По страницам истории создания и развития Грушинского фестиваля

Разделы: Внеклассная работа


Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости!

Тема нашего внеклассного мероприятия-путешествия: “ По страницам истории создания и развития Грушинского фестиваля”.

Фестиваль самодеятельной туристской песни имени Валерия Грушина проходит каждый год в первые выходные июля в Самарской области, на живописном берегу реки Волги.

Почему выбрана именно эта тема? В начале XXI века, наверняка есть люди, кого не захлестнула повседневная суета нашей жизни, жажда накопительства и излишнее беспокойство меняющейся цены барреля нефти на американской бирже. Для кого главное – романтика, красота окружающего нас мира и простое человеческое общение. Вот для них это мероприятие.

Туристы говорят так: “Если хочешь по настоящему оценить вкус ухи, то лучше всего её попробовать”. Поэтому мы с вами сейчас совершим путешествие “По страницам Грушинского фестиваля”.

Итак, с этой минуты мы все, кто находится в этой аудитории, являемся одной командой путешественников. А я буду вашим гидом и проводником. Зовут меня Ольга Алексеевна Сбоева.

Во время путешествия у нас будет проходить конкурс на звание “лучшего путешественника”. Проходить он будет таким образом: я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них. Тот, кто даст правильный ответ, получает жетон. В конце путешествия мы подсчитаем, у кого сколько жетонов и по их количеству определим победителя конкурса на звание “Лучшего путешественника”, который и получит наш главный приз.

А теперь, давайте получше познакомимся друг с другом и узнаем, кто из вас знаком с бардами и их песнями?

Итак, начнём разминку.

  • Александр Розенбаум. На каком ковре танцует осень вальс-бостон? (…ковёр из жёлтых листьев…).
  • Отгадайте название песни, которую поёт А.Розенбаум – “Нарисуете мне…” (…дом).
  • О каком животном с тремя буквами “е” поёт В.Высоцкий в одной из своих песен? (“Длинношеее животное – Жираф”).
  • Под музыку какого композитора предлагает нам печалиться Сергей Никитин? (“…Вивальди”).
  • Юрий Визбор. “Чем подёрнулись угли костра?” (“Пеплом несмелым…”).
  • В творчестве какого поэта-барда чаще, чем у других, встречается образ лошади? (В.Высоцкого).

Итак, разминка окончена, отправляемся в путь.

Что значит быть самим собой? Так трудно разобраться.
И отыскать свою звезду, наверно, не легко.
С благополучьем городским не так легко расстаться,
Но всё ж непостижимый голос зовёт нас далеко.

Здесь перед музой меркнет всё – и должности и званья,
Здесь даже не кривят душой отпетые лгуны.
Звучит здесь самый звонкий смех и песни без названья,
Необъяснимые мерцанья, мерцанья звёзд видны.

(Песня “Ну, пожалуйста”. Музыка А. Дулова, слова В.Тушновой). /Приложение 1/

В конце 60-х годов резко возрос интерес к авторской песне, которая тогда называлась туристской. Это была домагнитофонная эпоха, у многих туристов были свои рукописные сборники, общение на слётах в основном проходило через песню. Идея фестиваля буквально витала среди туристов г.Куйбышева. Они считали, что после летних походов необходимо собраться вместе и рассказать друг другу какие новые песни были услышаны, переписаны и изучены во время походов, при встречах с другими командами городов.

События развивались так, что фестиваль туристской песни рано или поздно должен был состояться. Кто знает как бы дело пошло дальше, если бы не трагедия: 29 августа 1967 года в Куйбышев пришла горестная весть – на реке Уде погиб Валера Грушин, погиб, спасая тонущих детей.

Так уж мир сотворён – мы стремимся куда-то,
Бросив вызов судьбе, и не чуя беды.
Не приходят домой из походов ребята
А теперь не вернулся и ты.

Что тут скажешь, друзья…, горем согнуты плечи,
Что согнуть не могли сотни бед и тревог.
Мы не плачем, ведь нам и заплакать то нечем,
Слёзы выжжены ветрами дальних дорог.

