Цель: формирование отрицательного отношения к курению.
Задачи:
- помочь осознать масштабы курения для здоровья человека;
- обучить учащихся пониманию и осознанию влияния курения на будущее человека;
- воспитывать уважение к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем;
- 4развивать умение анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
Подготовительная работа:
- анкетирование учащихся 6 классов;
- изготовление плакатов на тему внеклассного мероприятия.
1. Организационный момент – 2 мин.
1. Приветствие учащихся.
2. Спросить у ребят: “Какое у них настроение?”. Предложить разгадать ребус.
3. Представление групп:
- историки;
- медики;
- редакторы стенгазеты (на доске чистый лист бумаги, который к концу урока превратится в стенгазету, а ее колонки сейчас - пустые, а по мере поступления информации, мы ее будем заполнять).
2. Ход внеклассного мероприятия - 40 мин
1. Вступительное слово классного руководителя.
Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом
Л. Н. Толстой
Табачное зло заполонило Россию. Ни в каких цивилизованных странах нет реклам табака, они запрещены. Настоящая Америка не курит и не пьет, она стремится к здоровому образу жизни, бежит каждое утро по улицам, скверам и паркам к собственному благополучию. Хотя именно Америка навязывает нам свои различные сигаретные изделия, алкогольную продукцию и различные видеофильмы с курящими актёрами, стараясь вовлечь в адское занятие как можно больше людей, но это лишь на радость табачным магнатам, а не здравомыслящим людям.
Что же такое табак? Это “продукт” ядовитого растения, смешанный с различными добавками, чтобы отбить неприятный вкус. Им можно травить себя, травить окружающих людей, загрязнять атмосферу. По данным русского ученого А. Чижевского, выкуривая всего одну сигарету, табачник убивает ионы кислорода на площади в 450 квадратных метров на этаже, где сам находится, и по 150 квадратных метров этажами выше и ниже. Если на планете уменьшится количество буферного кислорода на 0.5% - жизнь на планете прекратится.
Человек имеет определенные представления обо всем, что существует в мире, включая самого себя. Все представления - результат собственного поиска, анализа внешней информации и сопоставления того или другого. Таким образом, наши представления могут быть истинными и ложными.
Сегодня мы проведем “Независимое расследование” по теме “Курить - здоровью вредить”.
Курение становится возможным, прежде всего, благодаря мифическим представлениям о его воздействии. Какой человек в здравом уме будет отравлять свой организм по доброй воле? Картина мира формируется, она подвергается влиянию внешних факторов, она восприимчива к информации, особенно поступающей от взрослых, друзей, кумиров.
О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать, что табак мешает умственной работе.
Только благодаря курению в период с 1950 по 2000 год в развитых странах погибло 60 млн. человек - больше, чем во время Вов. За это табак прозвали “безжалостный киллер”. В цивилизованных странах ему объявлена настоящая война.
А что же врачи? Разве они не борются против курения? Разве они не предупреждают нас о вреде курения? Разве они не боролись против курения?
Слово группе медиков.
(на доске прикреплены плакаты с изображением внутреннего строения человека, наглядные пособия для демонстрации легкого курильщика)
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез.
Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.
В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания.
У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией.
Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и X. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.
Установили, что люди начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те которые начали курить после 25 лет.
Длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 -инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких.
Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
Ученые выяснили, что курение в два раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков полпачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.
Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему, у курящих ребят слабеет память, вот почему среди них чаще встречаются плохо успевающие.
Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.
Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость десен, язвочки во рту, часто восполняется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курения происходит сужение голосовой цели, появляется осиплость голоса.
Оказалось также, что на организм девочки табак действует гораздо сильнее: “вянет кожа”, быстрее сипнет голос.
За последние десятилетия ученые выяснили, что у людей не курящих стали обнаруживаться болезни, присущие курильщикам. Причина? Не курящие люди длительное время находились в помещении вместе с курильщиками. При курении в организм человека проникает 20-25% ядовитых веществ, а 50% вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что не курящие “курят”. Появился даже специальный термин - “пассивное” курение.
2. Просмотр презентации.
Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.
Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.). Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
Предлагаю посмотреть презентацию по теме “Курить - здоровью вредить”.
3. Слово историкам
А как же историки описывают появление табака. “Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые гили из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем, каждый делал из нее 3-4 тяжки, выпуская дым через ноздри”. (X. Колумб)
Туземцы угощали путешественников табаком, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от “трубки мира” хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.
На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой.
Завезенные семена табака и стали культивировать. Распространение табака встречало в странах сильное противодействие.
В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана и виноватых сажали на кол.
Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь.
Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.
В Россию табак, по-видимому, попал в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь.
4. Творческое задание:
Существует много причин, по которым подростки начинают курить. В течение 5 мин. сформулируйте несколько.
- хотят быстрее стать взрослыми.
- не довольны внешностью и физическим обликом.
- неумение решать свои проблемы.
