Цель:
- способствовать формированию у учащихся представлений о межпредметных связях;
- развить интерес к истории и географии через игровую форму проведения мероприятия;
- используя компьютер и мультимедийный проектор показать возможности их использования на современном уроке;
- способствовать развитию навыков групповой и индивидуальной работы;
- способствовать формированию навыков поисковой работы.
Оборудование:
- политическая карта мира,
- электронный учебник “Экономическая и социальная география мира”,
- электронный учебник “География. Наш дом-Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны”.
- учебные таблицы по истории: “Переход Суворова через Альпы”, “Битва у Чертова моста”,
- компьютер и мультимедийный проектор
- макет по географии “Горная страна”
- музыкальный отрывок (Д. Моранди “Космическая опера”).
Ход мероприятия:
Под косматой елью,
В темном подземелье,
Где рождается родник,-
Меж корней живет старик.
Он неслыханно богат,
Он хранит заветный клад.
Учитель истории: Ребята, Вы узнали эти строки? Это отрывок из хорошо известной Вам с детства сказки “Холодное сердце”: о Петере Мунке - бедном угольщике, о Михеле-Великане, о таинственном стеклянном человечке.
Вспомните, где происходят действия этой сказки? ( ответ: на территории современной Германии).
Учитель географии: Верно, Земля Шварцвальд (Чернолесье) находится в Германии. Чем еще знаменита эта Земля? (ответ: горами).
Да, это родина самых высоких гор Европы - Альп. Вспомните, на территории, каких стран расположены Альпы?
Горы издавна были загадкой для человека, они манили его. Чем? Красотой, богатством, непредсказуемостью. Но одновременно и пугали мощью, опасностью, явлениями, которым человек не мог дать объяснения.
Учитель истории: с древних времен находились смельчаки, которые бросали горам вызов, они или погибали, или покоряли вершины, становясь знаменитыми. Например, полководец Ганнибал, один из первых, кто покорил Альпы. Великим горам могли противостоять только великие люди, потому что это противостояние великих сил природы и возможностей человека.
Учитель географии: мы предлагаем Вам совершить виртуальное путешествие в Альпы (географическое и историческое), рассмотреть пример великого противостояния Альпийской горной системы и судьбы славного российского фельдмаршала Александра Васильевича Суворова.
Маршрут путешествия “Альпы и Суворов”:
- “Детство гор” (процессы горообразования)
- Детство А.В. Суворова (процесс формирования и становления характера полководца)
- Горы не похожие на другие
- “Неподражаемый Суворов”
- “Сюрпризы” гор
- “Ответный ход”
- “Непокоренные” вершины
- “Наука побеждать”.
1.“Детство гор” (процессы горообразования). Сообщение учащегося. В геологической истории Земли были эпохи, когда тектонические процессы протекали особенно энергично (эпохи складчатости). В эти эпохи не стыке литосферных плит существовали подвижные участки, где осадочные породы сминались в складки. Складкообразование обычно сопровождается вулканизмом, внедрением магмы в пласты осадочных пород и значительным поднятием территории. В результате возникают молодые горы. Характерной чертой таких гор является соответствие хребтов крупным выпуклым складкам. На геологических картах молодых гор породы разного возраста вытянуты параллельными полосами вдоль простирания горных хребтов (показ анимационных фрагментов из электронного учебника “География. Наш дом-Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны”).
2.Детство А.В. Суворова (процесс формирования и становления характера полководца). Сообщение учащегося.
А.В. Суворов родился в 1729 году. Отец его был заслуженный генерал и крестник Петра Великого. Еще с ранних лет в нем начали проявляться необыкновенная смелость, отвага и неустрашимость. Отец Суворова был человек образованный и рано начал внушать сыну охоту к наукам. Поэтому неудивительно, что Александр Васильевич рано пристрастился к чтению. Но уже и тут начала в нем высказываться наклонность к военной службе. Он с жадностью читал книги, в которых описывались походы, опасности на войне, подвиги полководцев. От чтения таких книг в нем мало - помалу развилась страсть к военной службе, что он только и мечтал о ней, бредил ею и во сне и наяву. Но Суворов родился хилым и слабым мальчиком, был худощав и малого роста. Поэтому отец боялся отдавать его на военную службу. В те времена военная служба считалась гораздо выше гражданской, или штатской, оттого знатные люди и достатком старались определить своих сыновей в полки. Едва только рождался сын, его записывали на службу. Пока мальчик рос, ему шли чины, а когда вырастал, поступал на действительную службу, то уже имел чин офицера. Отец Суворова, опасаясь за здоровье сына, не записал его в детстве в полк, а стал готовить к штатской службе.
