Цели урока:
образовательные: обобщение и систематизация основных знаний и умений по теме, формирование умения решать квадратные уравнения;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, общеучебных умений, умения обобщать;
воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, взаимоуважения и математической культуры.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Нам предстоит поработать над очень важной темой: “Решение квадратных уравнений”. Вы уже достаточно знаете и умеете по этой теме, поэтому наша с вами задача: обобщить и сложить в систему все те знания и умения, которыми вы владеете.
Чтобы у нас царила атмосфера доброжелательности, предлагаю начать урок с таких слов:
В класс вошел – не хмурь лица,
Будь разумным до конца.
Ты не зритель и не гость –
Ты программы нашей гвоздь.
Не ломайся, не смущайся,
Всем законам подчиняйся.
А законы у нас сегодня будут такие: каждый из вас имеет возможность получить оценку за урок по результатам работы на различных его этапах. Для этого у вас на партах лежат карты результативности, в которые вы будете фиксировать свои успех в баллах. И еще один не обсуждаемый закон: для ответа на поставленный вопрос вы поднимаете руку и ни в коем случае не перебиваете друг друга. Желаю всем удачи.
Карта результативности.
Ф.И. | Разминка |
Тест |
Вопросы теории |
Решение уравнений |
Сам. работа |
ИТОГО |
Количество баллов |
Приступим к работе. Для того чтобы включиться в работу и сконцентрироваться предлагаю вам небольшую устную разминку. Но вопросы будут не только по теме урока, проверяем ваше внимание, и умение переключаться. За каждый правильный ответ в колонку “Разминка” вы по моему указанию ставите 1 балл.
1. Какое название имеет уравнение второй степени?
2. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
3. Когда начался XXI век?
4. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0?
5. Равенство с переменной?
6. Соперник нолика?
7. Очень плохая оценка знаний?
8. Что значит решить уравнение?
9. Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины?
10. Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент - 1?
11. Сколько раз в году встает солнце?
12. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0?
13. Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения?
Попрошу открыть тетради, записать число и тему сегодняшнего урока.
“Решение квадратных уравнений”.
Уравнения с давних времен волновали умы человечества. По этому поводу у английского поэта средних веков Чосера есть прекрасные строки, предлагаю сделать их эпиграфом нашего урока:
Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем.
Квадратные уравнения тоже не исключение. Они очень важны и для математики, и для других наук. На ближайших уроках математики вам предстоит решать текстовые задачи и вот тут-то необходимо уметь быстро и умело справляться с решением квадратных уравнений.
Раз уж мы говорим об уравнениях, давайте вспомним – что это такое?
- Равенство, содержащее неизвестное.
Является ли уравнением выражение (х + 1)(х – 4) = 0?
- Да
Запишите его в тетрадях. Каким наиболее рациональным способом мы можем его решить?
- Приравнивая каждый множитель к нулю. Произведение равно нулю, когда один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
Хорошо.
Решите, пожалуйста, это уравнение.
- х = -1 и х = 4.
А можно ли его решить другим способом?
- Да, его можно привести к квадратному.
Напомните, какие уравнения называются квадратными?
- Уравнения вида ах2 + вх + с = 0.
Приведите наше уравнение к такому виду.
х2 – 3х – 4 = 0
Назовите его коэффициенты. А что еще вы можете сказать об этом уравнении?
- Оно полное и приведенное.
А какие еще виды квадратных уравнений вам известны?
Отвечают
Хорошо.
Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. Вашему вниманию предлагается тест, в котором записаны, пять уравнений. Напротив каждой колонки вы ставите плюс, если оно принадлежит к данному виду.
Тест “Виды квадратных уравнений”
Ф.И. | полное |
неполное |
приве- денное |
неприве- денное |
биквад- ратное |
Общий балл |
1. х4 + 5х2 +3 = 0 | ||||||
2. 6х2 + 9 = 0 | ||||||
3. х2 – 3х = 0 | ||||||
4. –х2 + 2х +4 = 0 | ||||||
5. 3х + 6х2 + 7 =0 |
Критерий оценивания:
Нет ошибок – 5 б.
1 – 2 ош. – 4б.
3 - 4 ош. - 3б.
5 - 6 ош. – 2б.
Более 6 ош. – 0 б.
Ребята выполняют работу, а затем меняются листочками и по ключу проверяют ответы, оценивая работу товарища. Результат записывается в колонку “Оценочный балл”, а затем в “Карту результативности”.
Ключ к тесту:
1. |
+ |
+ |
+ |
||
2. |
+ |
+ |
|||
3. |
+ |
+ |
|||
4. |
+ |
+ |
|||
5. |
+ |
+ |
Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались. Кстати, а вы знаете, когда появились первые квадратные уравнения?
