Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией детей он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых порой он трудится всю педагогическую жизнь.
На наш взгляд, это ключевые проблемы, а именно:
- как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий своего собственного опыта.
Решение этих проблем достижимо при синтезе групповых и индивидуальных форм организации обучения и исключительно индивидуальным характером усвоения знаний.
Задачей педагогов становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.[8]
Развитие сегодня становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практики?
Что нужно молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?
Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
На это отвечают сегодня новые личностно-ориентированные педагогические и информационные технологии в системе образования, которые могут внедряться различными способами в образовательный процесс. Это и обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, метод проектов…
Остановимся на методе проектов, одном из видов самостоятельного творчества. Проектирование – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Метод проектов – способ построения образовательного пространства, это описание многосогласованных действий педагога и ученика, при котором ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.
“Этот метод освобождает учителя от обязанностей всезнающего оракула, превращая его в помощника и консультанта школьников, которые в свою очередь становятся активными участниками процесса “обучения-учения”. [10] Осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
Термины “проект”, “проектные методы”, “проектная деятельность” в последнее время стали особенно распространенными. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения, и в этом его отличие от традиционного обучения. [3]
Структура проекта напрямую зависит от его типа и содержания. При подготовке проекта весьма полезной оказывается технология сотрудничества, которая позволяет всем участникам проекта полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Учащиеся ставят цель и разрешают пути ее достижения, самостоятельно осуществляют поиск, отбор, обобщение и анализ необходимой им информации. Учитель может выступать в роли консультанта.
Основные цели метода проектного обучения:
- научить учащихся самостоятельно достигать намеченных целей;
- научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели;
- сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыки работы и делового общения в группе;
- сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией). [1]
Любой проект должен способствовать:
- мотивации учащихся к проведению исследования;
- выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы;
- мотивации учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных тем, фактов, явлений.
Для организации проекта необходимо:
- определить цели и задачи проекта;
- определить область исследования, обсудить с учащимися и разбить их на рабочие группы (не более 5 человек);
- поставить конкретные задачи перед каждой группой;
- определить время для выполнения каждой задачи;
- помочь каждой группе определить источники информации, необходимые для выполнения поставленной задачи; проверить знание учащимися способов анализа, обобщения информации;
- проконсультировать каждую группу относительно способов оформления результатов исследований;
- организовать промежуточные общие обсуждения и провести анализ работы каждой группы:
- обсуждение достигнутых результатов
- корректировка работы групп
- обобщение промежуточных результатов работы группы
- обсуждение причин неполного сбора информации
- откорректировать задачи, поставленные перед группами, с учетом уже полученных результатов;
- организовать конечное представление результатов работы над проектом.
Проекты бывают монопредметные и межпредметные. И монопредметные и межпредметные уроки могут проводиться как во время уроков, так и во внеурочное время. Причем они могут занимать один урок или несколько уроков, объединенных одной темой.
Помимо развития самостоятельности и творческой активности учащихся проекты (особенно межпредметные), выделяют содержание и учебное время сразу из нескольких учебных курсов. Это весьма удобно: частично устраняется перегрузка расписания, появляются дополнительные часы.
Разнообразны и виды проектов:
- информационные (сбор и анализ информации);
- исследовательские (нацеливают на глубокое изучение проблемы, выдвижения собственных гипотез, их защита);
- проекты игрового моделирования;
- проблемные (практико-ориентированные, направленные на решение реальных проблем) и т.д.
Моделирование интегрированного занятия может идти следующим образом:
Этапы занятия |
Этапы работы над проектом |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителей |
Оргмомент | Запуск проекта | Готовятся к разработке проекта, формируют группы, определяют партнеров | Помогают учащимся определиться в работе |
Целеполагание и мотивация | Планирование работы | Мозговой штурм в группах: анализ проблемы, обсуждение идеи, вида проекта, формы презентации, обязанностей участников | Формируют проблему, задания для самостоятельной работы, мотивируют познавательную деятельность |
Актуализация знаний и умений на первичном этапе | принятие решения | Собирают и работают с информацией, отбирают главное | Наблюдают, консультируют |
Осознание и осмысление учебного материала | Структурирование информации | Выполняют исследования и работают над проектом | Наблюдают, советуют (по просьбе учащихся) |
Закрепление учебного материала | Оценка результатов в группе | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Наблюдают, направляют деятельность учащихся |
Проверка результатов | Коллективная защита проекта | Рецензируют содержание и форму изложения друг друга, определяют уровень эффективности в процессе выполнения проекта; выступают перед классом, отвечают на вопросы | Участвуют в коллективном анализе результатов проекта |
Подведение итогов урока | Рефлексия | Оценивают результаты своей деятельности, группы, определяют пути достижения цели | Высказывают собственное мнение о достижении цели урока, дают свою оценку выступлениям учащихся |
Предлагаем моделирование межпредметного проекта по биологии, физике, математике учащихся 9-го класса и естествознанию и труду учащихся 3-го класса, где использованы разные виды проектов: информационные поисковые проекты, исследовательские, продуктивные. Общее во всех типах проектов – вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Это внеурочное занятие было проведено учителями биологии Копыловой Т.В., физики Пилькевич В.А., математики Дьяконовой Т.А. и учителем начальных классов Кругловой С.В.