А в походах везде, рядом с нами шагая,
По пустыне, в тайге, на вершинах седых,
В наших душах живут, ни на миг не смолкая,
Звуки мудрых, задумчивых песен твоих.

(Песня “Дождь”. Музыка и слова И.Левинзон).

Гибель Грушина буквально потрясла авиационный институт, где учился Валера. Грушин был фанатиком туризма. Летом друзья звали его на юг, к Чёрному морю, а Валера уходил на Северный Урал или Саяны. Оттуда приезжал обветренный, почерневший, но ещё более добрый, как будто впитывал в себя спокойствие тайги. Он был человеком, очарованным природой. Было в нём что-то от землепроходца, которого неодалимо манят новые, неизведанные места.

Валерий Грушин, основатель трио “Поющие бобры”, был всеобщим любимцем. /Приложение 2/. Гитарная песня в 60-е годы в Куйбышеве, да а во всей стране, ещё только пробивала себе дорогу. И Грушин был одним из самых ярких её пропагандистов.

А сейчас послушайте песню “Город” из репертуара трио “Поющие бобры” в исполнении Ю.Кукина.

На студенческих вечерах и туристских слётах Валера щедро делился со слушателями привезёнными из далёких маршрутов песнями, рассказывал о походах и новых местах. Смириться с тем, что всего этого больше не будет, казалось, невозможным. Гитара Грушина, его песни должны были остаться. Не могли не остаться. И тогда родился Фестиваль, ведь только продолжив дело ушедшего друга, можно было с ним не расставаться и оставить его жить рядом с собой, в живом деле. В его деле.

Инициативная группа предложила через год после гибели Грушина, в сентябре 1968 г. организовать фестиваль туристской песни, посвящённый Валерию Грушину. Хорошо зная Грушина, туристы города поддержали эту идею.

Инициативная группа политехнического и авиационного институтов вместе с городским клубом “Жигули” начали готовить фестиваль. Работы оказалось много, и тогда никто не мог предположить, что этот фестиваль станет традиционным.

(Песня “Давай с тобой поговорим” музыка и слова О.Митяева.)

Первый фестиваль состоялся через год после гибели Валерия, осенью 1968 г. в Жигулях, в Каменной чаше.

Вряд ли кто-нибудь из вас видел раньше что-нибудь подобное. Сцену заменил высокий крутой склон, по которому в неуловимой, но впечатляющей последовательности были разбросаны горящие факелы и костры. Высоко наверху, как пасть огромного волшебного зверя, переливался в окаймлении густых теней и сполохов огня грот; костёр, в нём горевший, ещё больше подчёркивал его каменную красоту и дикость. Сама сцена-небольшой пятачок на склоне, тоже освещалась кострами. Это была почти полная импровизация друзей Валеры. Они слушали записи с песнями, которые исполнял Грушин, делились воспоминаниями о походах, куда ходили вместе с ним. И несмотря на дождь, и то, что туристов было всего около 600 человек, слёт удался. Вне конкуренции победителями конкурса оказались “Поющие бобры”. Сейчас уже никто не помнит, планировался тогда слёт как традиционный или разовый. Это был слёт им. Грушина. И этого было достаточно. А римская цифра I перед его названием появилась, скорее всего, потом, во время закрытия фестиваля. Появилась и … обязала организаторов продолжить.

А сейчас послушайте песню А.Якушевой “Ты моё дыхание”.

На втором фестивале, который проходил на Мастрюковских озёрах, зрительным залом стала гора, нисходящая к озеру, а сценой – туристский плот, установленный на воде. Это место и стало впоследствии традиционным, а плот на III слёте приобрёл форму гитары. /Приложение 2/. Но, как говорится, – “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, поэтому давайте сейчас посмотрим фрагменты видеофильма, снятые на Грушинском фестивале (показ фрагментов видеофильма).

