Создание условий для повышения мотивации к овладению иностранным языком через использование игровых технологий

Разделы: Иностранные языки


«Создание условий для повышения мотивации к овладению иностранным языком через использование игровых технологий»

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит прежде всего от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели.

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. По итогам анкетирования учащихся МОУ «Симская СОШ» выяснилось, что более 97% учеников приступают к изучению иностранного языка в5 классе с интересом и желанием овладеть им, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся.

Причина видится в следующем.

Учение – это познание. Нельзя обязать человека познать что – либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы.

Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным (адекватным) мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) – отодвинуть на задний план.

С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых – вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности.

Формирование мотивов – это прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, по мнению автора данного опыта, является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Игровые технологии - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Это обстоятельство обостряет мыслительную деятельность учащихся. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Для детей младшего и среднего школьного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в образы, поэтому наиболее эффективными формами обучения иностранным языкам на данных этапах, по мнению автора данного опыта, являются дидактические и ролевые игры.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты:

  1. Игровой замысел.
  2. Правила.
  3. Игровые действия.
  4. Познавательное содержание или дидактические задачи.
  5. Оборудование.
  6. Результаты игры.

Игровой замысел выражен в названии игры. Он заложен в дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Результатом использования дидактических игр является повышение уровня внутренней мотивации школьников к овладению немецким языком и, как следствие этого, развитие коммуникативной компетенции и личности ребенка.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из «мира родного языка», поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта.

В связи с этим целесообразно использовать в начале урока не стереотипный рапорт дежурного, а «приглашать в гости» любимых сказочных героев, например, Человека Рассеянного, который все время путает число и день недели, Белоснежку - неделю и гномов – дни недели.

2. Формировать у учащихся определенные навыки.

Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения.

Например: После изучения темы «Квартира» можно провести такую игру:

- Три поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать!

4. Учить учащихся общению на иностранном языке.

- Конкурс на самого вежливого собеседника.

- Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина.

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял?

-«Снежный ком».

У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку.

У2. –Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и мыло… и т.д.

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка.

Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам.

7. Расширить словарный запас школьников.

- рифмовки;

- сопровождение слов мимикой или жестами;

- цветик - семицветик (речевая задача – развитие умения называть цвет, опрос лексики).

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции.

Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями.

9. Дать адекватную оценку деятельности учащихся. Многие педагоги выступают против отметки, которые больно ранят слабоуспевающих детей, отбивают у них желание учиться. Дело вовсе не в оценке, а в том, как она подается. Необязательно использовать в качестве оценки цифру, ее можно заменить, например, фишкой, звездочкой и т. д.

10. Формировать у учащихся умения оценивать свои возможности.

судить о целесообразности своей деятельности, свободно сравнить себя с другими, а Ребенку большинство решений надо попробовать на практике. Игра дает ему возможность результаты своих действий- с успехами или неудачами других детей. Такая оценка - выработанная своими усилиями - гораздо точнее. Она способствует дальнейшей активизации деятельности ребенка.

Для решения дидактических задач предлагается использовать игры на следующих этапах урока:

Этапы урока 4класс 5класс 6класс 7класс
Начало урока Guten Tag, Helen! Guten Tag!

Hallo! Wie geht’s?

Wir sind Kinder! Разговор по телефону.
Фонетическая зарядка Эхо. Испорченный телефон. Кто лучше запомнит и повторит. Слухачи.
Предъявление нового материала Все игрушки в гости к нам! В гостях у сказки! А у нас гость! Путешествие.
Тренировка и применение Снежный ком. Что у меня в корзине? Wir fliegen, fliegen. Die Nase. Шапка вопросов.
Физминутка Mein Haus hat vier Ecken. Wir bauen einen Schneemann. Wir gehen durch den Wald. Пантомима.
Аудирование Найди рифму! Угадай - ка! Вы улыбнулись? Почему? Веришь- не веришь
Повторение Цветик- семицветик. Поле чудес. Собери диалог. Сочинялки.
Контроль Строим домики для трех поросят. Штурмуем вершины. Пантомима. Мы снимаем фильм.
Домашнее задание Укрась слово. Кроссворд. Превращения. Враки.
Заключительный этап Мы рисуем солнышко. Букет настроения. Дерево чувств. Что ты чувствуешь?

Приложение I

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимуляции учащихся к учебной деятельности.

