Нравственность-это разум сердца.
Гейне
1. Общие сведения
1.1. Пояснительная записка.
Духовно-нравственное, культурное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни, самоопределение – важнейшие составляющие общественного развития.
“ Невозможно жить без цели, а всякая цель предусматривает движение. Невозможно двигаться прямо, не зная, где был до этого. Не реально строить что–либо без фундамента, основы, идеи. Значит, шагая вперед, необходимо всегда оглядываться назад, изучать, и помнить прошлое. Необходимо соединять звенья цепи времен.”
1.2. Тема проекта (метафорическая): “Нравственный кодекс”
1.3. Тема проекта (содержательная): “Разработка модели нравственного кодекса человека на основе произведений известных баснописцев и карикатуристов”
2. Обоснование темы проекта
Образовательное действие проекта – разработка модели нравственного кодекса человека, т.к. социальная ситуация в обществе стремительно изменяется, проблема личности выдвигается на первое место. Сегодня среди социально-педагогических целей и задач главенствует духовно-нравственное воспитание личности. Ребёнок должен быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов гуманизма, мира, человеческого достоинства, терпимости, солидарности, свободы и равенства.
Период детства – это время открытий себя и окружающего мира. Становление личности происходит как в условиях стихийного воздействия на человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.
Проанализировав ситуацию, созрела необходимость направить образовательный процесс на формирование нравственной ориентации личности каждого ребенка в рамках гуманистического воспитания.
Кодекс является одним из предметов, объединяющих в себе для ребенка морально–этические нормы с духовно–нравственными потребностями. За основу взят литературно–изобразительный материал, педагогический потенциал которого имеет огромное значение в воспитании нравственно–этической культуры школьников.
3. Технологическое устройство образовательного модуля
3.1. Содержательно-технологические задачи реализации модуля
Осуществление систематизации теорий в области нравственно-духовного воспитания личности различных поколений.
Исследования проблемы между объективно существующей потребностью общества в высоко нравственной личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью подходов к воспитанию нравственности. Изучение существующих моделей кодексов, осмысление принципов их построения.
Проектирование модели нравственного кодекса человека.
Рефлексия своих действий и полученного результата.
3.2. Хронологические этапы
Проект включает в себя два модуля.
Первый модуль состоит из 3 дней и проходит во время зимних каникул.
1 день – запуск модуля, формирование единого пространства. Целеполагание.
2 день – разворачивание предметного модуля проекта. Исследование.
3 день – разработка разделов кодекса. Проектирование. Рефлексия.
Второй модуль состоит из 3 дней и проходит во время весенних каникул.
1 день – запуск модуля, формирование единого пространства. Целеполагание.
2 день – разворачивание предметного модуля проекта. Исследование.
3 день – разработка нравственного кодекса человека C C I века. Проектирование. Рефлексия.
3.3. Целевые группы – участники образовательного модуля
Большая часть детей, участвующих в проекте, воспитанники ДЮЦ в возрасте 10-14 лет, заинтересованные в самоопределении собственной нравственной позиции, самосовершенствовании и самоутверждении, необходимые для их дальнейшей, успешной жизнедеятельности. Участие этих детей в проекте будет образовательным, т. к. нравственные ценности являются ориентиром в формировании личности.