Опустился вечер на песок прибрежный,
Над заснувшей Волгой половодье звёзд.
Кто-то в синь ночную задушевно, нежно,
Бережно мелодию пронёс.
Словно крылья чаек, вёсла вверх взлетают,
И плывут над нами в небе облака,
А за горизонтом где-то пропадает
Русская великая река.

(Звучит песня А.Дольского “Алёнушка”).

Первые 5–6 фестивалей были, пожалуй, “семейным” делом куйбышевских туристов. В те годы сложилось нынешнее лицо фестиваля, сложились традиции. Уже приезжали на слёт авторы и исполнители десятков городов Союза, уже срывали голоса тысячи болельщиков на знаменитых матчах “сборных” СССР и Куйбышева, и о фестивале писала центральная пресса; уже не иначе как “своим” называли фестиваль такие знаменитые барды как Александр Городницкий, Виктор Берковский, Борис Вахнюк, Сергей Никитин. Но подлинным “лицом” фестиваля, его “визитной карточкой” тех лет, был замечательный режиссер, сценарист, журналист, поэт и прозаик Юрий Визбор. Работая на радиостанции “Юность”, Юрий Визбор присылал свои репортажи в форме песен, как режиссер снял 40 документальных фильмов, снимался в художественных фильмах. /Приложение 2/

Кто из наших путешественников знает, в каких фильмах снимался Юрий Визбор? (“Вертикаль”, “Семнадцать мгновений весны”).

Юрием Визбором написано более 400 песен, многие из которых пользуются популярностью. Но самой известной его песней, несомненно является песня, написанная им в честь VI Грушинского фестиваля “Милая моя”. В память об этом замечательном человеке я предлагаю вам спеть эту песню стоя.

С середины 70-х годов что-то неумолимо стало меняться на фестивалях. Беспокоило не чисто внешнее лицо фестиваля: уход бледного брезента и появление яркого капрона, и даже не рост его массовости. Смутно начинало беспокоить другое: фестиваль из конкурса духа стал постепенно превращаться в конкурс средних исполнителей и авторов. С бурным ростом числа КСП его пытались заполнить несчётные орды графоманов и конъюктурщиков – охотников за лауреатскими знаниями.

Конкурсы стали проходить ни шатко, ни валко и на “уровень” их вытягивало поющее жюри – наши выдающиеся барды, которые в конкурсе не участвовали. А сейчас давайте с вами разучим одну из самых популярных песен тех лет. Это песня А.Розенбаума “Посвящение актрисе”.

Главным противоречием Грушинского в ту пору было, видимо, то, что слёт, делавшийся туристскими руками в условиях туристского лагеря, по духу своему всё дальше отходил от туризма, и это всё больше не устраивало организаторов слёта.

В 1980 г. руководство слёта готовилось сделать крупные шаги к возрождению духа туристского праздника, духа первых фестивалей. Уже тогда было решено установить на поляне несколько озвученных эстрад, на которых бы безостановочно шли конкурсные программы ведущих авторов, в том числе членов жюри и делегатов клубов песни страны. Н а этих же эстрадах был задуман, собственно, и сам конкурс, а ночной концерт на “Гитаре” стал бы “звёздно-лауреатским”.

Проводить такой массовый фестиваль на “пионерском уровне” организации было уже нельзя, и организаторы обратились за помощью к руководству области. Руководство долго думало и, за месяц до начала XIII фестиваля, дало ответ: фестиваль был запрещён. По официальной версии он мешал проведению Московской Олимпиады. Запрещён пока на год. Потом ещё…

Официальная статистика свидетельствует, что между XII и XIII Грушинским образовался зазор в семь лет. Семь лет фестивального безмолвия, семь лет немоты “большой гитары”? Несовсем так. В 1982 г. в районе села Подгоры на берегу реки Волги состоялся неофициальный XIII Грушинский фестиваль. Этот фестиваль знаменателен тем, что на нём впервые прозвучало имя сегодняшнего лидера Грушинского, челябинского барда Олега Митяева (ныне живущего в Москве), а также был вручен специальный приз автору из Одессы Борису Бурде. Кому из вас известно это имя и в связи с чем? (Почётный член клуба знатоков “Что? Где? Когда?”.)