К основным приемам игровых технологий можно отнести следующие:

1. Дидактическая цель завуалирована игровой задачей. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, двигаясь к которой, он овладевает планируемым учителем содержанием образования.

Например: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости к Бременским музыкантам. Они наводят порядок в доме, который им достался от разбойников. Давайте посмотрим, кто какую работу выполняет (Семантизация лексического материала по теме «Помощь дома»).

2. Использование фантастической добавки. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Например: Я получила письмо, но оно попало под дождь и некоторые буквы размыло. Помогите мне его прочитать (упражнение на подстановку пропущенных букв).

3. Вызвать у детей удивление. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Например: Ребята, а вы знаете, что неделя в Германии начинается с воскресенья?

4. «Лови ошибку» - так называет этот прием А. Гин. Учитель намеренно допускает ошибки, организуя учеников на их выявление.

Например: Незнайка составлял свой распорядок и наделал ошибок. Давайте ему поможем исправить их.

Что же касается форм организации ситуаций на уроке, то их можно разделить на три вида:

  1. Драматизация. Учащимся дается пьеса, рассказ, уже прочитанные и осмысленные, которые они должны разыграть.
  2. Ролевая игра. Детям дается краткое описание ситуации и их ролей, и предлагается действовать от имени персонажей.
  3. «Симуляция» Дается краткое описание ситуации, а учащимся предлагается действовать от собственного имени.

Ролевая игра включает в себя элементы и драматизации, и «симуляции». Следовательно, ролевую игру можно рассматривать как универсальную форму организации общения на уроке. Она обладает большими обучающими возможностями.

  1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, т.к. она подражает действительности в самых существенных чертах.
  2. Ролевая игра способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке.
  3. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно – побудительного плана.
  4. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала.
  5. Ролевая игра дает возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.
  6. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему.
  7. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

  1. Имитационные игры, направленные на имитацию определенной жизненной ситуации.
  2. Ситуационные игры, связанные с решением какой – либо узкой, конкретной проблемы – жизненной ситуации.
  3. Условные игры, посвященные разрешению, например, учебных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, соревнования, уроки - сказки, уроки – сюрпризы и т.д.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям:

  1. Дидактическая цель формулируется в виде игровой задачи.
  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  3. Учебный материал используется в качестве средства игры.
  4. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  5. Рефлексия осуществляется в игровой форме.

Технология ролевой игры на младшем и среднем этапах обучения должна строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие основные коммуникативные умения и навыки.

Системы действий учителя и учащихся на этапах подготовки и проведения ролевой игры.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Планирование Принимает на себя роль мастера игры.  
Определяет цели.  
Формулирует проблему  
Придумывает сюжет.  
Отбирает лексический и грамматический материал.  
Готовит реквизит и необходимое оборудование Принимают участие в подготовке реквизита.
2. Подготовка Представляет изучаемую тему. Обсуждают сценарий, знакомятся с правилами, ролями, игровыми процедурами.
Семантизирует лексический и грамматический материал. Усваивают новый лексический и грамматический материал.
Тренирует учащихся в употреблении нового материала. Используют новый лексический и грамматический материал в игровых упражнениях.
  Выступает режиссером театральных выступлений, если они предусмотрены Готовят театрализованные выступления.
3. Собственно игра Осуществляет погружение в мир игры. «Проживают» игровую ситуацию.
Фиксирует по ходу урока следствия игровых действий. Действуют по игровым правилам.
4. Рефлексия Делает обзор, даёт характеристику «событий». Принимают участие в обсуждении игры, делятся трудностями и идеями, возникшими в ходе игровых действий.
Дает мотивированную оценку участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Осуществляют рефлексию процесса игры и своего участия в нем.
Определяет уровень знаний и умений.  
Подводит учебно – познавательные итоги игры.

Во время проведения игры учащиеся действуют по игровым правилам (по логике разыгрываемой роли). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и участника общего действия.

Трудности при организации и проведении ролевой игры могут возникнуть на любом этапе работы. Поэтому, как условие успешности, результативности этого труда, автор данного опыта видит совместную творческую работу учителя и учащихся. Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлеченным и по возможности участвовать в игре.

Функция преподавателя заключается в стимуляции возникновения, поддержании, усилении и возрастании мотивации, повышении ее устойчивости.

Используя игровые формы занятий, учитель должен учитывать следующее:

1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован.
2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.
3. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.
4. Затраты времени на подготовку и проведение игры и ее польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.
5. Игровые занятия должны проводиться преимущественно на иностранном языке.