Цель:
Воспитательная:
- Содействовать формированию коллективизма, аккуратности.
- Сформировать познавательный интерес студентов к изучаемому предмету.
Обучающая:
- Обобщить знания, полученные по изученному разделу.
- Вторичное осмысление ранее изученного материала. “Электрические цепи постоянного тока” через фронтальный опрос.
- Выявить степень осознанности и глубины понимания изученного материала через решение практических задач.
Развивающая:
- Воспитать самостоятельность у студентов при работе с дидактическим материалом, при выборе ответов на поставленные вопросы.
- Воспитать уверенность в собственных высказываниях, суждениях при достижении цели.
Материально-дидактическое оснащение урока:
- компьютер с прикладным программным обеспечением.
- Контрольно-раздаточный материал: задачи, информационные листы.
- Калькуляторы.
Тип урока: Урок контроля, оценки знаний.
Межпредметные связи: Физика, электронная техника, электротехнические материалы, математика, информатика.
Время занятия (Т): 80 мин.
Число студентов (М): 36.
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Сообщение темы и цели урока. Мотивация. 3 мин, ПД (Познавательная Деятельность)
Тема нашего занятия “Расчет цепей постоянного тока”. Цепи постоянного тока – это первый раздел курса “Электротехника”, поэтому в нем много понятий и определений, которые важно помнить. Решение задач требует знания основных законов постоянного тока, производных формул этих законов и умения их применять для расчета электрических цепей. Поэтому сегодня мы:
- Обобщим знания, полученные по изученному разделу.
- Проведем осмысление изученного материала “Электрические цепи постоянного тока” через фронтальный опрос.
- И постараемся оценить степень осознанности и глубины понимания изученного материала через решение практических задач.
Нам требуется выбрать два эксперта, которые помогут преподавателю фиксировать правильные ответы.
3. Актуализация опорных знаний по теме: “Электрическое поле. Электрическая цепь”. 8 мин, ПД
Проводится фронтальный опрос, требующий быстроты ответов на знание определений и законов для актуализации и закреплении знаний по изученным темам. Участвует 18 из 36 студентов. Вторая половина отвечает на другом этапе урока.
- Какими свойствами обладает электрическая энергия?
- Что такое электрическое поле?
- Что такое напряженность электрического поля?
- Как взаимодействуют между собой разноименные заряды?
- Как взаимодействуют между собой одноименные заряды?
- Какое электрическое поле является однородным?
- Сформулировать закон Кулона.
- Что такое потенциал? единица измерения.
- Что такое напряжение? единица измерения.
- Что такое электропроводность?
- Какие вещества бывают по степени электропроводности?
- Из каких элементов состоит электрическая цепь?
- На какие участки делится электрическая цепь?
- Определение электрического тока.
- Сформулировать закон Ома для участка цепи.
- От чего зависит сопротивление проводника?
- Что такое проводимость? Единица измерения.
- Сформулировать закон Ома для полной цепи.
- Что такое ЭДС источника?
- Что такое электрическая мощность?
4. Буквенный диктант. 10 мин, ПД a
2Студентам предлагается ответить про себя на вопрос, а записать лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв, нужно составить слово.
С– |
(стабилитрон) |
Полупроводниковый прибор. Работает в режиме пробоя. |
Т – |
(туннельный) |
Диод, применяемый для усиления электрических сигналов. |
А - |
(амперметр) |
Прибор для измерения тока в цепи. |
Б - |
(барьер) |
Преграда для основных носителей заряда в p-n переходе (сущ). |
И – |
(инерция) |
Физическая величина, показывающая, какую работу может совершить тело. |
Л – |
(Ленц) |
Ученый, который открыл закон теплового действия тока (4 буквы). |
И – |
(индукция) |
Разделение зарядов в проводнике под действием внешнего поля (сущ.) |
Т – |
(температура) |
Параметр, при изменении которого изменяется сопротивление проводника (11 букв). |
Р – |
(резистор) |
Изделие, предназначенное для выполнения роли сопротивления электрическому току. |
О – |
(однородная) |
Электрическая поле, напряженность в каждой точке которого одинакова по величине и направлению. |
Н – |
(напряжение) |
Разность потенциалов. |
5. Работа над ошибками 15 мин, ПД .
