Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


На современном этапе работы школы главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям. Естественно выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности.

На всех этапах развития школы, на первое место выдвигался вопрос поиска эффективных путей, реализации оценочной функции учителя.

Не секрет, что оценка занимает ключевое положение для стимуляции старания школьников в овладении изучаемым предметом и в определении результата проделанной работы. Другое дело, что обыкновенная пятибалльная система не совсем справедлива, так как одну и ту же оценку могут получить дети, значительно отличающиеся друг от друга по своим способностям и стараниям.

Ученик на традиционном уроке выполняет в основном рекомендуемые и контролируемые действия учителем с помощью отметок, сто является внешней мотивацией. После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в детях нелегко. А ведь именно к самостоятельным занятиям, в конечном счете, должны их подводить уроки физической культуры

Поразмыслив над этой проблемой и проанализировав данные из опыта работы других учителей, я пришел к выводу, что выход из этого положения – это переход на рейтинг - систему оценивания учащихся, которая стала элементом авторской программы “Волейбол – как средство физического воспитания”. Считаю ее более демократичной и справедливой.

Цели и задачи рейтинг – системы

Переходя на рейтинг – систему оценивания, я преследовал, следующие задачи:

  1. Единство реализации всех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей;
  2. Воздействовать на внутренние процессы ученика, обогащать их;
  3. Поднять на новый, более высокий уровень процесс обучения;
  4. Обновить содержание работы, а значит повысить познавательный интерес к уроку физкультуры;
  5. На основе всего этого – развитие положительной мотивации к занятиям физической культурой на уроках и дома.

Рейтинговая система в той или иной форме существует уже давно.

Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений, который характеризует каждого ученика. Для составления рейтинга используется язык цифр, что в какой-то мере исключает влияние личности учителя, то есть отметка более объективна.

Ценность такой системы состоит в том, что школьники сами могут спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных очков.

Предлагаемая система оценивания подразумевает отказ от выставления на уроках традиционных оценок “5”, “4”, “3”. “2”, так как есть более тонкая градация. Например, те дети, которые получили оценку “5”, могут сильно различаться по своим способностям. Для некоторых из них оценка “Отлично” - своеобразный потолок, а для других – лишь стартовая площадка к более высоким результатам.

Если сравнить обычную систему оценивания с рейтинговой, то можно проследить определенную закономерность в пользу последней:

 

Обычная система

Рейтинговая система

Оценка выставляется за единичный ответ

Позволяет вести систематический учет знаний и умений

Настраивает учащихся на работу по мере приближения зачета

Требует систематической и последовательной работы

Не исключает принципа “лотереи” на зачете

Оценивает конкретные умения и навыки

Способствует пассивности занимающихся во время подготовки к сдаче зачета

Настраивает на активную деятельность и ответственность учащихся за принимаемые решения по выбору заданий

Настраивает учащихся на потребительское отношение к учебному процессу, только ради получения оценок

Создает свободу выбора вида заданий и продолжительности его выполнения

Приводит к неравномерности нагрузки в течение четверти, создает перегрузку учащихся

Приучает учащихся отвечать за свою подготовку, не накапливать долги к концу года

Система выставления оценок

Данная рейтинг – система не предусматривает выставления текущих оценок на уроках. Оценка выставляется в соответствии с набранными очками за сданные нормативы. Набрав к концу учебного года определенную сумму очков, ученик получает итоговую оценку за год. С целью контроля достижений учащихся выставляются текущие очки за каждую четверть в 4 – 9 классах и за полугодие в 10 – 11 классах.

Схема соответствия оценок и очков по системе рейтинга выглядит так:

“2” - 20 очков

“3” - 30

“4” - 40

“5” - 50 + 25 + 25 – премия

На выполнение каждого норматива дается три попытки. Первую попытку школьник выполняет в 1 четверти. Вторую – в 3 и третью – в конце учебного года.

В зависимости от показанного результата, ученик получает не оценки “2”, “3”, “4”, “5”, а соответствующее этим оценкам количество очков: 20, 30, 40 или 50 с возможной прибавкой. При сдаче норматива на “5” с первой попытки (а их, как было сказано выше, всего три) дают 50 премиальных очков, по 25 за неиспользованную попытку. Если оценка “отлично” получена со второй попытки, то всего начисляют 75 очков (50 очков за выполненный на “5” норматив и 25 премиальных очков неиспользованную третью попытку).

