Урок русского языка в 3-м классе. "Традиционная программа", учебник Т.Г. Рамзаевой

Разделы: Начальная школа


Тема: Ознакомление с образовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке.

Цели:

  • создать условия для формирования понятий «приставка» и «суффикс»;
  • научить выделять приставки и суффиксы в слове;
  • развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
  • работать над каллиграфическими навыками;
  • воспитывать ответственное отношение к выполненным заданиям

Оборудование:

  • учебники: "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой, "Чистописание" Л.И. Тикуновой,
  • иллюстрация поляны корней, долины приставок и суффиксов.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
Орг.момент

Психологический настрой

Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
Повторяют хором слова Звучит спокойная музыка
Планировние деятельности Сейчас у нас урок русского языка.

Составьте план работы на уроке изучения новой темы.

Дети высказывают свои мнения Учитель на доске карточками обозначает план урока (Приложение№1)
Минутка чистописания Для чего мы проводим минутку чистописания. Откройте тетрадь по чистописанию на стр.27.Рассмотрите страницу. Определите цель минутки чистописания. Написание, каких букв будем повторять? (ц, щ)

Что в начале мы должны сделать?

Приготовим руку к письму, выполнив упражнения внизу страницы.

Начнём с написания первого упражнения.

Посмотрите что у нас написано дальше?

«На весь мир хватает и во все щели пролезает» (свет)

Как вы догадались, что эта загадка? Кто уже знает ответ? Спишите загадку и напишите отгадку.

Прочитайте слова внизу

«заря, зарница, зарево»

Что вы можете о них сказать? Правильно эти слова однокоренные, а какие значения они имеют? Напишите эти слова.

Какую цель ставили перед минуткой чистописания? Подчеркните наиболее удавшиеся написания. У кого сегодня получились красивые и правильные буквы?

Дети отвечают.

 

 

 

 Дети прописывают упражнения для разминки.

 Ответы детей. Дети пишут в тетрадь

 

Дети высказывают свои предположения.

 

Ответы детей.

Дети работают в парах, подчеркивают лучшие соединения.

Показ учителем на доске.

 

 

Приложение №2.

Словарная работа Какой следующий этап нашей работы. С написанием каких слов вы вчера познакомились?

Назовите. Образуйте от них однокоренные слова, обозначающие признаки предмета и запишите их.

Прочитайте полученные слова. Что мы повторили?

Из каких частей состоят полученные вами слова? Какая часть есть всегда в любом слове? Что такое корень? Есть ли в словах другие части, которые помогли нам образовывать эти слова?

Ответы детей

«север, юг, восток, запад, заря».

Дети

самостоятельно записывают полученные слова.

Читают слова 2-3 человека.Ответы детей на вопросы. Повторение правила.

 
Введение в тему урока Сегодня мы узнаем, из каких ещё частей может состоять слово, и какую роль они выполняют в нашей речи.

А чтобы узнать мы послушаем продолжение сказки.

« Как-то на волшебную поляну, где уже жили нам знакомые корни, заглянули суффиксы. Удалые были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как вдруг появились хозяева – корни. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах, пошли туда работать и суффиксы. Работу им доверили трудную, но интересную. Они образовывали новые слова. Хоть и были суффиксы родными братьями, но по характеру отличались друг от друга. Суффиксы «ик», «ушк», «щик», «ольк», «еньк», «ец», «иц», «чик» были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно- ласкательное

значение. Например: домик, бабушка, берёзонька, доченька, сестрица, братец, зайчик. А вот суффикс «ищ» любил всё большое, например: костище, домище. Кроме этих суффиксов существует ещё много других. Вы обязательно познакомитесь с ними в словах. Все суффиксы на поляне построили после корней томики, которые имели вот такие крыши

долгое время на лесной поляне корни и суффиксы жили одни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно на поляну зашли приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть. Что же случилось. Приставкам корни очень понравились и захотели они вместе с ними жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться, а построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам (ведь приставки женского рода). Вот так выглядели эти домики:

Вместе с корнями и суффиксами приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов. Вместе работать всегда интереснее и веселее.

   
Физминутка      
Целеполагание А вы хотите попробовать поработать с приставками и суффиксами? Но для этого сначала нужно запомнить кто где (в каком домике) живёт, чтобы не перепутать. Итак, чему мы будем учиться сегодня на уроке?    
Изучение нового материала Какая часть слова стоит перед корнем? Для чего она служит?

Прочитайте об этом правило на странице 57, заучите. Расскажите в парах.

А какая часть слова стоит после корня? Для чего служит?

Правило страница 58. Заучите, расскажите в парах.

Так что же такое приставка и суффикс. Как они обозначаются?

Сейчас мы будем учиться образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса.

Дети рассказывают о приставках и суффиксах по таблице

Дети заучивают и рассказывают друг другу в парах. Ответы детей

2-3 человека рассказывают классу.

 
Закрепление изученного Выполним упражнение 146 из учебника по вариантам.

Обозначьте приставку. Где её место в слове?

Упражнение 147 выполните самостоятельно и выделите суффикс.

А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, как вы выполнили работу.

Дети работают в тетради и у доски.

 

Дети выполняют самостоятельно в тетрадях.

 

 

Взаимопроверка тетрадей.

 
Рефлексия Что мы сейчас с вами учились делать? Ответы детей.  
Знакомство с памяткой разбора слова по составу А сейчас научимся разбирать слово по составу.

Найдите в учебнике памятку 5. прочитайте с чего начинаем разбор слова по составу? Что для этого нужно сделать? Вторым этапом что находим? Как его найти? Третьим этапом что находим? Что для этого нужно сделать? И последним этапом что находим? Как его находим?

А теперь, когда мы познакомились с порядком разбора слова по составу давайте, закрепим свои знания на практике и разберём слово «подберёзовик» по составу.

Дети по памятке работают у доски, а остальные в тетрадях

 

 
Итог урока Подошёл к концу урок. Что вы нового узнали? Какие части слова служат для образования новых слов? Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Было ли вам трудно? Какое настроение у вас оставил наш урок. Ответы детей  

Приложение №3

Приложение №4