Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательно-развивающие:
- Изучить давление газа, раскрыть его природу.
- Формировать умения применять положения МКТ для объяснения давления газа в различных ситуациях.
- Формировать умения выражать мысли вслух, развивать внимание и любознательность путем демонстрации опытов
Воспитательные:
- Развивать коммуникативные навыки
- Показать значение познания мира через мышление (логическая ступень).
Структура урока
I. Повторение и обобщение ранее пройденного материала. Постановка учебной проблемы
II. Изучение нового материала: понятие о давлении газа, зависимость давления газа от объема и температуры; применение сжатого воздуха.
III. Выводы. Домашнее задание
IV. Закрепление изученного материала.
Ход урока
I. Учитель: Здравствуйте! Садитесь, приготовьтесь к уроку
- К доске выходит ученик и выполняет задачу, заданную на дом
- Три ученика получают карточки с заданиями по теме “Давление твердых тел”
- С остальными учащимися проводится беседа-опрос:
- Что такое сила давления?
- Что такое давление? Чем отличаются сила давления и давление?
- В каких единицах измеряется давление?
- Запишите формулу на доске по которой можно найти давление. Как изменится давление если площадь опоры увеличить, уменьшить?
- Почему острая кнопка входит в дерево легче, чем тупая?
- Зачем охотник зимой надевает широкие лыжи?
- Если человек провалился под лед, как его надо спасать?
Учитель: Ребята, давайте проверим домашнее задание. А какие у вас получились результаты? В домашнее задание так же входило составление ребусов и рисунки по теме давление - посмотрите на них во время перемены. А у меня есть ребусы на плакате - попробуете разгадать их <Приложение 1>
- Собрать работы учеников по карточкам.
- Аргументировано оценить ответы учащихся.
Учитель: Цель нашего урока - изучить давление газа, объяснить давление газа в различных ситуациях с помощью положений МКТ. Итак, вспомним:
- Что представляют собой газы?
- Как ведут себя молекулы газов?
- Как они движутся?
- Каковы расстояния между молекулами в газах?
Выводы: молекулы газа движутся непрерывно и беспорядочно. Они непрерывно сталкиваются между собой, ударяются о стенки сосудов, в которых находятся. Так о каждый квадратный сантиметр поверхности стола, тетради, учебника за 1с ударяется порядка 1023 молекул. Конечно, удар одной молекулы слаб, но действие 1023 частиц значительно. Таким образом в газах давление создается ударами беспорядочно движущихся молекул.
- Если в газ поместить тело, то и оно будет испытывать действие этих ударов. Таким образом, газ оказывает давление на любое тело. Рассмотрим следующий опыт:
Опыт 1. Демонстрируется опыт с колоколом воздушного насоса, описанный в §35 стр. 83 (учебник “Физика 7класс” авт. Перышкин А.В.)
- Вопросы для обсуждения:
- Как это можно объяснить?
- Почему форма оболочки шарика шарообразная, а не кубическая или какая-нибудь другая?
Вывод- газ оказывает по всем направлениям одинаковое давление.
- Учитель: Как вы думаете, от чего зависит давление газа? От массы, объема, температуры. Выясним, каким образом зависит давление газа от массы при неизменяющихся объеме и температуре
- На доске изображаем и заполняем таблицу
m | V | t | p | |
1) | Постоянный Постоянный |
Постоянная Постоянная |
- Зависимость давления газа от его объема при неизменных массе и температуре устанавливаем опытным путем
Опыт 2. Демонстрируется опыт со стеклянным цилиндром с поршнем и резиновой пленкой, описанный в §35 стр.84 (учебник “Физика 7класс” авт. Перышкин А.В)
Обсуждаем, обосновываем с помощью знаний МКТ и результаты заносим в таблицу
m V t p 2) Постоянная Постоянная
Постоянная Постоянная
- Зависимость давления газа от температуры при неизменных объеме и массе газа также устанавливаем опытным путем:
Опыт 3. Колба закрыта резиновой пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка со столбиком люминесцентной жидкости. При нагревании колбы руками столбик жидкости движется вверх, при охлаждении - вниз.
Обсуждаем, обосновываем с помощью знаний МКТ и результаты заносим в таблицу
m | V | t | p | |
3) | Постоянная Постоянная |
Постоянный Постоянный |
- Учитель: Достигли ли мы цели урока? Ребята, мы узнали каким образом газ оказывает давление, объяснили с точки зрения МКТ от чего зависит давление газа в различных ситуациях. Теперь настала очередь выяснить, а как человек применяет свои знания о давлении газа. Но сначала отгадайте загадки:
Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Чего в комнате не видишь? (Воздух)
Учитель: Ребята, нас окружает воздух. Воздух это газ. Этот газ в одних случаях выступает героем, в других - озорником и вредителем. Что говорят о воздухе люди разных профессий? (Сообщения можно заранее подготовить с детьми)
- Летчики говорят: воздух – это то, что дает опору нашим крыльям. Без воздуха не могли бы летать самолеты.
- Астрономы говорят: воздух - это то, что мешает нам наблюдать звезды. Он мутный, он движется, звезды из-за этого мерцают и расплываются.
- Врачи говорят: воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха жить нельзя!
- Космонавты говорят: воздух затрудняет посадку ракеты. Очень уж она раскаляется от трения о воздух.
- А инженеры говорят: воздух- это прекрасный работник. Правда, он свободен, летуч, его не ухватишь. Но ведь это воздух, так сказать дикий, не пристроенный к делу. А вот если его собрать, запереть в подходящей посуде да хорошенько сжать, он многое может сделать, т.к. давление такого воздуха будет очень большим.
Учитель: На применении сжатого воздуха основано действие различных пневматических устройств (пневматикос – от лат. “ воздушный”):
- Те, кто стрелял в тире, пользовались пневматическим ружьем. В нем воздух, собранный и сжатый в цилиндре, с силой выбрасывает пулю.
- В шинах велосипеда, мотоцикла и автомобиля сжатый воздух смягчает все толчки и удары на неровностях пути.
- Сжатый воздух открывает и закрывает двери в автобусах, в троллейбусах и поездах.
- В пневматических тормозах сжатый воздух прижимает к колесам специальные колодки. Каждый, кто ездил в троллейбусе, слышал, как под полом вагона время от времени что-то начинает биться и тарахтеть. Это работает насос, запасающий воздух для пневматических тормозов.
Учитель: Некоторые пневматические устройства можно увидеть на следующих кадрах диафильма. (Демонстрация и комментарии кадров из диафильма “Давление в природе и технике”)
Домашнее задание: §35
В качестве закрепления и проверки усвоения нового материала можно предложить учащимся (в зависимости от количества оставшегося времени) решение качественных задач или тесты.
Задачи:
1. Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым?
2. Почему при проколе камеры велосипедного колеса давление воздуха в ней уменьшается?
Массы одного и того же газа находящегося в разных закрытых сосудах при одинаковой температуре, одинаковы. В каком сосуде давление газа наибольшее, наименьшее? Ответ обоснуйте.
Тесты предлагаются в двух вариантах <Приложение 2>