Тема: “ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!”
Цели урока:
расширить представление детей о необходимости охраны природы: животных, растений; о взаимосвязях в природе;
вести разговор о правилах поведения в лесу;
воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным, растениям;
развивать речь, любознательность, логическое мышление, прививать эстетический вкус, усовершенствование умений компоновать рисунок и работать с акварельными красками;
учить делать выводы и обобщение.
Оборудование: иллюстрации животных, тетради по окружающему миру, конверт с Жалобной книгой, карточки, макет Красной книги, альбом, краски, кисточки.
Ход урока
:Окружающий мир.
(Беседу проводит учитель окружающего мира).
I. Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня на уроке мы будем говорить об окружающей нас природе:
- о жизни растений, животных;
- о пользе, которую они приносят человеку;
- о необходимости охранять и беречь их потому что, природа в опасности. И повинен в этом человек.
Из-за хозяйственной деятельности человека страдает природа: загрязняется атмосфера, уничтожаются леса, загрязняются водоемы, погибают звери.
А туристы (люди, которые едут отдыхать на природу) ломают ветки деревьев, срывают цветы, оставляют мусор, иногда пускают пожары. Поэтому мы с вами будем говорить на уроке о правилах поведения в лесу. А также мы с вами будем решать задания, связанные с природой, будем создавать свою собственную Красную книгу.
Тема нашего урока называется “Природа в опасности!”. Он будет необычный – интегрированный урок по окружающему миру, математике и ИЗО. Напишем название нашего урока в тетрадях. (Запись в тетрадях).
Пройденный материал. Обобщение знаний.
– Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое прочитает Григорьева Туяра.
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки!
- Наша природа удивительно красива, добра к человеку и много дарит нам радости, здоровья.
- Как вы понимаете смысл изречения: “Судьба природы – наша судьба”?
- Все в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. Возьмем человека – человек мы обозначим буквой – значком Ч, звери – З, растение – Р.
(Схема на доске)
Открыли тетради, сделали схему под названием “Взаимосвязь в природе”.
- Почему говорят, что в природе существует “равновесие”?
- А почему мы говорим, что природа в опасности?
II. Бандероль “Жалобная книга”.
(Стук в дверь. Входит “почтальон” со срочной бандеролью. Просит расписаться в извещении).
- Кто стучится в двери к нам, прямо во время урока? Что за срочность?
- Интересно, что за заказная бандероль? И даже на наше имя? Откроем. Что это такое? Жалобная книга. Интересно. Кто же на нас жалуется?
(Читаем жалобы).
Жалоба от Леса.
- Как же нам помочь лесу?
- Почему с каждым годом на Земле остается все меньше лесов? Что же делать? (высаживать новые леса вместо вырубленных, следить за кострами, чтобы меньше горел лес).
- А какие правила нужно соблюдать, находясь в лесу?
Жалобы от деревьев, растений.
- А как помочь черемухе? Березе?
Жалобы от соболя.
- Как помочь соболям?
- А как вы думаете, для чего убивают соболей?
- Да, мех соболя считается очень ценным. Соболя идут у нас на пошив верхних головных уборов, для отделки верхней одежды. Соболь идет на экспорт за границу, т.е. продают ее. Недаром, говорят, что это “мягкое золото” России. Поэтому всё-таки необходимо охотникам добывать пушнину. А для того чтобы соболей в природе не уменьшалось, в нашей стране России издан специальный Закон: “Охота на соболей разрешена только в зимний период (с ноября по февраль)”. Весной охотится на соболей, запрещается.
- Как вы думаете почему? (именно весной у всех диких животных появляется потомство).
- Кроме того, в специальных зверофермах разводят соболей. А потом их отпускают на волю, на природу, в лес.
Жалобы от волков.
- Волк – это очень сильный, выносливый, сообразительный хищник. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё. Зимой волки собираются в стаи. В стае может быть 6-10 волков. Выжить волку помогает выносливость. Они могут не есть несколько дней, при этом не теряют выносливость. Нападают они только на больных животных. И тем не менее волков истребляют.
- Как же помочь волкам?
1) по Закону:
Запрещена охота на волков в весеннее время года (вы уже знаете почему).
2) Отстрел волков разрешается только, если их становится много, если это мешает тому, чтобы выросло поголовье лосей, оленей. Ведь в природу должно быть равновесие.
III. Математика.
Задачи, связанные с природой.
(В диалог вступает учитель математики).
- А хотите узнать, сколько кг мяса нужно съесть волку, чтобы насытиться? Давайте решим задачку (показ картины)
Задача № 1.
Чтобы поужинать, волку достаточно 2 кг мяса. Но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько кг мяса может съесть голодный волк?
А сейчас решим задачу про зайца.
Задача № 2.
