Окружающий мир
Тема: Зимующие птицы.
Цели:
1. Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
2. Уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц. Развивать умение находить взаимосвязи в природе.
3. Совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию.
4. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
5. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна. (С. Есенин)
– Ребята! Что за шум! Что за писк! Что за суета среди деревьев? (работа по таблице по окружающему миру и записью голосов птиц)
Ответы детей
– Эта бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень. А это что за длинноносая птица?
(Пищуха)
– Что вы знаете об этих птицах?
Ответы детей
– Пищуху назвали так, потому что она всё время тихонько попискивает.
– Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица так не умеет. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормится. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны – корольки. Королёк весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королёк, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие пёрышки.
– О каких птицах мы поговорим сегодня на уроке?
(Ответы детей: о птицах, которые проводят с нами зиму)
– Как их называют?
(Ответы детей: их называют зимующими птицами)
– А для чего нужны птицы?
(Ответы детей: создают красоту природы; являются санитарами леса; способствуют размножению растений)
3. Птицы зимой.
Учитель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блёснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете их по описанию.
Игра “Узнай птицу” (по словесному описанию) По мере отгадывания птиц появляются иллюстрации. Учитель дополняет знания детей.
– Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись к друг другу, нахохлившись. (Воробей)
– Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы)
– У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)
– У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь)
– Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом. (клест)
– Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока)
– У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона)
Учитель: Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
В наших лесах чаще всего встречаются большой пёстрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Клестов называют “северными попугайчиками” за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 0 мороза.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
4. Физминутка.
5. Значение природных условий для жизни зимующих птиц.
Учитель: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Чем человек может помочь зимующим птицам?
(Ответы детей: сделать кормушки и подкармливать птиц)
– Ребята, как можно сделать кормушку и подкармливать птиц?
Учащиеся с помощью учителя делают выводы:
• Кормушки для птиц бывают самые разные.
(Рассматривается таблица по окружающему миру)
• Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.
• Начинайте подкармливать птиц поздней осенью и продолжайте делать это до весны.
• Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
• Не бросайте возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм!
• Следите, чтобы в кормушке не было снега.
• Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
6. Итог урока.
– Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чём оно.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу и Азию,
И наши родные места!
– О чём это стихотворение? Что хотел сказать автор?
(Ответы детей)
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтём фразу, которая получится:
СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ
Об этом мы должны помнить всегда.
7. Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы назвали не всех птиц зимнего леса. Подготовить сообщение о птицах которых можно ещё встретить зимой.