Но вот случилось, что к отцу приехал в гости старый друг и товарищ по службе. Разговор зашел о сыне. Отец стал жаловаться на свое затруднительное положение. Гость посочувствовал, но, поговорив с мальчиком, послушав, с каким жаром он рассказывает о битвах и походах, решил, что военная служба есть для него призвание. Долго колебался старый Суворов, наконец, согласился и благословил сына на военную службу. Единственным желанием Суворова, заветною его мечтою стало теперь когда-нибудь сделаться полководцем. В пятнадцать лет он был отправлен в полк и должен был пройти все солдатские чины. Ему шел двадцать пятый год, когда он был произведен в первый офицерский чин. Служба в нижних чинах сыграла в судьбе Суворова большую роль. Это дало ему возможность совершенно освоиться с солдатской службой. Он наряду с простыми солдатами жил в казармах, ел солдатскую пищу, чистил себе сапоги, стоял на часах в любую погоду. Поэтому, еще будучи солдатом, он уже успел обратить на себя внимание.
Сценка “Неподкупный часовой”.
Автор: 18-летний капрал Александр Суворов стоял на часах в петергофском парке. Императрица Елизавета Петровна проводила очередной маскарад. Холодный ветер пронизывал часового, хотелось скорее окончить дежурство и согреться. Вдруг Суворов увидел идущего по дорожке с двумя пожилыми дамами гвардейского офицера и признал в нем переодетую императрицу. Государыня остановилась и с улыбкой указала на Суворова своим спутницам, в которых он узнал Лестока и Бестужева.
Елизавета: (обращаясь к Суворову)
-Какая милочка! Ах, какая милая девочка в мундире!
Как тебя зовут?
Суворов:
-Александр Васильевич Суворов, ваше
императорское величество.
Елизавета: (удивленно)
-Так ты сын генерала Суворова?
Суворов:
-Так точно, сын!
Лесток:
-В России всех можно купить: генерала, например,
за 100 тыс. рублей, а этого солдата - за рубль.
Елизавета:
-Ах, так! Дайте мне рубль взаймы. (Бестужев поднял
юбку, достал кошелек и дал монетку).
Елизавета:
-Ты мне понравилась, милочка! Возьми рубль.
Суворов:
-Закон запрещает солдатам принимать деньги на
часах.
Лесток: (хлопает Суворова по плечу)
-Бери, тебе, дурак, царица дарит, бери!
Суворов:
-Я - лицо неприкосновенное! Я – часовой, сейчас
вызову караул.
Елизавета:
-Молодей! Можешь поцеловать мне руку. Ты знаешь
службу. Я положу монету на землю, возьмешь, когда
сменишься.
Автор: Суворов хранил этот дар как святыню и
любил вспоминать эту встречу.
3.Горы, не похожие на другие. Сообщение учащегося.
Горная цепь Альп протянулась примерно на 1200 км в длину и до 260 км в ширину, занимая площадь около 200 тыс. кв. км. Альпы находятся на территории семи государств: Швейцарии, Австрии, Лихтенштейна, Франции, Италии, Югославии, Германии.
Это - молодая горная цепь Европы, что и обусловило “альпийский” характер ее рельефа: островерхие горные пики и зазубренные гребни (демонстрация макета “Горная страна”). Разрушительное действие времени, выветривание и водная эрозия еще не сгладили их очертания.
В ледниковые периоды Альпы были одним из центров оледенения и влияли на климат прилегающих территорий. В это время большинство горных долин Швейцарских и Восточных Альп были заполнены мощными пластами льда, простирающимися за границы горной системы. Лед углубил и расширил долины, создал ряд впадин, занятых сейчас озерами. До сих пор в Альпах существует множество ледников, и хотя вид их весьма внушителен, тем не менее это всего лишь остатки их былого величия.
В некоторых странах Альпы делят на Западные и Восточные. Между ними протекает Рейн, лежит перевал и озеро Комо. В Швейцарии выделяют третью, центральную их часть. Высочайший пик находится в Западных Альпах - Монблан (4807 м.).