Тема. Открываем секреты природы (интегрированное занятие).
Цель урока. Познакомить учащихся со способами работы в режиме проектной деятельности на занятии.
Задачи.
- Организовать деятельность учащихся на решение проблемы.
- Совершенствовать навыки работы с текстом.
- Развивать логическое мышление.
- Делать вывод, используя свой личный опыт при проведении эксперимента.
- Учить оценивать и аргументировать выступления одноклассников.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент.
Учащиеся заранее распределяются на группы по желанию.
II. Целеполагание и мотивация.
Урок сопровождается презентацией (приложение 1).
Для определения темы урока демонстрируется слайд – фильм, на котором приведены примеры использования человеком свойств живой природы в технике:
1 слайд: электрический скат – электрическая лампочка.
2 слайд: летучая мышь – эхолот.
3 слайд: птица – самолёт.
4 слайд: колос – Останкинская башня.
После демонстрации учащимся предлагается сформулировать тему урока (слайд 5).
Перед учащимися ставится задача в конце урока ответить на проблемный вопрос: Кем является человек в природе?
Исходя из темы урока, учащимся предлагается поставить перед собой цель на урок, воспользовавшись готовыми формулировками или сформулировать самим.
Далее каждая группа выбирает тему для своего проекта (посредством жеребьёвки).
С детьми проводится инструктаж по работе над проектом.
Для сбора информации для своего проекта в учебном кабинете определены три зоны
Библиотека | Вычислительный центр | Лаборатория |
В библиотеке собрана литература по теме
проектов: 1. К.Б. Литинецкий. “Ионика”. 2. К.Б.Литинецкий. “Изобретатель – природа”. 3. А.С.Глушков. “ Что такое кибернетика?” 4. Н.И. Сонин. Биология 7-й класс. 5. Н.Г. Кириллова. “Книга для чтения по физике”. 6. С.В. Громов, Н.А. Родина. Физика 9-й класс. 7. Н.К.Кикоин, А.К. Кикоин. Физика 9-й класс. 8. Э.М. Браверманн. “Вечера по физике в средней школе”. |
Предложены карточки с задачами по теме
проектов: 1. При обнаружении с помощью эхолота косяка рыбы было замечено, что моменты отправления и приёма звукового сигнала оказались разделенными промежутком времени 0,7 с. На каком расстоянии находится косяк рыбы, если скорость звука в воде 1400 м/с. 2. За 1 минуту через поперечное сечение проводника проходит заряд 24. Чему равна сила тока в проводнике? 3. Давление воздуха под крылом самолёта равно 1300 Па, а над крылом – 9000 Па. Какова подъемная сила крыла самолёта, если площадь крыла самолёта 2,4 м2. при каком ветре встречном или попутном самолёту взлетать легче? 4. Какое давление производится грузом массой 1 кг на развёрнутый листок, стоящий на ребре и давление этого же самого груза на листочек, свёрнутый в трубочку. Толщина листа 0,01 мм. Длину измерить. |
Даны инструкционные карты и
необходимое оборудование для постановки опытов: 1. Гальванометр. Два разнородных металлических стержня (железный гвоздь, медный стержень). Яблоко лимон, огурец. Подводящие провода. 2. Два листа бумаги. Гири – 200 г, 1 кг, 2 кг. Штангенциркуль. 3. Бумага. Клей. Спички. Ножницы. |
Ученикам сообщается о том, что в ходе урока им необходимо будет оценить себя, своих коллег в группе, заполнив “ Оценочный лист ”.
В ходе самостоятельной работы над проектом ученики могут обращаться за помощью к консультантам: учителю физики, учителю биологии, учителю математики, учителю начальных классов (работа в лаборатории).
