Сюжетный урок и урок-смотр знаний по математике в 6-м и 8-м классах
Сюжетный урок
СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ И ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ
Цели урока:
- закрепление материала;
- развитие ителлектуальных навыков.
Оборудование урока.
Слайды, карточки, плакаты с изображением пушки и Царь-пушки.
Ход урока.
В качестве разминки ученикам предлагается решить следующую задачу.
В школе много гостей. Известно, что их меньше 50, из них 1/7 часть – на уроке литературы, 1/3 – на уроке мировой художественной культуры, половина гостей – на уроке истории, остальные – на уроке в 1-м классе.
Сколько гостей присутствует на уроке в 1-м классе ? Сколько всего гостей в школе?
Ребята, рассуждая, находят, что в школе 42 гостя, и только один из них – на уроке в 1-м классе. На доске один из учеников записывает только сложение дробей, а все пояснения учитель (с помощью учеников) дает устно.
Вопрос классу: “Сколько гостей пришли на урок истории?”
(Ответ: 21 человек).
Переходим к решению задач.
1. На уроке истории рассказывают о Царь-пушке. Она находится в Московском Кремле. Отлита из чугуна русским мастером Андреем Чоховым. Предлагаем задание “Цепочка”.
Если ученики правильно выполнят задание, то узнают, в каком году была изготовлена Царь-пушка. Решение примеров “Цепочки” можно выполнить на доске, а полученные ответы записать в соответствующие ее ячейки. (Правильный ответ: пушка была отлита в 1586 году).
Почему эту пушку назвали Царь-пушкой? Ведь говорят: Царь-девица, царь-дерево, царь-рыба… Есть мнение, что эта пушка так названа потому, что на стволе есть портрет царя Фёдора Иоанновича. Но по одной из версий название связано с большой массой пушки. Для того, чтобы определить массу Царь-пушки, следует решить вторую задачу.
2. Ученик, первым решивший “Цепочку”, получает карточку со второй задачей.
Карточка.
Некоторое число умножили на 3/16, затем разделили на 19/8, потом умножили на 7/5 и разделили на 4/3. В результате получили 7. Если найти это число, можно узнать массу царь-пушки. (Ответ: 40)
Пока идет обсуждение решения первой задачи со всем классом, он успевает решить вторую задачу и вызывается к доске. Учитель показывает всему классу слайд со второй задачей, а ученик на доске записывает ее решение и поясняет его. (Ответ: масса Царь-пушки равна 40 тоннам).
Известно, что калибр является одной из основных характеристик боевых возможностей пушек. Так, калибр Царь-пушки – почти 1 метр, длина ствола около 5 метров, а масса ядра приблизительно равна 2 тоннам Пушки различных калибров можно увидеть, например, в музее Суворова или в Петропавловской крепости. Третья задача связана с калибрами пушек.
3. Пусть разность калибров двух пушек равна 11 см. 2/5 большего калибра и 0.6 меньщего в сумме составляют 23 см. Найти калибр меньшей пушки.
Для решения задачи вызывается ученик и подробно записываем решение на доске. После обсуждения ученики приходят к выводу, что задачу можно решить уравнением. (Ответ: 25 см)
4. Задача. Для поражения трех целей было приготовлено несколько снарядов. На поражение первой цели израсходовано 1/3 всех снарядов, второй цели – 1/3 остатка, третьей цели – 1/3 оставшегося остатка. После выполнения боевого задания осталось 8 снарядов.
Сколько снарядов было приготовлено для поражения трех целей?
Для решения этой задачи полезно повторить, как найти часть от числа и число по его части. После того, как ученики поймут ход решения, записываем его на доске и в тетрадях.
(Ответ: 27 снарядов.)
В конце урока учитель подводит итоги урока и выставляет отметки наиболее активным ученикам. В качестве домашнего задания можно предложить самостоятельно составить “цепочку”.
Урок-смотр знаний
КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Цель урока: обобщение и закрепление знаний учащихся
Оборудование урока.
Кодоскоп, кодопозитивы, карточки, билеты.
Ход урока.1. Повторение теоретического материала.