Альпы служат важнейшим водоразделом Европы. Выпадающие здесь осадки и воды тающих льдов разносятся тысячами горных потоков в Рейн, Рону, По, Дунай.
4.“Неподражаемый Суворов”. Сообщение учащегося.
Суворов рано стал известен своими странностями. Чем знаменитее он становился, тем больше у него появлялось причуд: не терпел зеркал; ходил, как-то припрыгивая; говорил прибаутками и загадками; в разговоре с другими кривлялся; когда все от него ожидали ответа, он вдруг засмеется и убежит, прыгая на одной ноге, или запоет петухом. Говорят, что Суворов принимал на себя роль чудака для того, чтобы обратить на себя внимание. И действительно, о нем везде говорили, его все знали еще раньше, нежели он прославился победами.
Сценка “Перепутал”.
Императрица подписала указ о присвоении А.В. Суворову чина фельдмаршала.
Императрица:
-Вы знаете, что я не произвожу никого через
очередь, никогда не делаю обиды старшим. Но вы
сами себя сделали фельдмаршалом.
Суворов:
-Ну, что ж, отметим это по – суворовски. Петрушка!
А ну-ка поставь девять стульев по числу тех, кто
был старше меня по службе и кого я обошел.
Слуга:
-Слушаюсь, батюшка! Будет исполнено (ставит вряд 9
стульев).
Суворов: (перепрыгивает через стулья,
называя каждого, кого опередил)
-Салтыков, Репнин, Долгорукий, Прозоровский,
Каменский и т.д.
-Ну вот, всех обошел, никого не уронил и даже не
задел.
Елизавета:
-Помилуй Бог! Нечего обижаться. Как это
славненько.
5. “Сюрпризы гор”. Сообщение учащегося.
Неподкупный характер будущего полководца стал большим сюрпризом для императрицы Елизаветы и ее окружения. Сюрпризы могут преподносить и люди, и горы. Опасность подстерегает человека в Альпах. Например, ледники. Ледники движутся с неодинаковой скоростью. Скорость Альпийских ледников изменяется от 700 до 1300 м. в год. В ледниках образуются трещины. Образуются они вследствие причин: ложе ледника то сужается, то расширяется; уклон местности в одних местах крутой, в других более пологий; иногда леднику в зависимости от рельефа приходится резко менять направление. Поэтому в разных частях ледяного тела движение ледника то увеличивается, то уменьшается. Лед не обладает в такой степени пластичностью, чтобы приноровиться ко всем извилинам и неровностям. Лед - хрупкое тело. Он растрескивается и ломается. Трещины идут в разных направлениях. В дальнейшем трещины расширяются и часто образуют пропасти. Мощность ледников различна. Некоторые ледники Альп доходят до 500 м. Широкие трещины представляют поразительное зрелище, Две отвесные ледяные стены, отливающие голубоватым светом, теряются глубоко внизу, в непроницаемом мраке. В ледяной бездне чуть слышится журчание потока воды. Ледники спускаются гораздо ниже снеговой линии. В Альпах есть ледники, спускающиеся до 1100 м. Чем ниже спускается ледник, тем больше поражает вид ледяных глыб среди еловых и буковых лесов, и сквозь зеленеющую листву деревьев проглядывает поверхность ледяной реки. Конец ледника не остается все время на одном месте: он то отступает, то вновь надвигается, в зависимости от изменения климатических условий. В то время как ледник сползает по своему ложу, сверху и со склонов на поверхность ледника падают камни и щебень, которые продолжают свой путь вместе с ледником и уносятся на далекое расстояние. Иногда на ледник обрушиваются большие каменные глыбы.
6.“Ответный ход”. Сообщение учащегося.
Незабываемой страницей в истории стал переход через Альпы. Суворов был против этого перехода. Поход даже в случае счастливого окончания не обещал особенных выгод, а тут еще нужно было попасть из Италии в Швейцарию через Альпы. Только повинуясь воле своего государя Суворов отправился в поход. Но ему в голову не приходили те трудности и опасности, какие довелось испытать русским войскам при переходе через Альпы. Они часто должны были карабкаться на отвесные и обледенелые скалы или спускаться с них. Только русскому характеру могли покориться эти величественные вершины. К довершению всех трудностей нужно было еще почти на каждом шагу биться с французами, которые заняли все проходы и отовсюду стреляли в русских. Все эти трудности русское войско преодолело благодаря Суворову, который особенно умел ободрять и воодушевлять его.