4. Программно–тематическое устройство первого образовательного модуля
День первый
“Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим перед ними
проблемы, которые надо решать”
Роджер Левин
9.30-10.00 |
Регистрация участников. |
10.00-10.10 |
Игра на знакомство “Снежный ком”. |
10.10-10.20 |
Тренинг “Пожелание”. |
10.20-11.10 |
Торжественное открытие модуля. |
11.10-11.20 |
Установочное сообщение. |
11.20-11.30 |
Тренинг “Какой я?” |
11.30-11.40 |
Индивидуальные размышление “Куда я попал?”. |
11.40-13.00 |
Лекция эксперта “Нравы эпох”. |
13.00-14.00 |
Обед. |
14.00-14.20 |
Игра–тренинг “Нарисуй картину”. |
14.20-14.30 |
Установочное сообщение. |
14.30-15.20 |
Работа в группах. Исследование жизненной ситуации в разных временных эпохах. |
15.20-15.50 |
Презентация групп. |
15.50-16.10 |
Просмотр мультфильма “Кот Леопольд”. |
16.10-16.30 |
Обсуждение мультфильма. Дискуссия. |
16.30-16.40 |
2 часть тренинга “Пожелание”. |
16.40-16.55 |
Подведение итогов дня. |
16.55-17.00 |
Выпуск “Информационного центра”. |
17.00- 17.20 |
Рефлексия “Яблонька”. |
Второй день
“Надо верить, что ты многое можешь –
тогда многое станет возможным”
В.М.Борисов
9.30-10.00 |
Регистрация участников. |
10.00-10.15 |
Игра–разминка "Веселая прогулка”. |
10.15-10.30 |
Установочное сообщение. |
10.30-13.00 |
Лекция эксперта “Басня, как жанр”. Экскурсия в библиотеку. Встреча с поэтом. |
13.00-14.00 |
Обед. |
14.00-14.10 |
Игра-тренинг “Пойми меня”. |
14.10-14.15 |
Установочное сообщение. |
14.15-15.15 |
Лекция эксперта “Басня театральная”. |
15.15-15.50 |
Тренинг “Бинарность человеческих качеств” |
15.50-16.30 |
Работа в группах “Исследование басни”. |
16.30-17.30 |
Презентация групп. |
17.30-17.40 |
Подведение итогов дня. |
17.40-17.50 |
Выпуск “Информационного центра”. |
Третий день
“Настоящее мгновенно. Оно тут же становится прошлым. Успей сделать будущее ВМЕСТЕ с нами!”
9.00-9.45 |
Регистрация участников. |
9.45-10.00 |
Игра–разминка “Тра–та–та” |
10.00-10.10 |
Установочное сообщение. |
10.10-11.20 |
Лекция эксперта “Я и мир”. |
11.20-12.30 |
Работа в группах. 1) каким должен быть мир по отношению к тебе, чтобы ты сохранил нравственные ценности личности. 2) каким должен быть ты по отношению к миру, в котором хочешь жить. |
12.30-13.00 |
Презентация групп. |
14.00-14.40 |
Тренинг–погружение “Сокровища твоего сердца”. |
14.40-15.00 |
Установочное сообщение. |
15.00-15.40 |
Работа в группах. 1) обращение к человечеству, 2) качества человека будущего, 3) ценности человека будущего. |
15.40-16.20 |
Презентация групп. |
16.20-16.40 |
Экспертная лекция о работе модуля. |
16.40-17.00 |
Награждение участников модуля. |
17.00-17.30 |
Выпуск “Информационного центра” (эссе). Тренинг “Какой я” |
17.30-17.40 |
Фото на память. |
Программно–тематическое устройство второго образовательного модуля
День первый
9.00-9.30 |
Регистрация участников. |
9.30-10.00 |
Игра на знакомство “Снежный ком”. |
10.00-10.20 |
Торжественное открытие модуля. |
10.20-10.30 |
Установочное сообщение. |
10.30-10.50 |
Индивидуальные размышление “Кто я , зачем я?”. |
10.50-12.30 |
Лекция эксперта “Значение карикатуры”. |
12.30-13.00 |
Обед. |
13.00-13.20 |
Установочное сообщение, деление на группы, выбор героев. |
13.20-13.50 |
Работа в группах. Придумать ситуацию. |
13.50-15.00 |
Работа в группах. Обмен ситуациями, анализ ситуации. |
15.00-15.30 |
Презентация групп. |
15.30-16.30 |
Экшнтренинг. |
16.30-16.40 |
Подведение итогов дня. |
16.40-17.00 |
Выпуск “Информационного центра”. |
17.00- 17.20 |
Рефлексия “Яблонька” |
Д/з “Как стать счастливым” |
Второй день
9.00-9.15 |
Регистрация участников. |
9.15-9.40 |
Игра – разминка “Пройти по залу, когда ветер”. |
9.40-9.50 |
Установочное сообщение. |
9.50-12.00 |
Экскурсия в центральную библиотеку. “ Карикатура” |
12.00-12.30 |
“Живая скульптура” игра по карикатурам прошлого дня. Мимический альбом. |
12.30-13.20 |
Работа в группах “Дружеский шарж”. |
13.20-13.50 |
Обед. |
13.50-14.50 |
Тренинг личностного роста. |
14.50-15.10 |
Установочное сообщение. |
15.10-15.20 |
Установка на анкету. |
15.20-16.00 |