Предлагается информационный лист с текстом, в котором допущены ошибки как технические, так и орфографические. Провести работу над ошибками (ошибок 10).
Работа над ошибками
Простейшая электрическая цепь состоит из трех основных элементов: источника электрической энергии, приемника электрической энергии, соединительных проводов. Кроме основных элементов в электрические цепи входят различные вспомогательные элементы для управления (рубильники, переключатели, контакторы и др.), защиты (плавкие предохранители, реле и т. д.), регулирования (реостаты, стабилизаторы тока и напряжения, трансформаторы), контроля (амперметры, вольтметры и т. д.).
Источники электрической энергии
Источник электрической энергии — это преобразователь какого-либо вида неэлектрической энергии в механическую. В настоящее время основным видом такого преобразователя является электромеханический двигатель — преобразователь механической энергии в электрическую. На тепловых электростанциях работают турбогенераторы — электрические машины, приводимые в движение тепловыми (паровыми, газовыми) турбинами, а на гидроэлектростанциях установлены гидрогенераторы—электрические машины с приводом от гидравлических турбин. Турбогенераторы и гидрогенераторы электростанций — это машины постоянного тока.
Источниками электрической энергии служат электрические трансформаторы и выпрямители. Эти устройства не вырабатывают электрическую энергию, а получают ее от тех же генераторов переменного тока, изменяют ее характеристики: трансформаторы изменяют величину напряжения, а выпрямители преобразуют постоянное напряжение в переменное. Трансформаторы и выпрямители, с одной стороны, являются приемниками электрической энергии, а с другой — источниками.
Приемники электрической энергии
Наиболее многочисленными и разнообразными элементами электрических цепей являются приемники электрической энергии. Они преобразуют электрическую энергию в другие виды энергии:
- механическую (электродвигатели переменного и постоянного тока, тяговые электромагниты);
- тепловую (электрические промышленные печи, бытовые нагревательные приборы, сварочные аппараты),
- световую (лампы электрического освещения, прожекторы, фотоэлектрические приборы),
- химическую (аккумуляторы в процессе разрядки, электролитические ванны и др.).
Для передачи и распределения электрической энергии служат провода и кабели, с помощью которых соединяются в электрические цепи источники, приемники электрической энергии и промежуточные устройства.
В соединительных проводах и кабелях при наличии в них электрического тока выделяется теплота, поэтому в расчете они выступают как приемники электрической энергии.
6. Фронтальный опрос “Режимы работы электрической цепи”, “Соединения резисторов”. 8 мин, ПД
.Проводится фронтальный опрос, требующий быстроты ответов на знание определений и законов для актуализации и закреплении знаний по изученным темам. Участвуют следующие 18 из 36 студентов.
- Сформулировать Закон Джоуля-Ленца.
- Перечислить режимы работы электрической цепи.
- Какие параметры характеризуют работу электрической цепи?
- Что называют ветвью электрической цепи?
- Что называют узлом электрической цепи?
- Что называют контуром электрической цепи?
- Что называют последовательным соединением приемников электрической цепи?
- Как определяют общее сопротивление в неразветвленной цепи при последовательном соединении?
- Как определяют общее напряжение в неразветвленной цепи последовательном соединении?
- Что называют параллельным соединение приемников электрической цепи?
- Как определяют общее сопротивление в неразветвленной цепи при параллельном соединении?
- Как определяют общий ток в разветвленной цепи при параллельном соединении?
- Дайте определение первого закона Кирхгофа.
- Дайте определение второго закона Кирхгофа.
- Сформулировать закон Ома для участка цепи.
- Что такое потенциальная диаграмма?
- Какие величины откладывают по оси Х, а какие по оси Y?