III. Работа над проектом (по инструкционным картам).
План работы группы в режиме проектной деятельности1. Распределите работу в группе (2 минуты).
- Найдите интересные примеры по интересующей теме (работа в библиотеке).
- Подготовить для демонстрации опыты по своей теме (в лаборатории).
- Найти ответ на поставленный вопрос и подготовить выступление (работа в библиотеке).
- Решить предложенную задачу по данной теме (вычислительный центр ).
2. Информационный поиск (7 минут ).
Каждый работает по своему направлению, полученному на предыдущем этапе.
3. Обобщение информации (5 минут ).
- Каждый участник группы представляет свои наработки.
- Подготовка плана выступления (защите проекта, кто за кем выступает и о чем рассказывает).
4. Защита проекта (7 минут).
- Изложить суть проблемы.
- Что удалось наработать по решению данной проблемы.
- Что удалось, понравилось, удивило, над чем необходимо поработать.
IV. Коллективная защита проектов.
При защите проектов повторяется показ слайдов с темами проектов
1 слайд: Почему рыбы светятся и как это используется человеком?
2 слайд: Как летучая мышь ориентируется в пространстве в темноте и как это используется человеком?
3 слайд: Почему птицы летают и как это используется человеком?
4 слайд: Почему стебель злака (соломина ) не ломается под воздействием ветра, и как это используется человеком?
Учащимся предлагаются критерии оценки защиты проектов:
- Глубина и последовательность ответа.
- Доказательность.
- Эмоциональность и выразительность.
- Недостатки, которые вы отметили.
По этим критериям оценивается работа каждой группы учащимися других групп.
Вопросы к защите проекта:
- Я слышал, что для строительства высоких зданий используют принцип строения трубчатых костей. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Какие животные, кроме летучих мышей, используют в своей жизни эхолокацию?
- Рыбам электрические органы нужны для привлечения добычи или для защиты от врагов, а как человек может использовать электричество с похожей целью? Существует ли у животных электролокация.В каких условиях такое приспособление может быть полезным?
- Летают не только птицы, но и насекомые, существуют ли летательные аппараты, которые используют принцип полета насекомых?
- Чем отличается эхолот от гидролокатора?
- В настоящее время очень много делается ультразвуковых исследований. Вредно ли это для здоровья?
- Я слышал, что ультразвуком лечат зубы и это не больно. Объясните почему “не больно”?
- Какие самолёты развивают самую большую скорость в мире?
- Стебель какого злака самый прочный?
- Как устроена современная батарейка и другие.
V. Подведение итогов.
В своей практической деятельности человек использует в качестве моделей для конструирования сооружений и механизмов наиболее удачные приспособления живых организмов к среде их обитания. В наше время появилось самостоятельное направление в науке и технике, цель которого – использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники. Это направление было названо бионикой (слайд 13).
Затем отвечаем на проблемный вопрос.
Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристально чистая вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. Она – ПРИРОДА – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Человек лишь миг в ее жизни. Природа же вечна и бесконечна. Человек для нее – деталь. Она для него – все. А потому: не вреди!
VI. Рефлексия.
Я
- как чувствовал себя в процессе учения,
- было ли мне комфортно,
- с каким настроением работал,
- доволен ли собой.
МЫ
- насколько комфортно мне работалось в малой группе,
- я помогал товарищам, они помогали мне - что было больше,
- авторитетен ли я в вопросе…,
- у меня были затруднения в работе с группой
ДЕЛО
- я достиг цели учения,
- мне этот материал нужен для дальнейшей учебы,
- в чем затруднялся, почему,
- как мне преодолеть свои проблемы.
VII. Домашнее задание (разноуровневое).
3-й класс:
1. Отразить свои впечатления об увиденном и услышанном на уроке в рисунке или сочинении.
9-й класс:
1. Записать в тетради виды техники, которые используют законы живой природы.
2. Подготовить сообщения об учёных, внесших вклад в развитии бионики.
Литература
1. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. Материал подготовлен на основе анализа педагогической литературы и зарубежного опыта, представленного в сети Интернет.//Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с. 21–25.
2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы. - 1995. - № 6.
3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.//Народное образование . - 2005. - № 2 - с. 113–121.
4. Методика мозгового штурма//Интернет. 5. Мурашковска И.Н. Неделя проектов.//Директор школы – 1995. - № 3 - с. 184–188.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – Academa. – 2003.
7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. М.: 2000.
8. Технология проектного обучения.// Биология в школе.- 2003. - № 3.
9. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы. -1998. - № 3.