Работа в группах. Составление анкеты “нравственные ценности горожан”. |
16.00-16.30 |
Презентация групп. |
16.30-16.50 |
Корректировка анкеты. Распечатка анкет. |
16.50-17.00 |
Подведение итогов дня. |
17.10-17.20 |
Выпуск “Информационного центра” |
Третий день
9.00-9.15 |
Регистрация участников. |
9.15-9.40 |
Игра – разминка “Электрический ток”. |
9.40-10.00 |
Установочное сообщение. |
10.00-12.00 |
Экскурсия в ачинский техникум “Кодекс”. |
12.00-12.30 |
Обработка анкет о нравственности горожан. |
12.30-13.00 |
Обед. |
13.00-13.10 |
Установочное сообщение. |
13.10-13.20 |
Результаты анкеты. |
13.20-14.00 |
Тренинг “Как стать счастливым”. По группам. |
14.30-15.10 |
Презентация групп. Установка на работу над кодексом. |
15.10-16.10 |
Работа в группах. |
16.10-16.50 |
Презентация групп. |
16.50-17.10 |
Подведение итогов модуля. Награждение участников модуля. |
17.10-17.20 |
Выпуск “Информационного центра” (эссе) |
17.30-17.40 |
Фото на память. |
5. Позиционный состав управленческой и педагогической команды
Губенко Елена Леонидовна, методист Детско–юношеского центра – руководитель проекта.
Усачева Тамара Валентиновна, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра, руководитель студии ДПИ “Золотые узоры” – педагог проекта, участник образовательных проектов.
Мезенцева Светлана Валентиновна, педагог дополнительного образования Детско–юношеского центра, руководитель студии ДПИ “Волшебный бисер” - педагог проекта, участник образовательных проектов.
Марьясова Галина Александровна, психолог Детско–юношеского центра – педагог-психолог проекта.
Сабитова Эля, Дементьев Василий, Лерник Наташа, Степанова Лена, Варыгина Оксана - тьюторы проекта, старшеклассники школ города.
Сотрудничество:
Родкина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования Детско–юношеского центра , руководитель студии “Медицинская академия” – эксперт проекта.
Михеев Валерий Алексеевич, педагог дополнительного образования Детско–юношеского центра, руководитель городского объединения “Школы безопасности” – эксперт проекта.
Лагутина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования Детско–юношеского центра, руководитель театральной студии “Братцы-кролики” – эксперт проекта.
Волчкова Галина Николаевна, педагог-организатор детского клуба по месту жительства “Романтик”, Детско–юношеского центра, – эксперт проекта.
Русалеев Георгий Иосифович, писатель – эксперт проекта.
Гамалюк Нина Викторовна - библиотекарь городской детской библиотеки – эксперт проекта.
6. Мотивация команды и участие в реализации проекта
Мотивация управленческой и педагогической команды проекта имеет несколько направлений: это собственное профессиональное и коммуникативное развитие, и влияние на проблему нравственного воспитания подрастающего поколения. Также возможность апробации инновационных форм работы с детьми, развитие собственной коммуникативной компетентности, поиск единомышленников, формирование педагогической команды.
7. Методы исследования хода и результатов проекта
Данный проект, включает в себя образовательный блок, состоящий из лекций и докладов экспертов, работы в группах, презентации.
Проектировочный блок планирует разработку нравственного кодекса личности.
Рефлексия и психолого–педагогическое сопровождение происходит в течение всего времени реализации проекта.
8. Образовательный результат проекта
- Формирование знаний о нравственных ценностях разных эпох.
- Формирование умения работать в команде.
- Развитие личностных нравственных качеств ребенка, его индивидуальности.
- Развитие коммуникативных и аналитических способностей, совершенствование своих талантов.
- Создание разделов нравственного кодекса.
9. Ресурсное обеспечение
Имеющиеся ресурсы:
кадровые (руководитель, педагоги, тьюторы проекта);
технические (видеоблок, фотоаппарат);
информационные (аудио-, видео-, библиотека с необходимыми для работы материалами).
Необходимые ресурсы:
оплата питания участников проекта;
оплата руководителю и педагогам проекта за разработку и научное обеспечение проекта;
приобретение расходных материалов (бейдж, фотопленка, канцтовары, бумага, и т.д.).