Если с первой попытки ученик сдает норматив, например, на “3”, то получает 30 очков на “карандаш”, так как он может улучшить результат во второй попытке, и если выполняет норматив, допустим, на “4”, то получает уже 40 очков вместо 30. Если со второй попытки норматив сдан на “5”, то в “копилку” идет 75 очков. Если же со второй попытки результат не улучшен, то остается третья попытка, и за показанный в ней результат, соответствующий оценке “5”, премии нет, и ученику начисляется 50 очков.

Чтобы те дети, которые сдали норматив на оценку “5”, не успокаивались и не теряли интерес к урокам, предусмотрена система штрафных очков. Например, если результат, показанный в первой попытке, соответствовал оценке “5”, а во второй попытке он ухудшен, то начисляют 15 штрафных очков, которые вычитаются из 100, но их можно вернуть, если в третьей попытке вновь улучшить результат первой попытки и получить 15 премиальных очков. Таким образом, даже те ученики, которые выполняют нормативы на оценку “5”, должны постоянно тренироваться и улучшать свои результаты.

Есть дети, которые в силу своих особенностей, сколько бы не бились, все-равно, скажем, не возьмут высоту так, что бы получить положительную оценку. Значит, такие дети обречены на двойку? Значит, им никогда не улыбнется счастье преодолеть себя и быть отличником?

А есть дети, которым все нормативы даются легко, и они иногда пытаются пропустить урок.

Учитывая все это, в существующую систему была введена так называемая “копилка”, куда дети могут складывать дополнительные очки, помимо учебных нормативов со знаком + или -.

Копилка

Те ученики, которые добросовестно и постоянно занимаются на уроках, могут в виде поощрения получить дополнительные очки за:

  1. Своевременное и правильное ведение тетради – 50 очков в конце учебного года;
  2. Посещение всех уроков за год – 200 очков;
  3. Работа по учебной карточке во время временного освобождения от уроков – от 5 до 15 очков.
  4. Посещение всех уроков, за исключением тех уроков, которые пропущены по уважительной причине – 100 очков

И, наоборот, за недобросовестное отношение к уроку можно потерять уже имеющиеся баллы:

  1. Пропуск занятия без уважительной причины – 20 очков;
  2. Отсутствие спортивной формы на уроке – 15 очков:
  3. Нет тетради во время зачетного урока – 10 очков
  4. Нарушение техники безопасности на уроке – 10 очков

Таким образом, в конце учебного года из “копилки” достаются все очки со знаком плюс и минус, и прибавляются к общей сумме очков за выполнение учебных нормативов и получается общая сумма, за которую и выставляется годовая оценка.

Алгоритм подсчета очков для выведения оценки за год

Здесь хотелось бы остановиться на сумме очков, набранных учениками, и на том, как эта сумма может изменяться в зависимости от количества нормативов, предлагаемых к сдаче.

Все нормативы предусмотрены авторской программой “Волейбол – как средство физического воспитания”, и количество их постепенно возрастает, начиная с начальных классов и заканчивая выпускными.

Если учесть, что ученик сдает все нормативы на “3” и получает за каждый 30 баллов, то общая сумма в конце учебного года на “3” будет равняться количеству нормативов умноженному на 30. На “4” количеству нормативов, умноженному на 40, на “5”, количеству нормативов умноженному на 50.

Для учащихся, которые легко справляются с нормативами, хороший стимул получить звание “Отличник по физической культуре”, для этого они должны набрать общую сумму –100, умноженное на количество нормативов.

Ценность рейтинговой системы заключается еще и в том, здесь идет совместная работа учителя и ученика, через тетрадь, которую ведут дети и рейтинг-лист, который ведет учитель. В тетради вносят записи по основам знаний, “Школе движений игры в волейбол”, технике безопасности, уровню физического развития.

Тетрадь служит еще и своеобразным связующим звеном с родителями, которые могут следить за успехами своих детей по количеству набранных очков и делать выводы. (После окончания каждой четверти родители проверяют тетрадь и расписываются в ней).