Мы знаем с вами, что заяц труслив. Но он не столько труслив, сколько осторожен. Что помогает зайцу спасаться от врагов? (белая шубка зимой, способность запутывать следы и быстрые ноги). Во время погони заяц может пробежать 70км/ч. А средняя скорость машины сколько? (60км/ч). Сравните скорость зайца со скоростью машины.
IV. Физкультминутка.
Только в лес мы вошли,
Появились комары. (хлопки вверх, вниз).
Дальше по лесу шагая, мы медведя повстречали
(ходим как медведь, раскачиваясь).
Дальше шли, шли , шли,
И грибочек нашли. (Наклон вперед).
Сели, отдохнули,
Встали и дальше пошли.
Задача №3 о Красной Книге.
Какой сейчас год наступил? (2006) 20 лет тому назад была выпущена Красная книга Якутии. В каком году была опубликована Красная Книга Якутии? (1986г.).
V. ИЗО
(В диалог вступает учитель ИЗО).
1. Беседа.
Учитель: Ребята, а что вы знаете о Красной книге? Что такое Красная Книга?
- Это список разных видов животных и растений, находящихся на грани исчезновения. В этом списке указаны причины такого состояния.
- Как вы думаете, почему Красную Книгу назвали Красной, а не желтой, синей? (Показ макета Красной Книги)
Дети: Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных. Красный цвет – это сигнал опасности, тревоги.
Учитель:
Приложение 1. Внимательно прочитайте, для чего нужна Красная книга?
Дети:
- Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности.
- Красная книга советует, как сохранить эти редкие виды растений, животных.
- Призывает изучать эти виды, предупреждает об их исчезновении.
Учитель: В красной книге есть зеленые листы, которые свидетельствуют о том, что предпринимаемые человеком меры приносят результаты. Растения и животные, внесенные в зеленые страницы, уже спасены, им не угрожает исчезновение.
Учитель: Прочитайте, на какие группы разделены виды животных и растений.
Дети: Исчезающие виды.
Учитель: Это быстро сокращающие виды животных, растений, которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.
Дети: Сокращающиеся виды.
Учитель: Эти виды встречаются в количествах, достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
Дети: Редкие.
Учитель: Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут вскоре исчезнуть.
Дети: Неопределенные виды.
Учитель: Это малоизвестные виды животных, растений, возможно, они находятся под угрозой, но так как недостаточно изучены, то нельзя оценить, к какой группе по данной классификации они относятся.
Дети: Восстанавливающиеся виды.
Учитель: Это виды животных и растений, численность которых стала возрастать в результате принятых человеком мер. В какие страницы они занесены?
Дети: В зеленые.
Учитель: В каком году была опубликована Красная книга Якутии?
Дети: В 1986г.
Учитель: А Красная книга России в 1983году. Под охрану Красной книги РС взято 66 видов животных, 50 птиц, 16 млекопитающих.
Давайте еще раз рассмотрим, что входит в Красную книгу.
Рис. 1. Дети: Растения.
Рис. 2. Дети: Звери.
Рис. 3. Дети: Птицы.
Рис. 4. Дети: Насекомые.
Рис. 5. Дети: Пресмыкающиеся.
Учитель: Правильно. В нее внесены различные виды животных, растений, которым грозит исчезновение.
Давайте теперь мы с вами создадим свою Красную книгу. И назовем её Оранжевой книгой. В ней будут внесены те животные, растения, птицы, которых вы защищаете. Помните, вы писали маленькие заметки в защиту животных, растений.
Теперь каждый из вас придумает одну страницу Оранжевой книги. На этой странице нарисуйте одно животное или растение и напишите, почему вы их защищаете? За что?
2. Практическая часть урока:
(Дети рисуют свою страничку).
3. Выставка работ учащихся.
(Дети высказываются, почему они защищают этих животных и растений).
Учитель: Молодцы! Вы все справились с заданием. После урока мы соберем все страницы и создадим свою Оранжевую книгу.
VI. Закрепление пройденного материала.
(В диалог вступает учитель окружающего мира).
Работа с карточками.
- А теперь для того, чтобы закрепить то о чем мы говорили на уроке – проведем самостоятельную работу по карточкам.
(Практическая часть).
VII. Заключение. Подведение итогов.
В руках человека, а значит в ваших руках красота и богатство родной Земли. Помни об этом!!!
Урок наш подошел к концу. И я хочу попросить Ангелину Донецкову прочесть нам стихотворение, которое является ЗАВЕТОМ нам с вами.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все Вместе,
Мы к ней относится добрей.
VIII. Оценка.
(Оценивание работ учащихся).
IX. Домашнее задание.
К следующему уроку нарисовать рисунок-плакат на тему “Берегите природу!”.