- Как определяют знак ЭДС источника в неразветвленной цепи?
- Как определяют I в неразветвленной цепи с несколькими источниками?
7. Практическое задание “Метод свертывания электрической цепи”. 20 мин, ПД .
Студентам даются задания на тему “Метод свертывания электрической цепи”.
На этом же этапе Экспертам заранее предлагается задание, где нужно ответить на вопрос и записать несколько формул в Word, вставить их в заранее подготовленную презентацию.
Вариант 1 Для цепи, представленной ниже, U3=25В, Р3= 12,5 Вт; R1=40 Ом; R2=60 Ом. Определить R3, ток в цепи и напряжение на ее участках и на зажимах цепи. |
Вариант 2 Для цепи, представленной ниже, R1=12 Ом, I1=2 А, R1: R2: R3=1:2:3. Определить напряжение на зажимах цени U, сопротивления R1, R2, RОБЩ, токи I2, I3 и общий ток I. |
Вариант 3 Для цепи, представленной ниже, U=240 В, R1=7 Ом; R2=24 Ом, R3=40 Ом. Определить токи на всех участках цепи. |
Вариант 4 Для цепи, представленной ниже, U1=20 В, R1=40 Ом; R2=50 Ом, R3=30 Ом, R4=20 Ом. Определить ток в цепи и напряжение на ее участках и на зажимах цепи. |
Вариант 5 Для цепи, представленной ниже, общий ток I=10 А, R3=20 Ом, R1: R2: R3=2:5:10. Определить сопротивления участков R1 и R2, общее сопротивление RОБЩ, а также напряжение на зажимах цени U, и токи I1, I2, I3. |
Вариант 6 Для цепи, представленной ниже, R3=4 Ом, I3=10 А, R1=2 Ом; R2=5 Ом, R4=3 Ом. Определить токи на всех участках цепи и напряжение на зажимах цепи. |
Вариант 7 Для цепи, представленной ниже, общий ток I=5А, I1= 2 А, R3=20 Ом, R2: R3=1:2. Определить токи I2 и I3, а также общий ток I, сопротивления участков R1 и R2, общее сопротивление RОБЩ, а также напряжение на зажимах цени U. |
Вариант 8 Для цепи, представленной ниже, U=120 В, R1=7, 5 Ом; R2=20 Ом, R3=50 Ом, R4=100 Ом. Определить токи на всех участках цепи. |
Вопросы для экспертов
- Написать формулу напряженности.
- Написать формулу потенциала.
- Написать формулу закона Ома для участка цепи.
- Написать формулу закона Ома для полной цепи.
- Написать формулу зависимости сопротивления от геометрических размеров и материала проводника.
Ответы:
.
8. Задание со сменой установки. 10 мин, ПД
.Эксперты говорят, какие формулы они записали, группа студентов тем самым проверяет и свои знания. Затем студентам предлагается их запомнить в том же порядке. Задание убирается, и учащиеся отвечают на вопросы преподавателя письменно.
- Сколько всего формул?
- На каком месте стоит формула закона Ома для участка цепи?
- На каком месте стоит формула закона Ома для полной цепи?
- Что стоит в знаменателе последней формулы?
- Формула, для определения какой величины стоит на втором месте?
- На каком месте стоит формула для определения сопротивления?
- Сколько раз в формулах повторилась величина сопротивления?
- Назовите первую формулу.
9. Подведение итога урока Анализ урока, сообщение оценок. 2 мин, ПД
.Сообщается одна оценка каждого студента, отмечается наиболее качественные письменные работы малых групп.
10. Выдача домашнего задания. 3 мин, ПД
.В цепи со смешанным соединением сопротивлений I1= 5A, R1=19 Ом, R2=70 Ом, R3=30 Ом, R4=60 Ом, R5=20 Ом, R6=5 Ом, R0=1 Ом.
Вычислить токи, напряжения и мощность каждого участка цепи и всей цепи, определить ЭДС Е цепи. Составить баланс мощностей.