7.“Непокоренные вершины”. Сообщение учащегося.
Непокоренные вершины Альпийских гор не смутили русскую армию. Не каждый местный житель мог высоко подняться в горы. По хозяйственным делам человек поднимался всего лишь до горных лугов (во всех горах мира их называют альпийскими). Желание же себя испытать побуждало людей стремиться к вершинам. Климат Альп сильно отличался от климата равнин Европы, поскольку различие высот в долинах и на склонах создают отличия в нагреве поверхности. Большая высота не всегда означает, что там будет более низкая температура. Иногда зимой теплые и холодные слои воздуха перемещаются, холодный воздух скапливается на дне долин и там становиться значительно холоднее. Пейзажи сменяют друг друга с каждым километром. Горные склоны могут пестреть фиолетовыми, синими, розовыми, бордовыми, золотисто-желтыми цветами, со всех сторон неслись ликующие песни птиц. Выше слышно журчание ручьев, воздух напоен запахами влажной земли и опавшей листвы. Еще выше Чернолесье - тайга. Такая красота к себе манит, но даром не отдается.
Прошло время, в Альпах обычная жизнь, как и раньше, кипит у подножья, поднимаясь, в крайнем случае, до перевалов. Там, где раньше были лишь тропы для пешеходов и мулов, сейчас в горы ведет множество различных дорог. Много дорог канатных: с подвисными вагонами и открытыми креслами для туристов, с крюками, на которых высоко над долиной к бетонной дороге проплывает бревно с лесосеки, контейнер с сыром и маслом с горного пастбища, стог сена, вязанка дров. Привлекают горы и современных смельчаков. Альпинизм называется так потому, что зародился тут, в Альпах. Сейчас на Земле почти не осталось горных вершин, человеком не покоренных. И конечно, горы стали покорны автомобилю. Пути из бетона пересекают Альпы во всех направлениях. Местами от камнепадов их защищают козырьки из бетона, местами дороги ныряют в тоннель, иногда они врезаются в гору, но бывает, что лепятся к склону на прочных сваях. Тысячи туристов ежегодно стремятся попасть в Альпы и насладиться горным воздухом, красотой вершин, получить удовольствие от катания на лыжах (показ анимационных фрагментов из электронного учебника “Экономическая и социальная география мира”).
8.“Наука побеждать”. Сообщение учащегося.
Это все будет в будущем, а русская армия ведет бой в Альпах. Особенно замечателен был в это время переход через так называемый Чертов мост. Здесь, казалось, сама природа хотела испытать, действительно ли нет ничего невозможного для русских войск, предводимых Суворовым. Представьте себе огромные, нависающие скалы, между которыми с утеса на утес несется в пене река и падает с высоты почти тридцати метров. Отвесные скалы, сжимающие с обеих сторон этот водопад, сближаются, образуя арку. Это и есть Чертов мост, через который нужно было пройти русским. В такой местности и так почти невозможно двигаться армией, но переход через Чертов мост мог показаться почти чудом. Именно здесь, у Чертова Моста, разгорелся самый жестокий бой с французами. Суворовские чудо - богатыри грудью себе прокладывали дорогу: одни спрыгивали с утесов и по пояс в воде перебирались на другую сторону, другие лезли на скалы, чтобы оттуда удобнее стрелять в неприятеля, третьи же спешили устроить переправу. Благодаря такой отваге, такому презрению опасностей, русские перебрались на другой берег в таком количестве, что заставили французов отступить. Переход Суворова через Альпы продолжался 16 дней.
Учитель истории: император Павел писал Суворову: “Побеждая повсюду и всю жизнь Вашу врагов Отечества, Вам недоставало одного рода славы - преодолеть и саму природу. Но вы и над нею одержали верх”. Прах Александра Васильевича покоиться в Александро – Невской лавре. На простой плите над его могилой написано: “Здесь лежит Суворов”.
Учитель географии: Горы тоже не вечны. Наступает момент, когда под воздействием внешних и внутренних процессов горы разрушатся. (Показ анимационных фрагментов из электронного учебника “География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны”). Но история сохранит в памяти и Суворова, и горы Альпы, потому что все великое рождается в великом противостоянии. Суворов прославил Альпы, а Альпы сделали его великим.