам?
Девочки хотят наряжаться, конфетами объедаться, с подружками пошептаться и в брошках-серёжках копаться.
На доске висят две картинки: мальчик (черная фигура) и девочка (белая фигура)
1. Вступление (звучит песня “Чему учат в школе”)
Учитель:
- Многому учат в школе, и сегодня мы будем учиться общаться, дружить, понимать друг друга, наблюдать, правильно относиться к себе, окружающим людям, учиться понимать мир.
- Прочитайте на доске слова (девочки о мальчиках, мальчики о девочках).
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь?
Дети:
- О девочках, о мальчиках, о мужчинах, о женщинах.
Учитель:
- Давайте перенесёмся по реке времени в прошлое.
а) Древняя Спарта (как воспитывали там детей).
Дети:
- готовили воинов, охотников, отказывали себе в мирской жизни, ходили в походы.
- девочки сидели с няньками и тётушками.
Учитель:
б) Во времена Пушкина
Дети:
- Первое место занимала общественная служба.
- Учились в лицеях мальчики отдельно от девочек (были мужские лицеи и женские гимназии).
- Мальчики в основном шли на государственную службу, становились юристами, военными.
- Девочки занимались вышиванием, читали и писали стихи, посещали балы, были хранительницами семьи, воспитывали детей.
Учитель:
- А что же в современном мире отличий уже нет?
Дети:
- Есть. Девочки и мальчики учатся вместе.
- Роль женщины в воспитании детей осталась, но мужчины тоже занимаются воспитанием.
- Главное – семья, совместное ведение хозяйства.
- Женщины тоже могут быть на общественной службе, занимать высокопоставленные посты.
Учитель:
- В каких профессиях с мужчинами участвуют женщины?
Дети:
- Инженер, врач, строитель, милиционер, юрист, радист.
Учитель:
- Помощь мужчины необходима?
Дети:
- Да, очень.
Учитель:
- А теперь попробуем сравнить мужчин и женщин по физическим качествам.
2. Сравниваем мальчиков и девочек.
На доске висят две картинки: мальчик (черная фигура) и девочка (белая фигура).
Учитель:
- Почему черный и белый цвета?
- В детстве мне казалось, что чёрный цвет – это фокусы, тайна. Психологи утверждают, что черный – это желание изменить, перестроить, неудовлетворённость достигнутым, движение вперёд, строгость.
- Белый цвет – даёт радугу, всю палитру красок, это непредсказуемость.
- Притча:
Бог создал женщину из кости мужчины. Если бы он создал её из костей головы, она была бы богиней. Если бы он сотворил её из костей ног, она была бы рабыней. Но Бог создал её из ребра, чтобы она всегда была у мужа под боком. Но ребро то было кривое, от того и характер у женщины такой неровный….
Учитель:
- Давайте назовём внешние отличия мужчины от женщины.
Дети:
- У женщин туловище длиннее;
- У мужчин грубый голос, усы, борода;
- У девочек длинные волосы, косички, хвосты, заколки.
Учитель:
- Да, вы правы, но самое большое отличие, что у мужчины половые органы наружу, а у женщины половые органы внутри (великое таинство материнства). Поэтому девочки должны заботиться о своём здоровье, и мальчики должны заботиться о своём здоровье – заниматься спортом.
Учитель:
- Можно обойтись без мужчин?
Дети:
- Нет! Зарождение жизни – это любовь!
Учитель:
- Любовь - чувство особое, его нужно беречь, оно настолько зыбкое, хрупкое, его легко не заметить, а если оно посетило – ты самый счастливый человек!
3. СТИХИ О ЛЮБВИ (см. приложение1)
Читают дети, было задание найти дома.
4.
Как государство заботиться о женщинах.
- отпуск по уходу за ребенком
- пособие на ребёнка
- наблюдают врачи
- освобождение от тяжелой работы
Одна может справиться, кто помощник?
Учитель:
- Читает письмо к матери с фронта Инны Константиновны (книга А.Дорохов “Это стоит запомнить”).
5.
Учитель:
- Чувства проявляли не только с помощью слов (в стихах).
Дети:
- раньше была дама сердца (Например: Дон-Кихот)
- мужчины пели серенады, романсы под балконом любимой
- сражались на шпагах, пистолетах (дуэль Пушкина и Дантесса)
- жены декабристов поехали в Сибирь
6.
Учитель:
- Ребята, женщину воспевали не только в стихах. Давайте вспомним русские народные сказки.
Дети:
- Василиса Премудрая
- Елена Прекрасная
- Варвара Краса длинная коса
- Алёнушка
- Царица царя Дадона а Пушкина.
Учитель:
- А кто является олицетворением мудрости, трудолюбия.
Дети:
- Царевна лягушка
- Хаврошечка.
7.
Учитель:
- Как отражалось отношение к женщине мужчины в искусстве.
1. Кустодиевские барышни – красота женского тела, они на картинах пышные.
Характер: доброта, степенность, размерность, умиротворённость
2. Мужчины на стройках, в космосе – созидатели.
- много нужно сделать
- жизнь быстрая, требует стремительности.
- Почему сейчас высокая, худая, с длинными ногами женщина, стала эталонам красоты?
Дети:
Высказывают своё мнение.
8.
Учитель:
- Какими идеальными качествами должны обладать мужчины и женщины?
Психологи из опроса выдали следующие данные.
На доске написаны качества, закрытые бумагой, дети называют качества, а учитель открывает.
Мужчина: | Женщина: |
|
|
Учитель:
- Какие из этих качеств вы считаете главными? Обсудите дома с родителями, выслушайте из точку зрения не торопясь.
ВЫВОД:
Взаимодополняющие качества друг друга, женское и мужское начала сливаясь в единое целое дают гармонию, равновесие, спасают мир от хаоса.
Вечный вопрос: Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки и мальчишки?
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Программа “Гигиена младшего школьника”
2. “Детская сексология” Сюзан Мередит, перевод Комисарова Е.В.
3. “Практическая психология для мальчиков или как стать настоящим мужчиной” Диля Еникеева.
4. “Практическая психология для девочек” Диля Еникеева.
5. “Книга для тех, кому нравиться жить или психология личностного роста” Николай Козлов.
6. “Философия сказки для обдумывающих житья, или весёлая книга о свободе и нравственности” Николай