Билеты по теме “Квадратные уравнения” ребятам выдаются заранее, а на уроке каждый отвечающий вытягивает билет как на экзамене (всего 6-8 учеников по выбору учителя). Они готовятся к ответу у доски по билетам, а остальные решают уравнения на месте, проверка-фронтально.
- .
- .
- .
- .
- .
Содержание предлагаемых билетов.
Билет 1.
- Какие уравнения называются квадратными?
- Решить уравнение:
. Билет 2.
- Что значит-решить уравнение?
- Решить уравнение:
. Билет 3.
- Что называется корнем уравнения?
- Решить уравнение:
. Билет 4.
- Записать все виды неполных квадратных уравнений.
- Решить уравнение:
. Билет 5.
- Сколько решений может иметь кадратное ?
- Решить уравнения: a) ; b) .
Билет 6.
- Написать формулу корней квадратного уравнения для .
- Решить уравнение:
. Билет 7.
- Решение квадратного уравнения вида: .
- Решить уравнение: .
Билет 8.
- Сформулировать теорему Виета.
- Решить уравнение
Класс внимательно выслушивает ответы на билеты, участвует в обсуждении поставленных вопросов.
Далее предлагается две задачи. На уроке нужно составить краткое условие задачи и уравнение, а дома решить их.
Задача 1.
Турист прошел 3 км по шоссе и 6 км по проселочной дороге, затратив на весь путь 2 часа. С какой скоростью он шел по проселочной дороге, если по шоссе он шел со скоростью, на 2км превышающей скорость движения по проселочной дороге?
Краткое условие:
– скорость по дороге,
– скорость по шоссе,
– время по дороге,
– время по шоссе.
Уравнение.
.
Ответ: 4 км/час
Задача 2.
Два комбайна, работая совместно, могут выполнить задание за 6 часов. Первый комбайн, работая один, может выполнить это задание на 5 часов скорее, чем второй комбайн. За какое время может выполнить задание второй комбайн, работая один?
Краткое условие:
Объем всей работы примем за 1.
– время работы 2-го комбайна,
– время работы 1-го комбайна,
– скорость работы 1-го комбайна,
– скорость работы 2-го комбайна.
Уравнение.
.
Ответ: 15 часов.
Далее предлагается самостоятельная работа, состоящая из 4-х заданий в двух вариантах.
1-е задание.
Найти значение выражения:
1-й вариант: при .
2-й вариант: при .
2-е задание.
Решить уравнение:
1-й вариант: .
2-й вариант: .
3-е задание.
При каких значениях k уравнение имеет один корень?
1-й вариант: .
2-й вариант: .
4-е задание.
1-й вариант: Уравнение имеет один корень, равный 8. Найти другой корень и .
2-й вариант: Уравнение имеет один корень, равный 5. Найти другой корень и .
Затем результаты проверяются и обсуждается решение задач. Ответы целесообразно показать через кодоскоп. Таким же образом проверяются и результаты игры “Кто быстрее”, которая проводится в конце урока.
Игра “Кто быстрее”.
Каждая колонка получает карточку с заданием. Карточки с заданиями каждому ученику (два варианта) приведены в таблице. Первый ученик должен выполнить первое задание, заполнить соответствующую пустую клетку, отмеченную знаком “+”, и передать карточку сидящему за ним. Выигрывает та колонка, которая быстро и верно выполнит задание.
№ задания | Уравнение |
Разложение квадратного трехчлена на множители |
||||||||
1-й вариант |
||||||||||
1 |
4 |
-3 |
+ |
|||||||
2 |
1 |
-3 |
-10 |
+ |
||||||
3 |
+ |
5 |
6 |
|||||||
4 |
+ |
1 |
-3 |
-4 |
||||||
5 |
1 |
1 |
-2 |
+ |
+ |
|||||
6 |
+ |
+ |
||||||||
2-й вариант |
||||||||||
1 |
-1 |
-5 |
+ |
|||||||
2 |
1 |
2 |
-3 |
+ |
||||||
3 |
+ |
-1 |
-6 |
|||||||
4 |
+ |
1 |
-6 |
-7 |
||||||
5 |
1 |
6 |
-40 |
+ |
+ |
|||||
6 |
+ |
+ |
В конце урока учитель подводит итоги урока и выставляет отметки.