Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний МИР. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют.
Слово «мир» имеет множество значений – земной шар, человеческое общество, согласие, отсутствие вражды, ссоры. Все эти понятия сконцентрированы в названии воспитательной системы «Я и большой мир»
«Я» – это личность подростка. «Большой мир» – все, то, что его окружает, связи, отношение к происходящему и самому себе.
Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.
Моделируя воспитательную систему класса, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности личности и коллектива, проблемы и недостатки воспитательной работы, современные условия действительности: нестабильность в социально-экономической жизни, разобщенность семьи и школы, неспособность некоторых родителей воспитывать своих детей, рост преступности, распространение подростковой наркомании и алкоголизма, низкий уровень правовых знаний у школьников.
Ведущий педагогический замысел моделирования и построения воспитательной системы связан с желанием – дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его индивидуальные способности, содействовать самоопределению личности в социуме.. Данная воспитательная система реализует основную цель: создание условий дляразвития способностей каждого учащегося, формирования духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых условиях жизни.
Главным целевым ориентиром, ожидаемым результатом в реализации воспитательной системы является модель выпускникашколы, содержащая нравственный, познавательный, коммуникативный, эстетический и физический потенциалы.
Нравственный потенциал:
– восприятие и понимание общечеловеческих ценностей, таких как «любовь», «доброта», «порядочность», «терпение», «человек», «личность», «коллектив», «доверие», «знание», «забота»;
– осознание возможностей, достоинств и недостатков собственной личности;
– овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания;
– умение планировать, организовывать, проводить и анализировать порученное дело.
Познавательный потенциал:
– сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых интересов и склонностей;
– умение развивать свои интеллектуальные способности;
– способность адекватно действовать в ситуации выбора в учебной и внеучебной деятельности.
Коммуникативный потенциал:
– усвоение основ коммуникативной культуры личности;
– овладение навыками неконфликтного общения;
– способность строить и вести общение в различных ситуациях;
– определение своих профессиональных интересов;
– умение находить, перерабатывать и использовать информацию.
Эстетический потенциал:
– способность видеть и понимать гармонию и красоту;
– сформированность эстетических вкусов, взглядов;
– знание выдающихся произведений искусства, их авторов;
– апробация себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал:
– развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости,
– овладение простыми туристическими навыками,
– принятие здорового образа жизни как основы своей жизнедеятельности;
– умение управлять своим здоровьем;
– физическое самосовершенствование.
Теоретико-методологическойосновой данной воспитательной системы класса является совокупность взаимосвязанных подходов, таких как системный, личностно-ориентированный, синергетический, вариативно-модельный, позволяющие обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостоятельности, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (теоретики подходов – Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Е. И. Казакова Э. Н. Гусинский, Т. В. Машарова, Ф. Ф. Королёв, Г. Хакен, Е. Н. Князева, и другие).
К основным понятиям данной воспитательной системы можно отнести следующие:
Самовыражение – процесс и результат развития, проявление индивидуумом присущих ему качеств и способностей.
Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Самоактуализацияличности – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Субъект-индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных и общих черт, отличающее их от других индивидуумов и человеческих общностей.
Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.
Выбор – осуществление человеком или группой возможности избирать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Педагогическая поддержка – деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О. С. Газман, Т. В. Фролова).
Вариативность – предполагает множественность путей, форм и способов построения воспитательной системы. Открытость – свойство системы, обусловленное наличием у неё коммукационных каналов с внешней средой для обмена информацией.
Нелинейность – наличие у системы множества путей развития.
Деятельность, общение и отношения в классном сообществе строятся на следующих принципах:
1. Принцип самоактуализаци. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, содействие их дальнейшему развитию. Каждый должен быть самим собой.
3. Принцип субъектности. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности класса и школы, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, воспитывался и учился в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации жизнедеятельности в классе.
5. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых своих сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствуют формированию позитивной Я – концепции личности учащегося, стимулирует дальнейшую работу по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену безграничной требовательности и чрезмерного контроля. Детерминирует успех воспитания внутренняя мотивация.
7. Принцип конкретности. Создание модели конкретного класса. Формируемые представления должны адекватно отражать общие, особенные и единичные черты воспитательного процесса в учебном заведении, учитывать интересы, потребности, ценностные ориентиры отдельных участников воспитательного взаимодействия.