В это время было много попыток перехватить славу и имя Грушинского, но “свято место” Куйбышевского фестиваля осталось пустым. Альтернативы лопались, московские слёты шли сами по себе, и лишь зажженные Грушинским фестивалем огоньки, ярко горевшие в Челябинске и Норильске, оставляли надежду на возрождение.

И оно состоялось. XIII фестиваль был приурочен к празднованию 400-летия города Куйбышева в 1986 году. Помогла это сделать начавшаяся “оттепель”. Бесспорным фаворитом стал Олег Митяев и его песня “Таганай”. А сейчас послушайте песню “Таганай” в исполнении автора (запись).

Какой фестиваль сегодня? Чем живёт фестиваль в настоящее время? На сегодняшний день лидерами фестиваля являются такие замечательные барды, как Митяев, Киреев, Васильев, Сергеев, братья Мищуки, Шипилов. Вместе с песнями современных лидеров на фестивале звучат песни бардов старшего поколения, таких как Клячкин, Дольский, Ким и др.

Если сравнить фестивали начала XXI века с фестивалями 70-х, то сразу бросается в глаза спад его массовости. Чем это можно объяснить? Есть хорошая пословица: “Запретный плод сладок”. В 70-е годы фестиваль постоянно находился под угрозой закрытия. Поэтому туда приезжало много случайных людей-охотников за “приключениями” и скандалами. Сейчас фестивалю ничего не угрожает, и поэтому основную массу участников фестиваля составляют настоящие туристы, настоящие любители самодеятельной песни. Так что приезжайте на фестиваль, и вы увидите там настоящих романтиков, для которых главное в жизни – окружающий нас мир и человеческое общение. Там вы научитесь общаться с незнакомыми людьми, что поможет вам в дальнейшей жизни.

Фестивальный пыл уже развеен,
Пахнет расставаньем дым костра.
За горой, смотри, уже светлеет,
Вот и всё. И нам уже пора.

Левое крыло на Север,
Правое крыло на Юг.
До свиданья, волжский ветер,
До свиданья, милый друг.

А теперь давайте подведём итоги нашего конкурса на звание “Лучшего путешественника”. Итак, слушаем вопросы.

1. В каком году состоялся I Грушинский фестиваль? (1968 г.)

2. На каком фестивале сцена, установленная на воде, приобрела форму гитары? (III фестиваль)

3. За какую песню Борис Бурда получил специальный приз в 1982 году? (“Монолог футбольного тренера”)

4. Как называется песня Сергея Никитина о тяжёлой собачьей жизни? (“Собака бывает кусачей только от жизни собачей”)

5. Какую песню написал Юрий Визбор в честь VI Грушинского фестиваля? (“Милая моя”)

6. Благодаря какому дождю Юрий Визбор стал киноактёром? (“Июльский дождь”)

7. В каком году отмечалось 400-летие г.Самары? (1986 г.)

8. Как называлось трио, созданное Валерием Грушиным? (“Поющие бобры”)

Награждение победителей, обмен мнениями о только что проделанном путешествии.

И в заключении я хотела бы сказать следующее. Если вам в этом путешествии удалось хоть на некоторое время забыть о суете окружающей нас жизни, если вам хоть на минуту захотелось прикоснуться к духу авторской пени, то мы будем считать, что наше путешествие не прошло даром.

У туристов принято на прощанье дарить подарки. Вот и я хочу подарить вам вот эти схемы аккордов, необходимых для игры на гитаре /Приложение 2/. Учитесь играть и пропагандируйте среди ваших друзей и знакомых идеи Грушинского фестиваля. А на прощанье я предлагаю вам всем вместе спеть песню Олега Митяева “Как здорово”.

Всем спасибо и до новых встреч!