- неуверенность в своих силах, страх за свое будущее
- неудачи в учебе.
- низкая самооценка, непопулярность среди сверстников.
- проблемы в семье.
5. Творческое задание:
Мне рассказал ученик нашего класса такую историю: Эта ситуация произошла со мной однажды в школьном туалете. Старший по возрасту ученик школы, протянул сигарету с предложением попробовать. Я отказался. Тогда он начал высмеивать меня, говорить при этом, что я еще мал, не дорос, я — “маменькин сынок”. Мне было очень обидно еще и потому, что там стояли значимые, авторитетные ребята. Что мне теперь делать? Как можно было отказаться от предложенной сигареты, не подорвав своей репутации среди сверстников.
Помогите однокласснику и сформулируйте отказ от курения.
Но существуют не только те отказы, которые вы придумали. Есть еще много других. О них вы прочитаете в брошюре “Курить - здоровью вредить” в статье “20 способов сказать “НЕТ”.
6. Слово классного руководителя:
У вас было домашнее задание: нарисовать плакат на тему классного часа. Защита плакатов по теме внеклассного мероприятия.
Почему же, несмотря на здравый смысл и понимание всех пагубных последствий люди курят. По данным ученых одна из многих причин - это психологическое программирование человеческого сознания.
С детства дети видят с экранов телевизоров курящих актеров, дома - родителей, на улице - посторонних взрослых, даже в мультфильме “Ну, погоди!” - волк во всю дымит. Так что закрадывается в подсознание уже маленького человечка?
А в школе один подросток уже курит и предлагает другому. После школы - у многих входит в привычку, кто решает просто попробовать, кто уже платит дань моде, кто как “все”, зачем быть “белой вороной” и срабатывает стадный инстинкт. Никто не задумывается о последствия вроде бы безопасной первой выкуренной сигареты.
Изменения происходят на клеточном уровне. По данным исследований Американского ракового общества, более 1/5 всех людей, живущих в настоящее время в развитых странах (а это около миллиарда человек), будут убиты табачным дымом.
Победить привычку к курению крайне сложно. Прежде всего благодаря мифам, которые утвердились вокруг нее. Психологи считают, что курение является симптомом хронической неуверенности в себе. Точно так же, как младенец кладет в рот палец, когда расстроен, взрослый берется за сигарету, под влиянием стресса.
Сегодня мы с вами говорили о такой вредной привычки, как курение, а что человеку дает здоровья? (ответы учащихся).
Физический комфорт:
- острое зрение,
- ловкие руки
- быстрые ноги
- красивое тело
- блестящие волосы
- хорошее пищеварение
- белые зубы и т. д.
Возможности:
- хорошо учиться
- делать карьеру
- обладать материальными и духовными ценностями
- познавать мир
- полноценно общаться
- получать удовольствие от жизни.
Но все хорошо в меру!
Пять важных правил в жизни соблюдай
И на земле увидишь светлый рай,
В делах мирских не возмущай покой,
Зря не рискуй своею головой.
Здоровье береги, как редкий клад,
Живи в достатке, но не будь богат.
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надежный и сердечный друг.
В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, и на транспорте.
Так почему же все-таки продают сигареты в киосках? Да потому, что к сожалению, категорическим запретам не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще не возможно, а вот убедить бросить курить можно.
Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против “пассивного “курения”... Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, А. М. Горький, композитор СВ. Рахманинов и даже ученый-терапевт С. П. Боткин - курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов?
Хочу привести здесь некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки. Писатель А. Дюма - младший: “...я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь”. Л. Н. Толстой, бросив курить, сказал так: “я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове ...”. Великий врач С. П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно не старым (57лет), он сказал: “Если бы я не курил, то прожил бы 10-15 лет “. Сколько бы еще он сделал бы для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычке, не смог спасти и себя.
А вот мнение величайшего шахматиста А. Алехина: “...никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли - способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность выигравши матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку”.
Так говорили о вреде курения для умственной работы взрослого человека выдающиеся люди. Если же вести речь о подростках, то нужно заявить более категорично: умственный труд и курение - несовместимы!
Многократный чемпион страны по конькам И. Аниканов писал: “считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем - отказаться от этой вредной привычке”. Прислушайтесь к этому совету.
А теперь давайте посмотрим на нашу газету. Красиво, хорошо поработала наша редколлегия. Материал получился интересный. Мы нашу газету поместим в коридоре на информационном стенде, чтобы учащиеся школы, посмотрев ее, задумались о своем здоровье.
В завершении классного часа вы получите брошюры и листовки, где еще раз сможете прочитать о вреде курения (Прил. 2)
3. Рефлексия – 3 мин
А сейчас мы подведем итоги нашего мероприятия. На столах лежат таблички со значками
!! - информация интересная, я обязательно расскажу своим друзьям.
! - было интересно, расскажу дома.
. - я это уже все знал, ничего нового я не услышал.