8. Принцип оптимальности. Создаваемая модель должна содержать информацию об оптимальных путях и способах функционирования и развития воспитательной системы.
9. Принцип непрерывности. Воспитательная система – это живой организм, в котором меняется состав детей и взрослых, их интересы, потребности, ценности, появляются новые направления. Непрерывность процессов моделирования и построения воспитательной системы обусловлена постоянной изменчивостью её элементов, связей, структуры и внешних факторов.
Механизм функционирования и построения воспитательной системы
Выбор направлений осуществлялся на основе и в соответствие с результатами диагностики, определением уровня развития и интересов учащихся и обусловлен целевым ориентиром – моделью выпускника школы. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.
Я и мир жизни
(профориентация, общение, социализация)
ЗАДАЧИ:
- Воспитание трудолюбия, формирование профессиональных знаний, умений.
- Овладение навыками и приемами бесконфликтного сотрудничества и общения с другими людьми.
Я и мир информации
ЗАДАЧИ:
1. Обучение навыкам нахождения и переработки различной информации.
2. Расширение пространства использования информации.
Я и мир нравственной гармонии
(нравственность, патриотизм)
ЗАДАЧИ:
- Воспитание преданности и любви к своему народу, к своему Отечеству.
- Формирование нравственной, правовой, политической и экологической культуры.
- Создание условий для формирования и развития свободной и ответственной, гуманной личности.
Я и мой собственный мир
(самопознание, самосовершенствование личности)
ЗАДАЧИ:
1. Развитие умений контролировать свои поступки, мотивы, отношения.
2.Психолого-педагогическое обеспечение процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования.
Я и мир здоровья, физическогосовершенства
(этика семейной жизни, здоровье)
ЗАДАЧИ:
1. Усвоение этики семейной жизни, знаний и требований, предъявляемых к общению в семье.
2. Сохранение, укрепление здоровья учащихся, воспитание стремления к физическому совершенству.
Я и мир прекрасного
(эстетика, творчество)
ЗАДАЧИ:
1. Содействие развитию познавательных интересов личности.
2. Создание условий для развития творческих способностей учащихся.
3. Приобщение к общечеловеческим духовным и материальным ценностям и сокровищам культуры.
Основываясь на личностно – ориентированном подходе, определяются основные средства, приемы иметоды формирования личности:
– диалог;
– рефлексивные методы;
– педагогическая поддержка и фасилитация;
– диагностика;
– создание ситуации выбора и успеха;
– сценарное мышление;
– проектирование;
– игра.
Годовой цикл традиционных классных дел
СЕНТЯБРЬ – День Знаний. Осенний поход.
ОКТЯБРЬ – КТД «Золотая осень», конкурс игроманов «Навигатор компьютерных игр».
НОЯБРЬ – Старттинейджер.
ДЕКАБРЬ – КТД «Новогодняя сказка».
ЯНВАРЬ – «Ее Величество Вежливость». Зимний поход.
ФЕВРАЛЬ – Рыцарский турнир.
МАРТ – конкурсно – развлекательная программа «Супершкольница». Неделя искусства.
АПРЕЛЬ – защита социальных проектов.
МАЙ – ролевая игра «Семья». Выставка компьютерного рисунка «Моя мечта».
ИЮНЬ – двухдневный поход «Туристическими тропами».
Управление в системе воспитания «Я и большой мир»
Управлять – значит создавать условия для ребенка, включать его в разнообразные виды деятельности, в систему отношений. Эффективное управление характеризуется принципами: системообразности, адаптивности, гибкости.
Опираясь на работы И. А. Колесниковой, Е. Н. Барышникова, были выделены ведущие роли классного руководителя.
«ПРОВОДНИК ПО СТРАНЕ ЗНАНИЙ» – создает условия для развития познавательного интереса и желания учиться (проведение мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе).
«НОСИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ» – помогает освоить культурные ценности, на основе которых организован воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров о культуре, культмассовых мероприятий в классе и школе).
«ФАСИЛИТАТОР» – оказывает помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации, самореабилитации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).
Стиль руководства классом
Стиль руководства классом демократический, который проявляется в опоре педагога на общественное мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности, ее содержание до каждого ученика в классе, подключает их к активному участию в обсуждении хода работы.
