Урок математики в 5-м классе на тему "Все действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Цели урока.

  1. Обобщение знаний учащихся по теме: “Действия с десятичными дробями”, закрепление знаний по теме: …
  2. Развитие творческой и познавательной активности учащихся.
  3. Расширение кругозора.
  4. Формирование интереса к математике.
  5. Воспитание патриотических чувств.

Форма проведения: заочное путешествие по Яльчикскому району

Оборудование: компьютер, карта Чувашской Республики, карточки с заданиями.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие по Яльчикскому району. Наша цель - узнать как можно больше о своем районе. Нельзя считать себя жителем района, не зная о нем ничего. Мы живем на Яльчикской земле. Велика наша страна, каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. Вроде и немного занимает место наш Яльчикский район на карте республики Чувашия, да ведь и не так уж и мало. (Учитель показывает на карте республики район). Территория Яльчикского района – 567, 2 кв.км.

Во время путешествия

  • восхитимся глубокими знаниями по теме “Десятичные дроби”;
  • вытащим из тайников нашей памяти все ценное по истории Яльчикского района;
  • потренируем свои головы и расшевелим мозговые извилинки.

Математический диктант:

  1. Выбери дату образования Яльчикского района
  2. Запишите десятичную дробь: Одна целая две десятых.

    а. 1,210 - 2005 год
    б. 12,10 - 1770 год
    с. 1,2 - 1927 год

  3. Какова численность населения района?
  4. Запишите меньшую из трех десятичных дробей: Одна целая пять десятых, три целых одна десятая, три целых одна сотая.

    3, 01 – 4565
    1, 5 - 3363
    3,1 - 1500

  5. Когда было образовано твое село?
    Округлите до десятых дробь: Двадцать одна целая пятьдесят две сотых.

22, 5 - 1710 год
22,6 - 2005 год
23,5 - 1895 год

На экране Слайд №1 – карта Яльчикского района

Учитель: Наш урок посвящается 80-летию района. (Звучит песня “С чего начинается Родина”)

Учитель: Эта песня знакома вам с малых лет. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.

Слайд №2 - Моя деревня на карте Яльчикского района.

Учитель: Как относится народ к своему Отечеству, видно из такого жанра, как устное народное творчество.

Выполнив задание, вы прочитаете пословицу

а) 0,71 + 0,8; д) 1,8 +0,1; и) 22,9 8– 2,4; н) 8 – 2,7; с) 6,86 * 3;

б) 2,3 + 2,2; е) 17,02 + 3,56; к) 5,35 – 3; о) 3,5 -1,7; т) 1,9 * 1

в) 5,4 + 1,3; ж) 12 + 1,2; л) 3,78 – 1,78; п) 9,863 -0; у); 0,3 * 6;

г) 0,32 + 0,47; з) 3,09 + 2,21; м) 1 – 0,3; р) 18,62 -18,62; ф) 0,18 * 10;

х) 0,52 * 100; щ) 18 : 4;

ц) 5 * 0,9; ы) 12,3 : 3;

ч) 60 * 0,4 э) 9,4 : 4;

ш) 4,7 : 2 ю) 1,4 : 0, 7

0,7

1,8

5,3

2

2,35

13,2

134,31

20,58

0,79

1,9

20,58

6,7

4,5

1,51

У

Е

М

Ь

Т

--

М

А

И

Н

А

Д

О

Р

24

4,5

2,35

1,8

4,1

2

2,35

4,5

20,58

52

1,8

1,9

9,863

0

С

О

Т

Е

Я

Ь

Т

О

А

П

Е

Н

Й

З

Ответ: Родина – мать, умей за нее постоять.

Реши задачу.

1. Название нашей деревни связано с Белым озером, которое находится у южной окраины деревни Белое Озеро и Полевые Буртасы. Происхождение озера карстовое. Длина 570 м , ширина 380 м. Средняя глубина 3 м, наибольшая глубина 4 м. Не зарастает. Найдите приближенное значение площади озера, выразите в гектарах. (Слайд № 3)

2. В 1891 году в д. Полевые Буртасы открыта школа “Братства Святителя Гурия”. Обучение велось в доме крестьян. Учителем работал В. М. Михайлов, житель д. Тоскаево (учитель показывает на карте, где расположена эта деревня). Обучалось 10-12 детей из деревень П.Буртасы и Белое Озеро. Сколько лет исполнится нашей школе в 2007 году? Представьте это число в виде десятичной дроби.

Самостоятельная работа на карточках.

