Цели урока.
- Обобщение знаний учащихся по теме: “Действия с десятичными дробями”, закрепление знаний по теме: …
- Развитие творческой и познавательной активности учащихся.
- Расширение кругозора.
- Формирование интереса к математике.
- Воспитание патриотических чувств.
Форма проведения: заочное путешествие по Яльчикскому району
Оборудование: компьютер, карта Чувашской Республики, карточки с заданиями.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие по Яльчикскому району. Наша цель - узнать как можно больше о своем районе. Нельзя считать себя жителем района, не зная о нем ничего. Мы живем на Яльчикской земле. Велика наша страна, каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. Вроде и немного занимает место наш Яльчикский район на карте республики Чувашия, да ведь и не так уж и мало. (Учитель показывает на карте республики район). Территория Яльчикского района – 567, 2 кв.км.
Во время путешествия
- восхитимся глубокими знаниями по теме “Десятичные дроби”;
- вытащим из тайников нашей памяти все ценное по истории Яльчикского района;
- потренируем свои головы и расшевелим мозговые извилинки.
Математический диктант:
- Выбери дату образования Яльчикского района
- Какова численность населения района?
- Когда было образовано твое село?
Округлите до десятых дробь: Двадцать одна
целая пятьдесят две сотых.
Запишите десятичную дробь: Одна целая две десятых.
а. 1,210 - 2005 год
б. 12,10 - 1770 год
с. 1,2 - 1927 год
Запишите меньшую из трех десятичных дробей: Одна целая пять десятых, три целых одна десятая, три целых одна сотая.
3, 01 – 4565
1, 5 - 3363
3,1 - 1500
22, 5 - 1710 год
22,6 - 2005 год
23,5 - 1895 год
На экране Слайд №1 – карта Яльчикского района
Учитель: Наш урок посвящается 80-летию района. (Звучит песня “С чего начинается Родина”)
Учитель: Эта песня знакома вам с малых лет. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Слайд №2 - Моя деревня на карте Яльчикского района.
Учитель: Как относится народ к своему Отечеству, видно из такого жанра, как устное народное творчество.
Выполнив задание, вы прочитаете пословицу
а) 0,71 + 0,8; д) 1,8 +0,1; и) 22,9 8– 2,4; н) 8 – 2,7; с) 6,86 * 3;
б) 2,3 + 2,2; е) 17,02 + 3,56; к) 5,35 – 3; о) 3,5 -1,7; т) 1,9 * 1
в) 5,4 + 1,3; ж) 12 + 1,2; л) 3,78 – 1,78; п) 9,863 -0; у); 0,3 * 6;
г) 0,32 + 0,47; з) 3,09 + 2,21; м) 1 – 0,3; р) 18,62 -18,62; ф) 0,18 * 10;
х) 0,52 * 100; щ) 18 : 4;
ц) 5 * 0,9; ы) 12,3 : 3;
ч) 60 * 0,4 э) 9,4 : 4;
ш) 4,7 : 2 ю) 1,4 : 0, 7
0,7 |
1,8 |
5,3 |
2 |
2,35 |
13,2 |
134,31 |
20,58 |
0,79 |
1,9 |
20,58 |
6,7 |
4,5 |
1,51 |
У |
Е |
М |
Ь |
Т |
-- |
М |
А |
И |
Н |
А |
Д |
О |
Р |
24 |
4,5 |
2,35 |
1,8 |
4,1 |
2 |
2,35 |
4,5 |
20,58 |
52 |
1,8 |
1,9 |
9,863 |
0 |
С |
О |
Т |
Е |
Я |
Ь |
Т |
О |
А |
П |
Е |
Н |
Й |
З |
Ответ: Родина – мать, умей за нее постоять.
Реши задачу.
1. Название нашей деревни связано с Белым озером, которое находится у южной окраины деревни Белое Озеро и Полевые Буртасы. Происхождение озера карстовое. Длина 570 м , ширина 380 м. Средняя глубина 3 м, наибольшая глубина 4 м. Не зарастает. Найдите приближенное значение площади озера, выразите в гектарах. (Слайд № 3)
2. В 1891 году в д. Полевые Буртасы открыта школа “Братства Святителя Гурия”. Обучение велось в доме крестьян. Учителем работал В. М. Михайлов, житель д. Тоскаево (учитель показывает на карте, где расположена эта деревня). Обучалось 10-12 детей из деревень П.Буртасы и Белое Озеро. Сколько лет исполнится нашей школе в 2007 году? Представьте это число в виде десятичной дроби.
Самостоятельная работа на карточках.