Основные способы общения: просьба, совет, информация.
Самоуправление
Развитию субъективности личности школьника способствует формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. В школе действует детская и подростковая организация «Алые паруса», в состав которой входит и наш класс. Самоуправление в классе осуществляется посредством деятельности спикера группы, центров самоуправления и их координаторов, создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых и творческих поручений.
При построении самоуправления мы руководствовались принципами Иванова А.В.
Принципы построения самоуправления
– выборность на всех уровнях;
– периодическая отчетность;
– выполнение решений высших органов;
– открытость решений, гласность;
– обеспечение права меньшинства на отстаивание своей позиции;
– соответствие органов коллектива содержанию деятельности;
– обеспечение ученического коллектива реальными правами и обязанностями;
– тактичная критика и самокритика.
В классе составлены и действуют правила жизнедеятельности:
– трать время на любое занятие, если оно тебе интересно;
– не опасайся соперничества, обращайся за помощью к тем, кто способен помочь;
– выражая неодобрение, не прикасайся к личности, оценивай только поступки и конкретные действия;
– помни о том, что лучший собеседник не тот, кто умеет говорить, а тот, кто умеет слушать;
– оставайся свободным в своем выборе, но будь готов нести ответственность за свое решение;
– знай, что коллективное обдумывание какого-либо вопроса положительно влияет на мышление каждого участника;
– известно, дойти до конца в учении невозможно, но нужно двигаться в правильном направлении.
Структура органов самоуправления класса
Все учащиеся класса, в зависимости от интересов, индивидуальных способностей, желания избираются в центры самоуправления. Руководители центров (координаторы) являются представителями в общешкольных органах самоуправлении.
Воспитательная система класса – максимально открытая система.
Родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, работники культуры, общественность – наши сотоварищи в учебной и внеучебной деятельности.
В классе действует родительский комитет, определены группы родителей, для совместной организации воспитательного процесса:
«Творчество» – оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, организация экскурсий, походов, поездок и т. п.
«Казначейство» – финансовая деятельность.
«Помощники» – решение бытовых проблем класса, приобретение подарков для детей, помощь в ксерокопировании, фото и видеосъемки, предоставление транспорта.
Критерии, показатели и методики изучения эффективности воспитательной системы.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях.
К.Д. Ушинский
Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, формулировать педагогические цели и задачи, т.е. организовывать целенаправленный, аргументированный процесс развития личности учащегося.
Беря за основу личностно – ориентированный подход в воспитании, можно выделить критерии, показатели и методики изучения эффективности воспитательной системы.
Самоактуализированность личности
Показатели:
– умение и стремление учащихся к познавательной деятельности;
– креативность личности ребенка, наличие высоких результатов в какой-либо деятельности;
– выбор нравственных форм и способов самореализации;
– наличие положительной самооценки и уверенности в своих силах;
– обладание способностью к релаксации;
– уровень воспитанности личности.
Методы исследования:
– метод экспертной оценки;
– тест П. Торренса;
– тетрадь достижений учащихся;
– тест Н. Е. Щурковой «Размышления о жизненном опыте»;
– анкета-опросник субъективного отношения ученика к самому себе и окружающим;
– метод незаконченного предложения;
– тест «Определение уровня воспитанности» Шиловой;
– диагностическая программа изучения уровня воспитанности.
Уровень развития коллектива
Показатели:
– характер межличностных отношений;
– сплоченность коллектива;
– организованность класса;
– общественное мнение в классе.
Методы исследования:
– наблюдение;
– обобщение независимых характеристик;
– социометрия;
– изучение ценностно-ориентированного единства по Шпалинскому;
– тест изучения сплоченности коллектива;
– игровой экспресс – тест «Бином».
Среда жизнедеятельности учащихся
Показатели:
– создание имиджа класса (оформление классной комнаты, ведение уголка самоуправления, составление классной летописи);
– атмосфера познавательного комфорта;
– атмосфера психологического комфорта воспитанника в классе и в школе
Методы исследования:
– наблюдение;
– тест «Развитие интеллектуальных способностей»
– тест «развитие внимания, памяти, мышления, восприятия»
– тест «Психологическая атмосфера в коллективе» Л. Г. Жедунова.