(Слайд №4)

1)Выразите в метрах: Яльчикский район расположен в юго-восточной части ЧР в 150 км от г. Чебоксары – столицы республики. Протяженность с севера на юг – 50 км, с востока на запад – 25 км;

2) Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте:

На 1 января 2004 года в пятидесяти трех населенных пунктах Яльчикского района, объединенных в двенадцать сельских администраций, проживает двадцать четыре тысячи восемьсот человек, в том числе мужчин – одиннадцать тысяч девятьсот пятьдесят семь, женщин – тринадцать тысяч семьдесят шесть. В составе земель сельскохозяйственного угодия – сорок девять тысяч шестьсот тридцать пять га, из них пашни- сорок пять тысяч тристо сорок девять.

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.

Учитель: В Яльчикском районе осуществляется программа развития туризма. Предусмотрены туристические маршруты:

1. краеведческий музей в с. Яльчики – городище в с. Б.Таяба – дом купца Маркова – Байдеряковский родник; 2. ферма по разведению гончих собак в с. Лащ-Таяба

Путешествуем по этим маршрутам.

Слайд № 5 – краеведческий музей.

Задача. Деревянный двухэтажный дом, построенный в 1909 году, в котором расположен Яльчикский историко-краеведческий народный музей, принадлежал зажиточному хозяину Я.П.Беляеву. Объявлен памятником истории и культуры. В 1990 году музею присвоено звание “народный”. В декабре 1992 года состоялось открытие первой экспозиции музея. С 1991 года директор музея – Г.А.Адюкова. Найдите среднее арифметическое чисел, встречающихся в тексте.

Слайд № 6 – Большетаябинское городище. К 1000-летию городища создан архитектурный комплекс, включающий родник, часть крепостной стены с воротами, памятный столб.

Тест. “Решение уравнений”. Задания на доске

1 вариант 3 вариант

1,5х – 1,15 =1,1 2,5х – 3,25 = 5,5

а) х=2,25; в) х=2,16; а) х=8,75; в) х=0,25;

б) х=0,75; г) х=1,5. б) х=3,5; г) х=1,1.

2 вариант 4 вариант

2,5 х – 3,15 = 2,1 3,5х – 2,25 = 6,5

а) х=2,75; в) х=0,42; а) х= 3,5; в) х=1,2;

б) х=13,175; г) х=2,1. б) х=8,75; г) х=2,5.

Слайд №7 – дом купца Маркова. Звучит гимн Яльчикского района.

На доске магнитные буквы: Н, А, К, И, Л, Р. Из этих букв можно составить фамилию автора гимна. (Ответ: КАРЛИН)

Занимательные задачи:

1. Слайд № 8 – Байдеряковский родник. В голодные 1911 -12 царское правительство решило дать людям возможность заработать себе на пропитание. Направленный из г.Казани немец- прораб решил благоустроить родник на месте старого ключа. При строительстве сооружения в его основание якобы была заложена серебряная плита. Лабораторный анализ показал, что вода родника оказалась самой чистой в округе.

Задача.

И вот около родника собрались мышка-норушка, лягушка – квакушка, зайчик – попрыгайчик, лисичка – сестричка и волчок- серый бочок. Одновременно к воде могут подойти только два зверя. Составьте пары так, чтобы никто никого не мог съесть. (Ответ: мышка-норушка и лягушка-квакушка; мышка-норушка и зайчик- попрыгайчик; лягушка-квакушка и зайчик- попрыгайчик; лисичка-сестричка и волчок- серый бочок)

2.Слайд №9 – ферма по разведению гончих собак - Государственный племенной питомник “Псовая охота” создан в 1992 г.

Задача. Собака увидела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака – за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?

Решение: Найдем скорость зайца, разделив 500 саженей на 2 минуты. Скорость зайца – 250 саженей в минуту. Теперь находим скорость собаки, разделив 1300 саженей на 5 минут (260 саженей в минуту). Определяем, на сколько за 1 минуту собака приближается к зайцу, догоняя его: 260-250=10 (саженей в минуту). И узнаем, наконец, за сколько минут собака догонит зайца:

150:10 = 15 (минут)

Учитель:

История малой родины, как и вся история Отечества, хранит неисчерпаемые знания развития всего человечества. Богата и наша Яльчикская земля историческим прошлым, талантливыми, трудолюбивыми и скромными людьми, традициями, присущими только нашему народу.

Домашнее задание. Составить самостоятельные задачи к слайдам № 10-13. Каждый ученик получает карточку – историческую справку.

Учитель. Урок хочу закончить словами из песни:

И в какой стороне я ни буду,
По какой ни пройду я тропе.
Помнить буду всегда эту фразу:
“Мой район - лучше всех на земле!”