По данной системе я работаю с 1993 - 94 учебного года, т.е. уже 13 лет, и хорошо изучил ее преимущества, как, впрочем, и дети, а это самое главное. В ходе работы по этой системе были введены некоторые изменения и дополнения по сравнению с оригиналом, допустим, введена “копилка”, система штрафных очков за снижение результата.

Подавляющее большинство учеников с интересом обучаются по данной системе оценивания и подтверждают это в ежегодных опросах, что наглядно видно на диаграмме за последние 5 лет.

Дети делают такие выводы потому, что данная система оценивания дает им:

  1. Возможность самому спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных очков;
  2. Возможность сравнения своего результата с результатами учащихся всей школы;
  3. Наметить для себя результаты, ради которых он с готовностью станет заниматься в школе и дома;
  4. Избавление от страха перед выполнением норматива на оценку, ведь в данной системе нет двойки, есть 20 очков в копилку!
  5. Воспитание трудолюбия и самодисциплины;
  6. Стимул к росту физической подготовки;
  7. Право пропустить сдачу любого норматива и добрать необходимое количество очков в другом виде;
  8. Получить звание “Отличник по физической культуре” - 69 учащихся школы имеют такое звание на сегодняшний день.

Анализируя конкретные результаты работы по данной системе, можно сравнить % качества знаний, умений и навыков выпускников средней школы, которые обучались по обыкновенной 5 – балльной системе и по рейтинговой системе. Средний % по 5 – балльной системе за 12 лет, с 1981- 82 года по 93 год составил 62%, а % обучающихся по рейтинговой системе, начиная с 1994 года по 2005 год составил 71 %.

Здесь налицо явный рост % качества, потому, что он напрямую зависит от сознательности и активности детей на уроке, чему и способствует система рейтинга.

С целью выявления отношения учащихся к данной системе оценивания (РСО) мною была проведена анкета с учащимися восьмых классов в 2003 – 04 и в 2004 - 05 учебных годах.

Вопрос: По вашему мнению, для чего введена РСО?

2003-04 год                            2005-06 год 

Ответы учащихся

Кол-во ответивших

%

Кол-во ответивших

%

Чтобы дети лучше учились, не было двоечников

9

27

3

13

Справедливость отметки, лучше (удобнее оценивать)

7

20

6

26

Заинтересованность ученика на уроке

5

15

4

17

Чтобы лучше относились к предмету

2

5

2

8

Самому легко контролировать себя

3

8

3

13

20 очков лучше, чем оценка “2”

8

25

5

23

Вопрос: Что вам нравится РСО?

Ответы учащихся

Количество ответивших

%

Количество ответивших

%

Все

11

32

9

38

Нет страха получить “2”

7

21

4

16

Стали учиться лучше

4

11

4

16

Интересней

6

18

2

8

Справедливость

6

18

5

22

Как видно из диаграмм, интерес к РСО не снижается, а наоборот, повышается.

Часто задаю себе вопрос, а что же дала данная система мне как учителю? И нахожу ответ:

  1. Бесконфликтность общения, комфортность, доброжелательная атмосфера урока;
  2. Появление сознательности, повышение активности учащихся на уроке;
  3. Фиксации каждого маленького шага в продвижении учащихся;
  4. Развитие учащихся не в ущерб здоровью учеников и собственному здоровью;

Но, в то же время, предъявляет и определенные требования ко мне как учителю.

Не секрет, что не все ученики с большим удовольствием выполняют те или иные физические упражнения. То же самое можно сказать и про другие дисциплины. Поэтому необходимо постараться сделать так, чтобы все без исключения учащиеся были задействованы в учебном процессе.

А для этого нужно:

    1. Поднять урок на более высокий профессиональный уровень;
    2. Находить в себе внутренние ресурсы и резервы для постоянного совершенствования процесса обучения;
    3. Постоянно помнить, что интерес у детей к уроку снижает утомление, несмотря на трудность выполняемой работы;
    4. Всегда помнить, что губительным для учебного процесса является однообразие, известность, чрезмерная повторяемость.