Цели.
- Сформировать представление о том, что алкоголизм – это болезнь, о вредном воздействии на организм человека.
- Выработать у детей отрицательное отношение к попытке попробовать алкоголь, показать внешнюю и внутреннюю непривлекательность человека, злоупотребляющего алкоголем, описать различные эффекты алкоголя, учить отличать полезные напитки от вредных, вырабатывать вещества удовольствия.
Оборудование.
Словарь, кроссворд, таблица 1, 2, шарики со слогами, табло со слогами, мяч, пословицы о пьянстве, тесты, сок (4), шары, фломастеры, рабочая тетрадь для 4 класса “Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя”.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
– Над каким большим разделом мы работаем с Вами уже несколько уроков?
– Забыли? Затрудняетесь? Я Вам помогу.
– Отгадайте анаграмму
ныедвре кивычпри
5674123 78456123 (вредные привычки)
– Молодцы! Давайте их вспомним.
Игра. Доскажи словечко.
- В школу нельзя... (опаздывать)
- На уроке нельзя громко.... (кричать)
- Во время письма надо сидеть прямо а не... . (сутулиться)
- Будешь хорошо учиться, если не будешь.... (лениться)
- Чтобы везде и всегда было чисто не бросайте.... (мусор)
- На уроке не отвлекайся, ногти не.... (грызи)
- Никого и никогда не... (обманывайте)
- Мальчики не должны друг с другом.... (драться)
– Почему эти привычки называются вредные?
– О какой вредной привычке мы еще не говорили?
– Молодцы! Мы сегодня узнаем с вами всю правду об алкоголе.
– Кто знает, что такое алкоголь?
Алкоголь – это вредное для здоровья вещество, которое содержится в пиве, вине, шампанском, водке.
– Знакомы ли Вам люди, которые не смогли справиться с ситуацией и стали пить?
– Какие последствия?
Учитель. Сегодня, ребята, нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – алкоголе. Наверное, вы не раз слышали от взрослых о его вреде. И не раз убедились, что некоторые взрослые подвержены этой вредной привычке.
Мы поговорим о болезни, очень злой и страшной. Название которой - алкоголь. Алкоголь известен уже давно. А расскажет нам об этом герой, которому, как никому, хорошо известна эта проблема.
Появляется Дионис – Бог Виноделия.
Дионис. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали за 8000 лет до нашей эры.
Известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов в Новой Гвинеи, не умевших добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.
Чистый спирт начали получать в 6-8 веках арабы и прозвали его “аль коголь”, что значит “одурманивающий”.
А на Руси было распространено мнение, что пьянство якобы является традицией русского народа. Но профессор Н. И. Костомаров опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало.
Лишь на праздники готовили медовуху, брагу и пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких напитков не полагалось, и пьянство считалось грехом.
Действительно, в России создавалась своеобразная “питейная процедура”.
Ученик.
Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую и восьмую -
Просят, давят, жмут “друзья!”
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если не хочу я?
Учитель. Находясь под воздействием алкоголя человек не может адекватно оценивать свои поступки. Не зря говорят:
Пьяному – море по колено
- Как вы понимаете данную пословицу?
Сегодня мы познакомимся с Настей и Денисом. Они снимают фильм для школьной телестудии о том, как алкоголь действуют на людей.
- Откройте рабочую тетрадь, рассмотрите комикс с соседом по парте и обсудите. Постарайтесь озвучить кадры фильма, а вы ответьте на вопросы (рабочая тетрадь для 4 класса “Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя” стр, 27.)
– Как крутой Ник сам себя разоблачил?
– Понравился фильм?
– Что случилось во дворе школы?
– Что говорил Ник об алкоголе?
– Правда ли это?
– Что рассказали нам об алкоголе Настя и Денис?
– затуманивает ум
– делает вялыми, заторможенными
– не помогает общению.
Вы заметили, что разные герои утверждают об алкоголе прямопротивоположное.
- Как, вы думаете, на чьей стороне правда?
Тест. Попробуйте ответить на вопросы теста “Загадки об алкоголе”, поставив галочку в колонках “правда” или “ложь”. (Приложение 1)
Сейчас вы будете работать в парах. Вы можете посовещаться и поставить.
- Давайте проверим тест. Ваше мнение. (Приложение 2)
Справка. Печень обезвреживает алкоголь. Это происходит медленно. За 1 час – 1 грамм. Если выпил 1 ложку – 10 часов. А если алкоголя выпито много, клетки гибнут и печень разлагается.
– Если ваши ответы совпали, то поставьте себе “5” “4”.
– Встаньте, те, кто поставил себе “5” и “4”. Теперь вы знаете ответы.
– Как вы считаете, какие жизненные обстоятельства могут заставить человека злоупотреблять алкоголем?
– Как вы считаете, может ли алкоголь снять проблему общения между сверстниками?
– Считаете ли вы алкоголь наркотиком?
– Алкоголизм – это привычка или болезнь?
Учитель. Бороться с алкоголем нам нужно научиться уже сейчас. Для этого надо хорошо уметь отличать полезные напитки от вредных.
– Вы умеете это делать?
– Тогда проверим.
– (Вот слоги на шариках. Составьте название полезных напитков).
Сок | Кофе |
Йогурт | Какао |
Кисель | Кефир |
Компот |
Напитки и соки мы попробуем с вами на перемене.
В настоящее время установлено, что существует нарушение, при котором в организме у человека вырабатываются “вещества удовольствия”. У 70% пьющих такое нарушение.
Врачи считают, что у 60% детей младшего школьного возраста есть эти нарушения, но при помощи специалиста, можно полностью решить эту проблему.
А чтобы у нас вырабатывались “вещества удовольствия” надо, что делать? Как вы считаете? Заняться делом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ребята, кто не занят делом, задумайтесь!
– Ребята, как надо вести себя, если к вам на улице подошел незнакомый пьяный человек и пытается с вами заговорить?
– А если подошел знакомый пьяный человек?
– Что же такое алкоголизм? (болезнь)
– Хотите ли вы болеть этой болезнью?
- Нужно ли пробовать спиртные напитки, если вам их кто-либо предложит?
– Какие формулы отказа вы знаете? (Приложение 3)
Итог.
- Дайте оценку уроку.
– Нарисуйте клоуну такой рот, который соответствует вашему настроению. (Приложение 4) (Учитель показывает свое настроение).
– У меня такое настроение, а у вас?
– Покажите гостям ваше настроение.
Д/з. Нарисовать антирекламу алкоголю, (о том, как вредно пить пиво, вино, водку).
Динамический час: Сегодня, динамическую паузу, мы проведем в спортзале. Ведь игры помогут нам выработать “вещества удовольствия”
1) Игра “Собери пословицу и объясни ее смысл”
- Счастлив тот, кто вина не пьет.
- Кто часто станет пить, тот часто станет бит
- Хлеб на ноги ставит, а вино валит
- Много пить – добру не быть
- Пьян храбрится, а проспится – свиньи боится
– Какие удовольствия вы испытали?
Это и есть “вещества удовольствия”
Занимайтесь больше спортом, посещайте кружки. Чем больше вы заняты, тем веселее и интереснее будет ваша жизнь.
Спасибо за урок!