Очень давно. Их решали в Вавилоне около 2000 лет до нашей эры, а Европа три года назад отпраздновала 800летие квадратных уравнений, потому что именно в 1202 году итальянский ученый Леонард Фибоначчи изложил формулы квадратного уравнения. И лишь в 17 веке, благодаря Ньютону, Декарту и другим ученым эти формулы приняли современный вид.
А с каким еще понятием мы постоянно сталкиваемся при решении квадратных уравнений?
- С дискриминантом
А вот понятие Д придумал английский ученый Сильвестр, он называл себя даже “математическим Адамом” за множество придуманных терминов. А зачем он нам нужен?
- Он определяет число корней квадратного уравнения.
И как количество корней зависит от Д?
Дети перечисляют случаи.
Итак, давайте еще раз проговорим алгоритм решения полного квадратного уравнения.
Проговаривают.
Ну что ж, приступим к практической части нашего урока.
Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать.
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.
Перед вами список различных уравнений. Посмотрите внимательно на уравнения 1-3 и скажите: являются ли эти уравнения квадратными?
Да. Потому что наивысшая степень 2.
А что нас смущает во внешнем виде этих уравнений?
Они записаны не в стандартном виде.
Итак, преобразуйте данные уравнения к стандартному виду.
1. х + 5х2 = 6 | 5х2 + х - 6 = 0 |
2. 4х – 5 + x2 = 0 | х2 + 4х - 5 = 0 |
3. (2 - 5х)2 = 9 | 25х2 – 20х – 5 = 0 |
А каким методом решаются следующие два уравнения?
Метод введения новой переменной.
Вспомним, как решаются такие уравнения, поработаем вместе у доски.
4. х4 + 7х2 – 8 = 0 | х =-1; х = 1 |
5. (1 – y2)2 + 7(1 – y2) + 12 = 0 |
х = ; х = |
Хорошо. Вместе мы поработали. Теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно. Вам предлагается трехуровневая работа. Если вы еще не уверены в своих силах и желаете закрепить решение уравнение, то выбираете уровень А (1 балл за задание). Если считаете, что материал усвоен хорошо – В (2 балла за задание). Ну, а если желаете испробовать свои силы на более сложных заданиях – уровень С (3 балла за задание) для вас. В процессе решения я проверяю ваши работы и проставляю заработанные баллы.
Вариант 1.
Уровень А
№1. Для каждого уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 3х2 + 6х – 6 = 0, б) х2 - 4х + 4 = 0
№2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 - 7х + 2 = 0, D = b2 - 4ac = (-7)2 – 4· 5 · 2 = …;
№3. Закончите решение уравнения 3х2 - 5х – 2 = 0.
D = b2 - 4ac = (-5)2- 4· 3·(-2) = 49; х1 = … х2=…
Уровень В Решите уравнение: а) 6х2 – 4х + 32 = 0; б) х2 + 5х - 6 = 0.
Уровень С
Решите уравнение: а) -5х2 – 4х + 28 = 0; б) 2х2–8х–2=0. x1=2+, x2=2–
Доп. задание. При каком значении а уравнение х2 - 2ах + 3 = 0 имеет один корень?
Вариант 2.
Уровень А
№1. Для каждого уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 4х2 - 8х + 6 = 0, б) х2 + 2х - 4 = 0
№2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 + 8х - 4 = 0, D = b2 - 4ac = 82 – 4· 5 · (- 4) = …;
№3. Закончите решение уравнения х2 - 6х + 5 = 0.
D = b2 - 4ac = (-6 )2 - 4· 1·5 = 16; х1 = … х2=…
Уровень В Решите уравнение: а) 3х2 – 2х + 16 = 0; б) 3х2 - 5х + 2 = 0.
Уровень С
Решите уравнение: а) 5х2 + 4х - 28 = 0; б) х2 – 6х + 7 = 0; x1=3+, x2=3–.
Доп.задание. При каком значении а уравнение х2 + 3ах + а = 0 имеет один корень.
Итак, мы проделали большую работу. Повторили всю теорию, касающуюся полных квадратных уравнений. Прорешали различные их виды как вместе, так и вы сами. Вы старательно зарабатывали баллы, настало время подвести итог.
Подсчитайте сумму баллов заработанных в течение урока.
Критерии оценивания:
15 – 20 баллов – “5”.
9 – 14 баллов – “4”.
5 - 8 баллов – “3”.
Выставляются оценки.
Да, кстати, у меня для вас есть еще один сюрприз, который я спрятала в классе. Для того, чтобы узнать, где он находится надо решить следующее задание:
В уравнении х2 – рх + 3 = 0 один из корней равен 9. Если вы найдете число р, то узнаете номер парты, а второй корень укажет ряд, на котором находится парта с сюрпризом.
Сюрпризом будет конвертик со следующей надписью:
Спасибо за урок!!! Вы замечательно поработали!