(Слайд №4)
1)Выразите в метрах: Яльчикский район расположен в юго-восточной части ЧР в 150 км от г. Чебоксары – столицы республики. Протяженность с севера на юг – 50 км, с востока на запад – 25 км;
2) Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте:
На 1 января 2004 года в пятидесяти трех населенных пунктах Яльчикского района, объединенных в двенадцать сельских администраций, проживает двадцать четыре тысячи восемьсот человек, в том числе мужчин – одиннадцать тысяч девятьсот пятьдесят семь, женщин – тринадцать тысяч семьдесят шесть. В составе земель сельскохозяйственного угодия – сорок девять тысяч шестьсот тридцать пять га, из них пашни- сорок пять тысяч тристо сорок девять.
Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
Учитель: В Яльчикском районе осуществляется программа развития туризма. Предусмотрены туристические маршруты:
1. краеведческий музей в с. Яльчики – городище в с. Б.Таяба – дом купца Маркова – Байдеряковский родник; 2. ферма по разведению гончих собак в с. Лащ-Таяба
Путешествуем по этим маршрутам.
Слайд № 5 – краеведческий музей.
Задача. Деревянный двухэтажный дом, построенный в 1909 году, в котором расположен Яльчикский историко-краеведческий народный музей, принадлежал зажиточному хозяину Я.П.Беляеву. Объявлен памятником истории и культуры. В 1990 году музею присвоено звание “народный”. В декабре 1992 года состоялось открытие первой экспозиции музея. С 1991 года директор музея – Г.А.Адюкова. Найдите среднее арифметическое чисел, встречающихся в тексте.
Слайд № 6 – Большетаябинское городище. К 1000-летию городища создан архитектурный комплекс, включающий родник, часть крепостной стены с воротами, памятный столб.
Тест. “Решение уравнений”. Задания на доске
1 вариант 3 вариант
1,5х – 1,15 =1,1 2,5х – 3,25 = 5,5
а) х=2,25; в) х=2,16; а) х=8,75; в) х=0,25;
б) х=0,75; г) х=1,5. б) х=3,5; г) х=1,1.
2 вариант 4 вариант
2,5 х – 3,15 = 2,1 3,5х – 2,25 = 6,5
а) х=2,75; в) х=0,42; а) х= 3,5; в) х=1,2;
б) х=13,175; г) х=2,1. б) х=8,75; г) х=2,5.
Слайд №7 – дом купца Маркова. Звучит гимн Яльчикского района.
На доске магнитные буквы: Н, А, К, И, Л, Р. Из этих букв можно составить фамилию автора гимна. (Ответ: КАРЛИН)
Занимательные задачи:
1. Слайд № 8 – Байдеряковский родник. В голодные 1911 -12 царское правительство решило дать людям возможность заработать себе на пропитание. Направленный из г.Казани немец- прораб решил благоустроить родник на месте старого ключа. При строительстве сооружения в его основание якобы была заложена серебряная плита. Лабораторный анализ показал, что вода родника оказалась самой чистой в округе.
Задача.
И вот около родника собрались мышка-норушка, лягушка – квакушка, зайчик – попрыгайчик, лисичка – сестричка и волчок- серый бочок. Одновременно к воде могут подойти только два зверя. Составьте пары так, чтобы никто никого не мог съесть. (Ответ: мышка-норушка и лягушка-квакушка; мышка-норушка и зайчик- попрыгайчик; лягушка-квакушка и зайчик- попрыгайчик; лисичка-сестричка и волчок- серый бочок)
2.Слайд №9 – ферма по разведению гончих собак - Государственный племенной питомник “Псовая охота” создан в 1992 г.
Задача. Собака увидела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака – за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?
Решение: Найдем скорость зайца, разделив 500 саженей на 2 минуты. Скорость зайца – 250 саженей в минуту. Теперь находим скорость собаки, разделив 1300 саженей на 5 минут (260 саженей в минуту). Определяем, на сколько за 1 минуту собака приближается к зайцу, догоняя его: 260-250=10 (саженей в минуту). И узнаем, наконец, за сколько минут собака догонит зайца:
150:10 = 15 (минут)
Учитель:
История малой родины, как и вся история Отечества, хранит неисчерпаемые знания развития всего человечества. Богата и наша Яльчикская земля историческим прошлым, талантливыми, трудолюбивыми и скромными людьми, традициями, присущими только нашему народу.
Домашнее задание. Составить самостоятельные задачи к слайдам № 10-13. Каждый ученик получает карточку – историческую справку.
Учитель. Урок хочу закончить словами из песни:
И в какой стороне я ни буду,
По какой ни пройду я тропе.
Помнить буду всегда эту фразу:
“Мой район - лучше всех на земле!”